Виктория Бергман → К вопросу о специальных экспертизах
Институт судебной экспертизы существует в России более 100 лет, однако в современной системе права есть много нюансов в данной сфере.
Один из самых частых вопросов, с которым мы сталкиваемся, является вопрос о лицензировании судебно-экспертной деятельность и вопрос об экспертизах, которые могут проводиться исключительно государственными экспертами.
Такой высокий интерес связан с реформой Минюста, касающейся судебно-экспертной деятельности.
В это статье ответим на вопросы о том, кто же такой государственный эксперт? Какие виды экспертиз проводят исключительно государственные эксперты? Какие экспертизы требуют наличия специального допуска?
I.I Про государственных экспертов
Начнем данную статью с рассмотрения вопроса о том, кто же такие государственные эксперты с точки зрения законодательства.
Обратимся кст.12 ФЗ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», где указано, что «Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей».
Статья 13 этого же ФЗ устанавливает требования к государственным экспертам, например, наличие определенного образования и др.
Кроме того, уровень квалификации таких экспертов и их возможности самостоятельно проводить экспертизы определяются специальными аттестационными комиссиями раз в 5 лет.
Подведем итог. Государственный судебный эксперт — это аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, который занимается производством судебных экспертиз в порядке исполнения своих должностных обязанностей.
I.II Экспертизы, проводимые государственными экспертами
Как мы уже упомянули выше, в настоящее время активно проводится реформа судебно-экспертной деятельности, поэтому вопрос о том, какие виды экспертиз проводятся исключительно государственными экспертами, становится все более актуальным.
Обратимся к Распоряжению Правительства № 3214-р «Об утверждении перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями». В нем прописано, какие ограничения существуют для негосударственных экспертов на отдельные виды экспертиз.
К таким видам относятся:
• раздел 1: Судебные баллистическая, взрывотехническая, психологическая, психиатрическая экспертизы и судебная экспертиза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ по уголовным делам, судебные экспертизы при проверке сообщений о преступлениях;
• раздел 2: Судебные строительно-техническая и землеустроительная экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и объектов землеустроительства в рамках оспаривания или установления их кадастровой стоимости;
• раздел 3: Судебная пожарно-техническая экспертиза по уголовным делам, связанным с пожарами или нарушениями требований пожарной безопасности, повлекшими гибель людей либо причинение тяжкого вреда здоровью человека.
В пояснительной записке к проекту Минюст указал, что строительно-техническая и землеустроительная экспертизы, которые указаны в перечне внесены туда во исполнение указания Президента РФ № Пр-2393 от 23.11.2019 г. Этот документ требуется для «решения проблем с недобросовестностью негосударственных судебных экспертов».
Именно раздел 2 вызвал дебаты и попытку в Верховном суде признать частично недействующим список видов экспертиз, которые могут проводиться только на уровне государственных организаций (список утвержден Правительством РФ от 16.11.2021 г. N 3214-р.).
Однако Верховным Судом РФ от 24.03.2022 N АКПИ 22-93 было принято решение «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 16.11.2021 N 3214-р».
Стоит отметить тот факт, что в решении суда указано: в зависимости от характера спора и обстоятельств дела вид назначаемой экспертизы, требования к квалификации эксперта и др., определяются только судом, которому принадлежит право назначения экспертизы.
Определение Правительством Российской Федерации в разделе II Перечня двух видов судебных экспертиз, которые могут проводиться только государственными экспертными учреждениями, не препятствует суду с учетом специфики спора и всех фактических обстоятельств дела определять характер и виды специальных познаний, необходимых ему для правильного рассмотрения дела, и принимать решение о назначении по делу иной судебной экспертизы.
Данная позиция нашла свое отражение и в Кассационном определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.01.2023 N 88 а-648/2023 по делу N 3 а-70/2022.
С 2021 года в законодательной базе не было никаких изменений, для негосударственных экспертов не было никаких ограничений в проведении каких-либо видов экспертиз кроме тех, которые мы перечислили выше.
Но уже в ноябре следующего года замминистра юстиции выступил на конференции по судебной экспертизе и объявил о планах по реформированию сферы судебно-экспертной деятельности.
Так, одним из нововведений стало расширение перечня экспертиз, которые могут быть проведены исключительно в государственных экспертных организациях.
