Даханаго Нагоева → О налогах - в верхах
28-29 октября проходит ХV Всероссийский налоговый форум. Участвую как эксперт и хочу поделиться впечатлениями.
Моё выступление касалось дробления бизнеса. Ещё в конце 2018 г. ФНС России в своём письме №ЕД-4-2/25984 официально объявила о недопустимости злоупотреблений налоговыми преимуществами, установленными для малого бизнеса. В качестве злоупотребления указано создание видимости деятельности нескольких самостоятельных налогоплательщиков, прикрывающих деятельность одного налогоплательщика для того, чтобы получить или сохранить права на применение специального налогового режима, предусматривающего по сравнению с общим режимом налогообложения пониженную налоговую (фискальную) нагрузку. Сегодня малое предпринимательство имеет возможность использовать специальные налоговые режимы УСН и ЕНВД, которые позволяют снизить налоговую нагрузку существенно. Однако, чтобы воспользоваться ими, работа компании должна соответствовать определённым требованиям, ограничениям, установленным в НК РФ для таких спецрежимов. В попытке снизить свою налоговую нагрузку средний и крупный бизнес пытается раздробить свои предприятия на несколько внешне самостоятельных юридических лиц, чтобы они формально отвечали требованиям закона, позволяющим применять спецрежимы. И юридическое лицо создаётся или выделяется не для ведения реальной финансовой деятельности, а исключительно для уменьшения налоговой нагрузки.
Понятия дробления бизнеса в законодательстве на сегодняшний день нет. В этом и состоит проблема. Первое, что приходит на ум, когда мы слышим этот термин, – это реорганизация юридического лица в форме разделения. Но отождествлять понятие «дробление бизнеса» с «реорганизацией» нельзя — здесь идёт речь не об одних и тех же правовых явлениях. В тоже время при дроблении бизнеса зачастую используют реорганизацию как способ разделения юридических лиц. Логично, что возникают вопросы: что же может быть неправомерным при дроблении, всякое ли дробление неправомерно, когда дробление обладает признаками неправомерности, а когда может считаться добросовестным и законным? Об этом и говорили с коллегами, разбирая примеры из практики.
Общая тема всех встреч — «Налоговая политика: взгляд бизнеса и власти». Деловой форум проходит в Торгово-промышленной палате РФ и объединяет ведущих экспертов Федеральной налоговой службы, Счётной палаты РФ, Минфина, Минэкономразвития, сенаторов и депутатов Федерального Собрания РФ, представителей Общественной палаты РФ и юридического сообщества. Мы говорим об актуальных направлениях налоговой практики: трансфертном ценообразовании, косвенном налогообложении, акцизах, налоговом мониторинге и мерах стимулирования бизнеса и привлечения инвестиций. Интерес вызвало обсуждение основных направлений налоговой политики до 2022 года, новые правила необоснованной налоговой выгоды и свежие тренды электронного документооборота и маркировки. Коллеги говорили о необходимости разработать рамочный закон для регулирования неналоговых платежей; для этого к разговору привлекли депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации РФ.
Моё выступление касалось дробления бизнеса. Ещё в конце 2018 г. ФНС России в своём письме №ЕД-4-2/25984 официально объявила о недопустимости злоупотреблений налоговыми преимуществами, установленными для малого бизнеса. В качестве злоупотребления указано создание видимости деятельности нескольких самостоятельных налогоплательщиков, прикрывающих деятельность одного налогоплательщика для того, чтобы получить или сохранить права на применение специального налогового режима, предусматривающего по сравнению с общим режимом налогообложения пониженную налоговую (фискальную) нагрузку. Сегодня малое предпринимательство имеет возможность использовать специальные налоговые режимы УСН и ЕНВД, которые позволяют снизить налоговую нагрузку существенно. Однако, чтобы воспользоваться ими, работа компании должна соответствовать определённым требованиям, ограничениям, установленным в НК РФ для таких спецрежимов. В попытке снизить свою налоговую нагрузку средний и крупный бизнес пытается раздробить свои предприятия на несколько внешне самостоятельных юридических лиц, чтобы они формально отвечали требованиям закона, позволяющим применять спецрежимы. И юридическое лицо создаётся или выделяется не для ведения реальной финансовой деятельности, а исключительно для уменьшения налоговой нагрузки.
Понятия дробления бизнеса в законодательстве на сегодняшний день нет. В этом и состоит проблема. Первое, что приходит на ум, когда мы слышим этот термин, – это реорганизация юридического лица в форме разделения. Но отождествлять понятие «дробление бизнеса» с «реорганизацией» нельзя — здесь идёт речь не об одних и тех же правовых явлениях. В тоже время при дроблении бизнеса зачастую используют реорганизацию как способ разделения юридических лиц. Логично, что возникают вопросы: что же может быть неправомерным при дроблении, всякое ли дробление неправомерно, когда дробление обладает признаками неправомерности, а когда может считаться добросовестным и законным? Об этом и говорили с коллегами, разбирая примеры из практики.
Нет комментариев