Виктория Бергман → Сколько должно стоить производство экспертиз?
Вопрос стоимости экспертных исследований (и демпинг со стороны коммерческих экспертных организаций и индивидуальных экспертов в частности) давно зреет в среде профессионалов в области судебно-экспертной деятельности.
Ценообразование в негосударственных экспертных учреждениях и у самозанятых экспертов не урегулировано законодательно.
Как сейчас зачастую определяется стоимость исследования в негосударственных учреждениях и у частнопрактикующих экспертов?
В негосударственных экспертных учреждениях стоимость исследования не опирается на какие-то общепринятые методики или подходы, определяющим будет опыт руководителя и его внутреннее понимание цены на рынке:
• Стоимость производства экспертизы может определяться собственной оценкой эксперта, желающего получить ту или иную сумму за свою работу. Как правило, таким образом определяют стоимость самозанятые или ИП.
Чем большим опытом и регалиями (ученой степенью, например) обладает эксперт и чем крупнее город, в котором он работает, тем стоимость часа его работы будет выше.
В высококонкурентных сферах, как, например, производство автотехнических экспертиз, наоборот, есть тенденция занижения стоимости исследования. Недостатка в предложениях на рынке экспертных услуг нет.
• Стоимость производства экспертизы складывается из прямых и косвенных затрат — основная доля приходится на заработные платы, в первую очередь, эксперта, во вторую, сотрудников, которые обеспечивают жизнедеятельность организации — секретарь, делопроизводитель, системный администратор, бухгалтер, уборщик, директор и т.д., пропорционально включаются налоговые отчисления, арендные платежи, коммунальные расходы, услуги связи, транспорта, затраты на содержание офиса, общехозяйственные и иные текущие расходы. Как правило, таким образом определяют стоимость ИП, имеющий нескольких сотрудников, ООО и другие организации.
На сайте любого учреждения мы сможем найти прайс по оказываемым услугам. Однако при реальном обращении за производством экспертизы, окажется, что стоимость ориентировочна, а цена на сайте и близко не соответствует действительности.
Как стоимость исследования определяется по закону?
Согласно Приказу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 17.08.2022 N 143/1-1 «Об установлении стоимости экспертного часа и утверждении Перечня платных работ при производстве на договорной основе экспертных исследований для граждан и юридических лиц», стоимость экспертного часа при производстве судебных экспертиз по гражданским, административным и арбитражным делам, а также при производстве на договорной основе экспертных исследований для граждан и юридических лиц с 01.09.2022 г. составляет 2 861 рубля 09 копеек.
Минюстом утверждена максимальная стоимость производства экспертиз в зависимости от их категории сложности и затрат времени на их производство. Приведем несколько примеров:
• Почерковедческая экспертиза, Автороведческая экспертиза: 1 категория сложности — 68 666,16 руб. (24 часа), 2 категория — 154 498,86 руб. (54 часа), 3 категория — 271 803,55 руб. (95 часов).
• Фототехническая экспертиза: 1 категория сложности — 91 554,88 руб. (32 часа), 2 категория — 154 498,86 руб. (54 часа), 3 категория — 329 025,35 руб. (115 часов).
• Автотехническая экспертиза (Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, Исследование технического состояния транспортных средств, Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)): 1 категория сложности — 91 554,88 руб. (32 часа), 2 категория — 154 498,86 руб. (54 часа), 3 категория — 271 803,55 руб. (95 часов).
• Автотехническая экспертиза (Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта): 1 категория сложности — 91 554,88 руб. (32 часа), 2 категория — 154 498,86 руб. (54 часа), 3 категория — 234 609,38 руб. (82 часа).
Стоимость производства экспертиз, выходящих за пределы 3 категории сложности, рассчитывается в каждом конкретном случае, исходя из фактически затраченного времени.
Что скрывается за понятием «категория сложности»?
Общепринятые параметры определения стоимости исследования, влияющие на временные затраты — количество и сложность поставленных вопросов, сложность проведения исследования, срок сдачи выполненного исследования, стоимость дополнительных сопутствующих расходов (например, выезд эксперта).
Большинство параметров достаточно легко определяемы и измеряемы. Кроме «сложности вопросов». Иногда самый простой вопрос может стать архисложным при увеличении количества материалов по делу — когда эксперт для ответа на вопрос вынужден изучить, к примеру, 30 томов дела.