Министр аргументировал такие изменения 3 важными факторами:
1. Особая важность этих экспертиз на уровне государства;
2. Отсутствие необходимой проф. Переподготовки у негосударственных экспертов-лингвистов, применительно к исследованиям экстремистской и террористической направленности;
3. Большая вероятность наличия договоренностей об исходе дела с преднамеренными выводами экономической экспертизы в пользу организации.
Уже в марте 2023 года вышло Распоряжение Правительства № 672-р, согласно которому исключительно государственными стали еще ряд экспертиз:
• Судебная лингвистическая экспертиза по делам, связанным с проявлением терроризма и экстремизма, а также судебные экспертизы при проверке сообщений о таких преступлениях;
• Судебная психолого-лингвистическая экспертиза по делам, связанным с проявлением терроризма и экстремизма, а также судебные экспертизы при проверке сообщений о таких преступлениях;
• Судебная экономическая экспертиза по делам о преступлениях, связанных с неуплатой налогов и сборов и причинением ущерба природным ресурсам;
• Судебная экономическая экспертиза по делам о преступлениях, связанных с нецелевым расходованием и хищением бюджетных средств, а также при проверке сообщений о таких преступлениях.
Тут же следует заострить внимание на том, что данный документ не противоречит статье 41 ФЗ №73 — ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Именно в ней указано, что Правительство Российской Федерации имеет право устанавливать перечень экспертиз, которые проводятся исключительно государственными организациями.
Будет ли расширяться данный перечень? Пока что сложно ответить однозначно, но, исходя из сложившейся тенденции, вариант расширения не исключен.
II. Экспертизы, требующие специального допуска
Не секрет, что в настоящее время деятельность по проведения судебной экспертизы никак не лицензируется. Данное правило касается не только государственной, но и негосударственной экспертизы.
Предусмотрен только порядок добровольной сертификации независимыми органами по сертификации, но не лицензирование.
В каждом правиле есть свои исключения. Данная закономерность относится и к судебно-экспертной деятельности.
В ст.12 ФЗ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перечислены виды деятельности, которые обязаны лицензироваться. К ним относятся свыше 50 различных сфер.
Из данного перечня к экспертизам, требующим наличие лицензии, относятся следующие виды:
• Судебно-медицинская экспертиза.
В Постановлении Правительства РФ № 291 предусмотрено, что получить лицензию могут медицинские и иные организации, а также ИП, если они соответствуют лицензионным требованиям (прописаны в п.4 и п.5 этого же Постановления). Для получения лицензии необходимо собрать большой пакет документов и подать заявление в лицензирующий орган. В силу п.3 данного Постановления медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложения, которые выполняются, в том числе, при проведении медицинских экспертиз (судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы).
• Экспертиза промышленной безопасности
Порядок получения лицензии на экспертизу промышленной безопасности прописан в Постановлении Правительства РФ № 1477. После получения лицензии на проведение ЭПБ возможно проводить следующие виды исследований: экспертиза промышленной безопасности технических устройств; экспертиза безопасности зданий и сооружений; экспертиза промышленной безопасности проектной документации на ликвидацию, консервацию и техническое перевооружение; экспертиза промышленной безопасности декларации промбезопасности; экспертиза промышленной безопасности обоснования безопасности.
• Баллистическая экспертиза и экспертиза боеприпасов
Данный вид экспертиз тесно взаимосвязан с вопросами получения, использования и хранения оружия, которые рассмотрены в ФЗ № 150-ФЗ «Об оружии». Для проведения таких экспертиз требуется получить Лицензию на приобретение, хранение и ношение оружия. Чтобы получить данный документ гражданин подаёт заявление в подразделение лицензионно-разрешительной службы территориального органа внутренних дел. В зависимости от вида оружия перечень документов, подаваемых в ОВД, будет меняться.
• Наркотическая экспертиза.
В данном случае вопрос лицензирования конкретизируется в Постановлении Правительства РФ №1007 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений». Так, в данном документе указано, что для проведения экспертизы необходимо иметь «… в составе руководителей соискателя лицензии, имеющего намерение осуществлять деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ…».
• Экспертиза объектов военного назначения и космической инфраструктуры
Для проведения такой экспертизы на объектах, имеющих режимный статус — военные заводы; военные предприятия; предприятия, сопряженные с государственной тайной и т.д. — необходима лицензия ФСБ РФ.
Что вы думаете об этих ограничениях? Насколько они повлияли и повлияли ли вообще на вашу работу или работу ваших знакомых-экспертов?
