Илья Александров →  Брачный договор как инструмент защиты – или нападения?

Илья Александров, Dr. iur., MBA (Finance)

Управляющий партнер «Александров и Партнеры»,
www.alexandrow.biz

1. Времена, когда намерения были чисты, а помыслы – безупречны

В 2003 году я решил, что будет уже своевременно написать хорошую светлую статью о таком замечательном институте российского семейного и гражданского права как брачный договор. Тем более, что в тот год я как раз собрался сам жениться и активно подумывал над тем, как бы это попрактичнее использовать знания, полученные на юридическом факультете.

Как и ожидалось, девушка моя не восприняла идею брачного договора как очаровательный розовый восход нашей новой совместной жизни, но на память об этом времени у меня осталось несколько прекрасных проектов и образцов.

Несколько лет спустя я с коллегами хорошенько посмеялся над некоторыми пассажами в тексте последней версии проекта брачного договора, но шутки шутками – а работа работой. Циничные иногда встречаются люди, правда. Однако, составлять грамотные и юридически действительные брачные договоры – довольно ответственное занятие, где альтернативный взгляд на ситуацию может быть очень востребован.

Поэтому в этой статье, которая написана 17 лет спустя, немного не дотянув до сроков в романе А. Дюма, я решил поделиться накопленным опытом и намекнуть интересующимся тематикой брачного договора господам и милым дамам, что договоры заключаются для отчетности и проблемных ситуаций, а любовь – она чиста и высока. Не нужно путать одно с другим, и в жизни все будет вполне нормально. Поэтому здесь речь пойдет не о любви.

2. Кому война, а кому – бизнес-процесс

Как раз в начале 2000-х годов среди моих сверстников бытовало мнение о том, что брачный договор – это такая штука, с помощью которой злой и властный мужчина закабаляет на веки вечные свою супругу, а сам сидит и ехидно ухмыляясь, снимает себе годами сливки с семейного тортика. Поверьте, это совсем не так.

Если уже, наконец, начать анализировать институт брачного договора всерьез, то с одной стороны он, конечно, представляет собой сделку и устанавливает порядок определения принадлежности имущества, нажитого супругами. А с другой стороны, брачный договор является заточенным под различные другие цели инструментом. Использование этих острых граней является не совсем явным в будущем для подавляющего большинства сторон, вступающих в брак и желающих заключить брачный договор.

Во-первых, брачный договор защищает имущество семьи в случае ведения бизнесом одним из супругов. В том случае, конечно, если брачный договор заключен в нужное время и содержит правильные формулировки в специальных пунктах.

Во-вторых, брачный договор защищает имущество семьи в случае ведения бизнеса обоими супругами – по тем же, описанным выше причинам.

Во-третьих, положения брачного договора должны четко регламентировать порядок и сроки отдельных процедур, связанных с разделом совместно нажитого имущества. Ведь таким увлекательным занятием многие занимаются годами, а по уму лучше бы потратить это время на новую личную жизнь – уж если решили делить имущество и разводиться в прежнем браке.

Но, как ни странно, есть и четвертый – и весьма весомый повод заключить брачный договор, который для многих становится если не спасительным кругом, то, по крайней мере, стоп-краном на пути поезда, переполненного злыми и задорными кредиторами, который на полном ходу мчится к станции «Совместно нажитое имущество супругов. Конечная».

Рассмотрим же эти ситуации и дадим несколько рекомендаций.

3. Кому семья, а кому – барьер в доступе к имуществу

Кастрюлей можно сварить отличный суп, а можно и голову разбить. Так и с брачным договором.

В ряде случаев его положения защищают другого, менее деловитого и оборотистого супруга, а также – опосредованно – и несовершеннолетних детей, от обращения взыскания по искам кредиторов, желающих привлечь деловитого и солидного другого супруга к субсидиарной ответственности по обязательствам возглавляемого им юридического лица (или даже нескольких юридических лиц).

Составлять и заключать такой договор желательно заранее, чтобы свести к минимуму инсинуации на тему о том, а не является ли такой договор инструментом сокрытия имущества от добросовестно кромсающих бизнес одного из супругов кредиторов.

4. Договоры нужно исполнять, в том числе брачные

Другая ситуация, конечно, складывается, если оба супруга занимаются бизнесом (то есть владеют долями в хозяйственных обществах или владеют коммерческой или жилой недвижимостью где постоянно не живут), выступают в качестве генеральных директоров или поручителей в каких-либо бизнес-структурах и схемах. Такое бывает, причем не только с очень богатыми людьми, даже скажу, это бывает в большинстве экономически активных семей.

Раз когда-то был составлен, подписан и нотариально удостоверен брачный договор, его нужно исполнять. Таков закон, а законы, как и некоторые договоры, обязательны как для сторон договора, так и для третьих лиц, непосредственно не участвующих в браке. И это логично, так как брак – это танго вдвоем, союз мужчины и женщины, священный и оберегаемый высшими силами альянс на долгие годы и десятилетия. Как бы избито и банально это не звучало, но к браку извне должно быть уважительное и трепетное отношение. Поэтому брачный договор образует своеобразную водораздельную стенку между деловыми проектами каждого из супругов, их сугубо интимной личной семейной жизнью и всеми прочими отношениями, лицами и компаниями, которые работают на рынке. Даже несколько стенок, переборок, разделительных камер, порталов и волшебных коробочек по телепортации всего на расстояние.

Умение практикующего юриста снабдить брачный договор нужными пунктами, положениями и специальными нормами в ряду случаев может привести супругов не к фиаско, а к вполне аккуратному и благополучному результату, когда и овцы – живы и целы, и волки – относительно сыты. Впрочем, кто является волками, а кто – овцами, определяет только уровень профессионализма юриста, приглашаемого для составления проекта брачного договора. Мы исходим из того, что оба супруга находятся в рамках одного биологического вида, и даже при каком-либо конфликте интересов между заказчиком такой работы и противоположной стороной задача по установке и наладке инструментов защиты от обитателей из внешнего мира выполняется на благо всей семьи.

5. Брачный договор и личное банкротство гражданина

Самый пасмурный вариант использования брачного договора может сложиться в результате недостаточности имущества одного из супругов при начале процедуры личного банкротства гражданина. Такой поворот событий возможен уже несколько лет. Ведь взятые на себя ранее обязательства, будучи просроченными, рано или поздно вызывают справедливый гнев кредитора.

Брачный договор, как стойкий оловянный солдатик, может сослужить свою службу и здесь. Конечно, это не единственный инструмент, который имеет смысл применять в рамках процедуры несостоятельности (банкротства), но, как в том еврейском анекдоте про тестирование одного пехотинца вопросом о 15 едущих на него из-за угла танках, солдат на войне не должен сражаться в одиночку.

******

У юристов, которые специализируются на цивилизованных, в том числе внесудебных альтернативных процедурах урегулирования разногласий и разрешении споров, есть несколько преимуществ. Отсутствие необходимости приходить на перестрелку или поножовщину с соответствующими инструментами и возможными ответными действиями с противоположной стороны. Работа на стадии, когда еще ничто не запущено и есть пространство для маневра. Поэтому все и всегда нужно делать заранее, но с пониманием, что это самое «заранее» может быть долгим и недешевым процессом. Впрочем, как показывает наш опыт, результаты в конкретных случаях того стоят.

Вы можете записаться на первую консультацию по тел. + 7 906 035 74 78 (WhatsApp, Telegram) или написа по адресу: alexandrow@alexandrow.biz

Нет комментариев