Полный перечень экспертиз и их стоимости можно легко найти в Приложении № 2 к приказу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 17.08.2022 г. N 143/1-1.
Указанная в этом приказе стоимость производства экспертиз регламентирована только для бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста, но вы сами можете сравнить эти цифры с ценами в частных экспертных организациях, у индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
Нужны ли рекомендуемые цены и прайсы в сфере судебно-экспертной деятельности для негосударственных экспертов?
Многие эксперты сходятся во мнении, что рекомендуемые цены сильно упростили бы процесс определения стоимости исследования для клиента.
Но возможно ли вообще составить такой прайс?
Попытки в экспертной практике уже были. По некоторым видам экспертиз, как, например, автотехническая экспертиза для определения стоимости восстановительного ремонта или почерковедческая — достаточно легко разработать тот прайс, который можно применять. Однако для других экспертиз, например, строительно-технических, это невозможно. Здесь каждая экспертная услуга индивидуальна, эксперт будет иметь дело с конкретным объектом, расположенным в определенном месте, на исследование будут поставлены определенные вопросы. Предусмотреть все нюансы никак не получится.
Теоретически, конечно, можно выделить подвиды и категории для каждого вида исследований, однако на это уйдет не один год. А практическое применение такой прайс вряд ли найдет.
Регулировать не цены, а учреждения
Как видится нам, регулировать нужно не цены, а экспертные учреждения, в целом, и регулирование рынка должно исходить не от экспертного сообщества, а со стороны государства.
К экспертному учреждению должны предъявляться определенные требования — количество экспертов в штате, минимальный размер оплаты труда штатных экспертов, что приведет к определенному размеру налогообложения, страхование профессиональной ответственности для экспертов, деятельности для организации и т.д. Контролирующий орган будет смотреть за исполнением этих требований в негосударственных экспертных учреждениях, выводить из этой сферы деятельности учреждения, не соблюдающие требования и регламенты. В этом случае цены сами собой придут в порядок, себестоимость услуг значительно повысится, а значит, демпинговать будет невозможно. Однако цены — лишь следствие. Более важным в этом процессе будет повышение качества услуг.
Истинная проблема сферы экспертных услуг состоит в том, что у нас не работает конкуренция.
Например, в медицине и других сферах услуг за счет повышения качества — и самой услуги, и сервиса — можно повышать стоимость.
А как повысить качество экспертизы? Вместо 10 страниц написать 100? Очень сильно обосновать вывод? Стоимость экспертизы от этих манипуляций выше не станет. Вложиться в рекламу? Узнаваемость вряд ли станет определяющей, если знакомый эксперт пообещает нужные выводы.
Клиенты зачастую не в состоянии оценить качество оказываемой экспертной услуги. Например, два эксперта выполнили две экспертизы. Как клиенту определить, чья работа была выполнена более качественно? Нужен третий эксперт, способный проанализировать оба документа и выдать свое заключение. Потребитель обращается к профессионалам, потому что не разбирается в экспертизе. И тут важно понимать, что мало оказывать качественные услуги — нужно уметь донести до клиента ценность услуги, чтобы он смог воспринять ее качество.
Выбирая, клиент действует эмоционально, находясь в окружении страхов (а вдруг ошибусь?) и суеверий (например, известное учреждение — дорогое учреждение). Нет объективных данных для анализа. Сюда добавляется проблема оценки качества услуги, о которой мы только что говорили. Добавьте сюда непостоянство во времени этого качества. Сегодня эксперт подготовил экспертизу в соответствии со всеми требованиями законодательства, а завтра он приболел и какие-то моменты упустил из вида. Опираться на мнение друзей? Не всегда эффективно: другу понравилось, не факт, что понравится мне… И конечно, особенности российского менталитета. Подавляющее большинство граждан считают, что они способны сами защищать себя в суде, скачав шаблон искового заявления в интернете. Они психологически не готовы оплачивать ни юридическую, ни экспертную помощь до тех пор, пока не испортят ситуацию.
Давайте обсудим
Так сколько должны стоить экспертизы?
Нужно ли регулирование цен в сфере судебной экспертизы? И если это будет реализовано, принесет это больше плюсов или минусов?