Один из самых частых вопросов, с которым мы сталкиваемся, является вопрос о лицензировании судебно-экспертной деятельность и вопрос об экспертизах, которые могут проводиться исключительно государственными экспертами.
Такой высокий интерес связан с реформой Минюста, касающейся судебно-экспертной деятельности.
В это статье ответим на вопросы о том, кто же такой государственный эксперт? Какие виды экспертиз проводят исключительно государственные эксперты? Какие экспертизы требуют наличия специального допуска?
Экспертизы, проводимые только государственными экспертами
I.I Про государственных экспертов
Начнем данную статью с рассмотрения вопроса о том, кто же такие государственные эксперты с точки зрения законодательства.
Обратимся кст.12 ФЗ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», где указано, что «Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей».
Статья 13 этого же ФЗ устанавливает требования к государственным экспертам, например, наличие определенного образования и др.
Кроме того, уровень квалификации таких экспертов и их возможности самостоятельно проводить экспертизы определяются специальными аттестационными комиссиями раз в 5 лет.
Подведем итог. Государственный судебный эксперт — это аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, который занимается производством судебных экспертиз в порядке исполнения своих должностных обязанностей.
I.II Экспертизы, проводимые государственными экспертами
Как мы уже упомянули выше, в настоящее время активно проводится реформа судебно-экспертной деятельности, поэтому вопрос о том, какие виды экспертиз проводятся исключительно государственными экспертами, становится все более актуальным.
Обратимся к Распоряжению Правительства № 3214-р «Об утверждении перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями». В нем прописано, какие ограничения существуют для негосударственных экспертов на отдельные виды экспертиз.
К таким видам относятся:
• раздел 1: Судебные баллистическая, взрывотехническая, психологическая, психиатрическая экспертизы и судебная экспертиза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ по уголовным делам, судебные экспертизы при проверке сообщений о преступлениях;
• раздел 2: Судебные строительно-техническая и землеустроительная экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и объектов землеустроительства в рамках оспаривания или установления их кадастровой стоимости;
• раздел 3: Судебная пожарно-техническая экспертиза по уголовным делам, связанным с пожарами или нарушениями требований пожарной безопасности, повлекшими гибель людей либо причинение тяжкого вреда здоровью человека.
В пояснительной записке к проекту Минюст указал, что строительно-техническая и землеустроительная экспертизы, которые указаны в перечне внесены туда во исполнение указания Президента РФ № Пр-2393 от 23.11.2019 г. Этот документ требуется для «решения проблем с недобросовестностью негосударственных судебных экспертов».
Именно раздел 2 вызвал дебаты и попытку в Верховном суде признать частично недействующим список видов экспертиз, которые могут проводиться только на уровне государственных организаций (список утвержден Правительством РФ от 16.11.2021 г. N 3214-р.).
Однако Верховным Судом РФ от 24.03.2022 N АКПИ 22-93 было принято решение «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 16.11.2021 N 3214-р».
Стоит отметить тот факт, что в решении суда указано: в зависимости от характера спора и обстоятельств дела вид назначаемой экспертизы, требования к квалификации эксперта и др., определяются только судом, которому принадлежит право назначения экспертизы.
Определение Правительством Российской Федерации в разделе II Перечня двух видов судебных экспертиз, которые могут проводиться только государственными экспертными учреждениями, не препятствует суду с учетом специфики спора и всех фактических обстоятельств дела определять характер и виды специальных познаний, необходимых ему для правильного рассмотрения дела, и принимать решение о назначении по делу иной судебной экспертизы.
Данная позиция нашла свое отражение и в Кассационном определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.01.2023 N 88 а-648/2023 по делу N 3 а-70/2022.
С 2021 года в законодательной базе не было никаких изменений, для негосударственных экспертов не было никаких ограничений в проведении каких-либо видов экспертиз кроме тех, которые мы перечислили выше.
Но уже в ноябре следующего года замминистра юстиции выступил на конференции по судебной экспертизе и объявил о планах по реформированию сферы судебно-экспертной деятельности.
Так, одним из нововведений стало расширение перечня экспертиз, которые могут быть проведены исключительно в государственных экспертных организациях.
Министр аргументировал такие изменения 3 важными факторами:
1. Особая важность этих экспертиз на уровне государства;
2. Отсутствие необходимой проф. Переподготовки у негосударственных экспертов-лингвистов, применительно к исследованиям экстремистской и террористической направленности;
3. Большая вероятность наличия договоренностей об исходе дела с преднамеренными выводами экономической экспертизы в пользу организации.
