Евгений Ермолаев →  МАССОВАЯ РАССЫЛКА: главная беда соц. сетей и мессенджеров

WhatsApp, второй по популярности мессенджер в мире, анонсировал обновление: теперь одно и то же сообщения нельзя пересылать более, чем пяти контактам (или группам). С чем связаны такие ограничения?
Главная цель приложения – обмен личными сообщениями. А новые правила направлены на борьбу с фейковыми новостями.
Причиной для введения ограничений послужил случай, который произошел в Индии. Из-за анонимных сообщений, которые спровоцировали панику в обществе, были убиты несколько человек.
Сегодня социальные сети и мессенджеры стали основным способом получения и распространения информации. Практически все СМИ имеют группы в соц. сетях, заводят каналы на различных платформах. Пользователи перестали заходить на официальные порталы источников, и предпочитают просматривать ленту последних публикаций в соц. сетях, или довольствуются рассылкой от контактов в мессенджере. При таком положении дел качество подаваемых новостей падает, а количество фейковых публикаций резко возрастает.

Что представляет из себя массовая рассылка?

Обычно пользователи, которые получают сообщения из массовой рассылки, не вчитываются в содержание. Первое, что бросается в глаза – заголовок. Обычно он звучит так: «Срочно! Внимание! Перешлите это сообщение всем своим близким!». А дальше следует текст предупреждающего характера. За чистую монету выдаются разного рода «страшилки» о маньяках, педофилах, мошенниках, вирусах, опасных медикаментах, насекомых-убийцах и тому подобное. Самое большое распространение получают сообщения, вызывающие эмоции — страх или сострадание.

Массовую рассылку в соц. сетях и мессенджерах также используют в качестве черного пиара каких-либо товаров и услуг. Большой резонанс получило сообщение о конфетах с содержанием наркотиков, которые вызывают привыкание у детей. Помимо сомнительных фактов и доказательств, к сообщению была прикреплена фотография конфеты, где хорошо читалось название марки. О последствиях этой истории нетрудно догадаться.

Нельзя однозначно ответить на вопрос, кто занимается дезинформацией. За той или иной рассылкой стоят разные люди, и преследуют они разные цели – это может быть попытка заработать мошенническим путём, или отвлечение внимания от уже совершённого преступления. Рассылка фейковых сообщений – это всегда провокация людей на действия, которые выгодны злоумышленникам. Если вычислить распространителей подобных сообщений возможно, то узнать первоисточник – задача проблематичная. Более того, в России нет практики привлечения к ответственности авторов панических сообщений.

Как распознать фейковую новость?

Рассмотрим несколько признаков, по которым можно определить недостоверность информации:

1. Громкие заголовки и призывы к распространению. Большая часть сообщений, которые начинаются именно с этих слов – фейки;

2. Сообщение отправлено или переслано с неизвестного номера;

3. К некоторым сообщениям прикрепляют доказательства в виде фото, которые подверглись монтажу. Фотографии редактируют непрофессионалы, и заметить недочеты довольно просто;

4. Сообщение написано сумбурно, предложения нелогичны и не последовательны. В тексте используются смайлы, изобилие восклицательных знаков;

5. Официальные сообщения не распространяются посредством массовой рассылки через мессенджеры.

Что делать, если вам отправили такое сообщение?

Главная ошибка, которую совершает человек, получив такое сообщение – начинает его пересылать. Именно на это рассчитывают злоумышленники.
Для того, чтобы проверить информацию на предмет несоответствий, не обязательно быть профессиональным журналистом. Достаточно иметь критическое мышление и не верить с первых слов тому, что вы видите у себя в ленте новостей.

Вопрос, что делать с фейковыми аккаунтами пользователей остается по-прежнему открытым. С помощью анонимных страниц злоумышленники доводят людей до эмоционального стресса, провоцируют панику, подталкивают на совершение губительных для жизни поступков, шантажируют.
Мы способны не только узнать, кто пишет с фейковой страницы, но и привлечь этого человека к ответственности.

Нет комментариев