Как вы относитесь к идее государственного регулирования экспертных учреждений?
И как, на ваш взгляд, можно конкурировать на рынке судебно-экспертной деятельности?
Ценообразование в негосударственных экспертных учреждениях и у самозанятых экспертов не урегулировано законодательно.
Как сейчас зачастую определяется стоимость исследования в негосударственных учреждениях и у частнопрактикующих экспертов?
В негосударственных экспертных учреждениях стоимость исследования не опирается на какие-то общепринятые методики или подходы, определяющим будет опыт руководителя и его внутреннее понимание цены на рынке:
• Стоимость производства экспертизы может определяться собственной оценкой эксперта, желающего получить ту или иную сумму за свою работу. Как правило, таким образом определяют стоимость самозанятые или ИП.
Чем большим опытом и регалиями (ученой степенью, например) обладает эксперт и чем крупнее город, в котором он работает, тем стоимость часа его работы будет выше.
В высококонкурентных сферах, как, например, производство автотехнических экспертиз, наоборот, есть тенденция занижения стоимости исследования. Недостатка в предложениях на рынке экспертных услуг нет.
• Стоимость производства экспертизы складывается из прямых и косвенных затрат — основная доля приходится на заработные платы, в первую очередь, эксперта, во вторую, сотрудников, которые обеспечивают жизнедеятельность организации — секретарь, делопроизводитель, системный администратор, бухгалтер, уборщик, директор и т.д., пропорционально включаются налоговые отчисления, арендные платежи, коммунальные расходы, услуги связи, транспорта, затраты на содержание офиса, общехозяйственные и иные текущие расходы. Как правило, таким образом определяют стоимость ИП, имеющий нескольких сотрудников, ООО и другие организации.
На сайте любого учреждения мы сможем найти прайс по оказываемым услугам. Однако при реальном обращении за производством экспертизы, окажется, что стоимость ориентировочна, а цена на сайте и близко не соответствует действительности.
Как стоимость исследования определяется по закону?
Согласно Приказу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 17.08.2022 N 143/1-1 «Об установлении стоимости экспертного часа и утверждении Перечня платных работ при производстве на договорной основе экспертных исследований для граждан и юридических лиц», стоимость экспертного часа при производстве судебных экспертиз по гражданским, административным и арбитражным делам, а также при производстве на договорной основе экспертных исследований для граждан и юридических лиц с 01.09.2022 г. составляет 2 861 рубля 09 копеек.
Минюстом утверждена максимальная стоимость производства экспертиз в зависимости от их категории сложности и затрат времени на их производство. Приведем несколько примеров:
• Почерковедческая экспертиза, Автороведческая экспертиза: 1 категория сложности — 68 666,16 руб. (24 часа), 2 категория — 154 498,86 руб. (54 часа), 3 категория — 271 803,55 руб. (95 часов).
• Фототехническая экспертиза: 1 категория сложности — 91 554,88 руб. (32 часа), 2 категория — 154 498,86 руб. (54 часа), 3 категория — 329 025,35 руб. (115 часов).
• Автотехническая экспертиза (Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, Исследование технического состояния транспортных средств, Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)): 1 категория сложности — 91 554,88 руб. (32 часа), 2 категория — 154 498,86 руб. (54 часа), 3 категория — 271 803,55 руб. (95 часов).
• Автотехническая экспертиза (Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта): 1 категория сложности — 91 554,88 руб. (32 часа), 2 категория — 154 498,86 руб. (54 часа), 3 категория — 234 609,38 руб. (82 часа).
Стоимость производства экспертиз, выходящих за пределы 3 категории сложности, рассчитывается в каждом конкретном случае, исходя из фактически затраченного времени.
Что скрывается за понятием «категория сложности»?
Общепринятые параметры определения стоимости исследования, влияющие на временные затраты — количество и сложность поставленных вопросов, сложность проведения исследования, срок сдачи выполненного исследования, стоимость дополнительных сопутствующих расходов (например, выезд эксперта).
Большинство параметров достаточно легко определяемы и измеряемы. Кроме «сложности вопросов». Иногда самый простой вопрос может стать архисложным при увеличении количества материалов по делу — когда эксперт для ответа на вопрос вынужден изучить, к примеру, 30 томов дела.
Полный перечень экспертиз и их стоимости можно легко найти в Приложении № 2 к приказу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 17.08.2022 г. N 143/1-1.