Уже в марте 2023 года вышло Распоряжение Правительства № 672-р, согласно которому исключительно государственными стали еще ряд экспертиз:
• Судебная лингвистическая экспертиза по делам, связанным с проявлением терроризма и экстремизма, а также судебные экспертизы при проверке сообщений о таких преступлениях;
• Судебная психолого-лингвистическая экспертиза по делам, связанным с проявлением терроризма и экстремизма, а также судебные экспертизы при проверке сообщений о таких преступлениях;
• Судебная экономическая экспертиза по делам о преступлениях, связанных с неуплатой налогов и сборов и причинением ущерба природным ресурсам;
• Судебная экономическая экспертиза по делам о преступлениях, связанных с нецелевым расходованием и хищением бюджетных средств, а также при проверке сообщений о таких преступлениях.
Тут же следует заострить внимание на том, что данный документ не противоречит статье 41 ФЗ №73 — ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Именно в ней указано, что Правительство Российской Федерации имеет право устанавливать перечень экспертиз, которые проводятся исключительно государственными организациями.
Будет ли расширяться данный перечень? Пока что сложно ответить однозначно, но, исходя из сложившейся тенденции, вариант расширения не исключен.
II. Экспертизы, требующие специального допуска
Не секрет, что в настоящее время деятельность по проведения судебной экспертизы никак не лицензируется. Данное правило касается не только государственной, но и негосударственной экспертизы.
Предусмотрен только порядок добровольной сертификации независимыми органами по сертификации, но не лицензирование.
Исключение из правила
В каждом правиле есть свои исключения. Данная закономерность относится и к судебно-экспертной деятельности.
В ст.12 ФЗ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перечислены виды деятельности, которые обязаны лицензироваться. К ним относятся свыше 50 различных сфер.
Из данного перечня к экспертизам, требующим наличие лицензии, относятся следующие виды:
• Судебно-медицинская экспертиза.
В Постановлении Правительства РФ № 291 предусмотрено, что получить лицензию могут медицинские и иные организации, а также ИП, если они соответствуют лицензионным требованиям (прописаны в п.4 и п.5 этого же Постановления). Для получения лицензии необходимо собрать большой пакет документов и подать заявление в лицензирующий орган. В силу п.3 данного Постановления медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложения, которые выполняются, в том числе, при проведении медицинских экспертиз (судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы).
• Экспертиза промышленной безопасности
Порядок получения лицензии на экспертизу промышленной безопасности прописан в Постановлении Правительства РФ № 1477. После получения лицензии на проведение ЭПБ возможно проводить следующие виды исследований: экспертиза промышленной безопасности технических устройств; экспертиза безопасности зданий и сооружений; экспертиза промышленной безопасности проектной документации на ликвидацию, консервацию и техническое перевооружение; экспертиза промышленной безопасности декларации промбезопасности; экспертиза промышленной безопасности обоснования безопасности.
• Баллистическая экспертиза и экспертиза боеприпасов
Данный вид экспертиз тесно взаимосвязан с вопросами получения, использования и хранения оружия, которые рассмотрены в ФЗ № 150-ФЗ «Об оружии». Для проведения таких экспертиз требуется получить Лицензию на приобретение, хранение и ношение оружия. Чтобы получить данный документ гражданин подаёт заявление в подразделение лицензионно-разрешительной службы территориального органа внутренних дел. В зависимости от вида оружия перечень документов, подаваемых в ОВД, будет меняться.
• Наркотическая экспертиза.
В данном случае вопрос лицензирования конкретизируется в Постановлении Правительства РФ №1007 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений». Так, в данном документе указано, что для проведения экспертизы необходимо иметь «… в составе руководителей соискателя лицензии, имеющего намерение осуществлять деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ…».
• Экспертиза объектов военного назначения и космической инфраструктуры
Для проведения такой экспертизы на объектах, имеющих режимный статус — военные заводы; военные предприятия; предприятия, сопряженные с государственной тайной и т.д. — необходима лицензия ФСБ РФ.
Давайте обсудим
Что вы думаете об этих ограничениях? Насколько они повлияли и повлияли ли вообще на вашу работу или работу ваших знакомых-экспертов?
Нет комментариев