Указанная в этом приказе стоимость производства экспертиз регламентирована только для бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста, но вы сами можете сравнить эти цифры с ценами в частных экспертных организациях, у индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
Нужны ли рекомендуемые цены и прайсы в сфере судебно-экспертной деятельности для негосударственных экспертов?
Многие эксперты сходятся во мнении, что рекомендуемые цены сильно упростили бы процесс определения стоимости исследования для клиента.
Но возможно ли вообще составить такой прайс?
Попытки в экспертной практике уже были. По некоторым видам экспертиз, как, например, автотехническая экспертиза для определения стоимости восстановительного ремонта или почерковедческая — достаточно легко разработать тот прайс, который можно применять. Однако для других экспертиз, например, строительно-технических, это невозможно. Здесь каждая экспертная услуга индивидуальна, эксперт будет иметь дело с конкретным объектом, расположенным в определенном месте, на исследование будут поставлены определенные вопросы. Предусмотреть все нюансы никак не получится.
Теоретически, конечно, можно выделить подвиды и категории для каждого вида исследований, однако на это уйдет не один год. А практическое применение такой прайс вряд ли найдет.
Регулировать не цены, а учреждения
Как видится нам, регулировать нужно не цены, а экспертные учреждения, в целом, и регулирование рынка должно исходить не от экспертного сообщества, а со стороны государства.
К экспертному учреждению должны предъявляться определенные требования — количество экспертов в штате, минимальный размер оплаты труда штатных экспертов, что приведет к определенному размеру налогообложения, страхование профессиональной ответственности для экспертов, деятельности для организации и т.д. Контролирующий орган будет смотреть за исполнением этих требований в негосударственных экспертных учреждениях, выводить из этой сферы деятельности учреждения, не соблюдающие требования и регламенты. В этом случае цены сами собой придут в порядок, себестоимость услуг значительно повысится, а значит, демпинговать будет невозможно. Однако цены — лишь следствие. Более важным в этом процессе будет повышение качества услуг.
Истинная проблема сферы экспертных услуг состоит в том, что у нас не работает конкуренция.
Например, в медицине и других сферах услуг за счет повышения качества — и самой услуги, и сервиса — можно повышать стоимость.
А как повысить качество экспертизы? Вместо 10 страниц написать 100? Очень сильно обосновать вывод? Стоимость экспертизы от этих манипуляций выше не станет. Вложиться в рекламу? Узнаваемость вряд ли станет определяющей, если знакомый эксперт пообещает нужные выводы.
Клиенты зачастую не в состоянии оценить качество оказываемой экспертной услуги. Например, два эксперта выполнили две экспертизы. Как клиенту определить, чья работа была выполнена более качественно? Нужен третий эксперт, способный проанализировать оба документа и выдать свое заключение. Потребитель обращается к профессионалам, потому что не разбирается в экспертизе. И тут важно понимать, что мало оказывать качественные услуги — нужно уметь донести до клиента ценность услуги, чтобы он смог воспринять ее качество.
Выбирая, клиент действует эмоционально, находясь в окружении страхов (а вдруг ошибусь?) и суеверий (например, известное учреждение — дорогое учреждение). Нет объективных данных для анализа. Сюда добавляется проблема оценки качества услуги, о которой мы только что говорили. Добавьте сюда непостоянство во времени этого качества. Сегодня эксперт подготовил экспертизу в соответствии со всеми требованиями законодательства, а завтра он приболел и какие-то моменты упустил из вида. Опираться на мнение друзей? Не всегда эффективно: другу понравилось, не факт, что понравится мне… И конечно, особенности российского менталитета. Подавляющее большинство граждан считают, что они способны сами защищать себя в суде, скачав шаблон искового заявления в интернете. Они психологически не готовы оплачивать ни юридическую, ни экспертную помощь до тех пор, пока не испортят ситуацию.
Давайте обсудим
Так сколько должны стоить экспертизы?
Нужно ли регулирование цен в сфере судебной экспертизы? И если это будет реализовано, принесет это больше плюсов или минусов?
Как вы относитесь к идее государственного регулирования экспертных учреждений?
И как, на ваш взгляд, можно конкурировать на рынке судебно-экспертной деятельности?
Нет комментариев