Аня Фёдорова → Перспективы процедуры медиации в России
Процедура медиации – это новация в российском законодательстве. Ей посвящен Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Он уже принят, но начнет действовать с 1 января 2011 года.В настоящее время наше общество готово начинать использовать процедуру медиации. Использование медиации способствует ее быстрому и широкому распространению вследствие тех неоспоримых достоинств и преимуществ, которыми обладает данная форма снятия конфликтов. Конечно, медиация получает наиболее широкое распространение там, где достаточно высок уровень культуры самих спорящих, способных посмотреть на себя со стороны и исходить не только из своих собственных интересов, но также из интересов контрагентов.
Урегулировать конфликт посредством медиации логичнее всего, когда:
стороны не заинтересованы в публичном рассмотрении спора; стороны не хотят, чтобы их спор рассматривал суд (слишком велики сроки рассмотрения спора, большой размер государственной пошлины и других судебных издержек); судебное решение по спору наверняка будет обжаловано; спор затрагивает деликатные вопросы; судебное разбирательство спора для сторон бесперспективно.
Сейчас остается открытым вопрос, насколько процедура медиации окажется удачной. В западных странах судебные тяжбы требуют много времени и денег. Поэтому принято обращаться к нейтральным посредникам ? это дешевле и эффективнее. Вдобавок законодательство многих стран позволяет с помощью медиации решать налоговые и административные споры. В российском законе содержится прямой запрет на этот счет.
Успех медиации в России зависит главным образом от соотнесения затрат на процедуру медиации (оплату услуг медиатора) с величиной аналогичных судебных издержек. На сегодня примерные расценки профессиональных медиаторов известны лишь приблизительно. Порядок цифр следующий: от 5000 рублей за час либо ежедневная сумма гонорара. При не сложных конфликтах начальная цена может равняться примерно 1000?2000 рублей за час.
Вообще стоимость процедуры медиации зависит от квалификации медиатора, сложности спорного вопроса и продолжительности самой процедуры. Государство возлагает очень большие надежды на на новую примирительную процедуру. В распоряжении Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» сказано, что необходимо оказать поддержку внесудебным формам разрешения конфликтов. В названном документе также высказано следующее пожелание: «По мере развития механизмов и институтов медиации следует рассмотреть целесообразность введения обязательного досудебного этапа использования медиации при возникновении отдельных наиболее сложных категорий корпоративных споров в области эмиссии ценных бумаг, раздела активов, слияний и поглощений, и иных...».
Будем надеяться, что процедура медиации оправдает надежду, которую возлагает на нее государство и в будущем она будет также распространена как в западных странах.
Урегулировать конфликт посредством медиации логичнее всего, когда:
стороны не заинтересованы в публичном рассмотрении спора; стороны не хотят, чтобы их спор рассматривал суд (слишком велики сроки рассмотрения спора, большой размер государственной пошлины и других судебных издержек); судебное решение по спору наверняка будет обжаловано; спор затрагивает деликатные вопросы; судебное разбирательство спора для сторон бесперспективно.
Сейчас остается открытым вопрос, насколько процедура медиации окажется удачной. В западных странах судебные тяжбы требуют много времени и денег. Поэтому принято обращаться к нейтральным посредникам ? это дешевле и эффективнее. Вдобавок законодательство многих стран позволяет с помощью медиации решать налоговые и административные споры. В российском законе содержится прямой запрет на этот счет.
Успех медиации в России зависит главным образом от соотнесения затрат на процедуру медиации (оплату услуг медиатора) с величиной аналогичных судебных издержек. На сегодня примерные расценки профессиональных медиаторов известны лишь приблизительно. Порядок цифр следующий: от 5000 рублей за час либо ежедневная сумма гонорара. При не сложных конфликтах начальная цена может равняться примерно 1000?2000 рублей за час.
Вообще стоимость процедуры медиации зависит от квалификации медиатора, сложности спорного вопроса и продолжительности самой процедуры. Государство возлагает очень большие надежды на на новую примирительную процедуру. В распоряжении Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» сказано, что необходимо оказать поддержку внесудебным формам разрешения конфликтов. В названном документе также высказано следующее пожелание: «По мере развития механизмов и институтов медиации следует рассмотреть целесообразность введения обязательного досудебного этапа использования медиации при возникновении отдельных наиболее сложных категорий корпоративных споров в области эмиссии ценных бумаг, раздела активов, слияний и поглощений, и иных...».
Будем надеяться, что процедура медиации оправдает надежду, которую возлагает на нее государство и в будущем она будет также распространена как в западных странах.
Думаю, что перспективы у медиации в нашей стране прекрасные, так как граждане не имеющие профессионального юридического образования, по моему больше будут доверять тому человеку которого они считают авторитетом в определённом вопросе, чем судье.
И не обязательно этот человек должен быть юристом. Срабатывает психологический эффект. Если судья обязан строго выполнять процессуальные нормы закона. Медиатор, сродни психолога. Вправе выслушать стороны в неформальной обстановке, рассказать им своё мнение, своё видение перспектив. Чего лишён судья.
С уважением
Я смотрю на тот потенциал, который заложен в данном законе. Нормативные положения изложенные в Законе о медиации, закроют определённую нишу в регулировании гражданских правовых отношений.
Если бы данного закона не было, (природа не терпит пустоты) данная ниша была бы заполнена «иными социальными регуляторами».
Как сказал Президент РФ на встрече с судьями ВАС РФ 22.11.2010 «юристами в спортивных костюмах».
С уважением
Безусловно медиация в РФ имеет хорошие перспективы, как впрочем в любой стране с рыночной системой хозяйствования. Другой вопрос сколько времени потребуется чтобы бизнес-сообщество начало активно использовать эту примирительную процедуру. Управлением законодательства ВАС, до принятия ФЗ, был подготовлен законопроект, в котором в частности предусматривалось создание обязательной судебной медиации ( по примеру Канады). Таким образом, по мнению авторов были бы решены некоторые проблемы, связанные с внедрением и развитием этого института. Но в итоге эти пожелания не были учтены, многие считали, что таким образом будет нарушаться принцип добровольности медиации, а также в некоторых случаях принцип диспозитивности арбитражного процесса.
Однако если смотреть статистику обращений к медиатору, то пока к сожалению медиация находится в зачаточном состоянии. Учитывая тот факт, что у нас в стране еще не окончился период дикого капитализма и многие предприниматели просто не знают о его существовании, процесс развития и увеличения обращений к посредникам не будет расти в геометрической прогрессии. Но главное что фундамент заложен, ждем Постановления Правительства РФ и начинаем двигаться вперед к светлому будущему медиации.
Откуда такой пессимизм?
Например в Белгородской области третейские суды действуют. Прочитать об этом можно здесь: web/index.php?option=com_content&view=article&id=379:2010-05-13-14-20-02&catid=54:2009-09-28-05-48-38&Itemid=86.
Только работу третейских судом надо активизировать!
С уважением
1) отчет о НИР «Исследование эффектов и разработка модели досудебного и внесудебного разрешения социальных, экономических и иных споров на территории Красноярского края» скачать можно здесь: law.institute.sfu-kras.ru/images/stories/file/ otchet_mediatsiya.doc
2) статья Н.Л. Клык «О роли медиации в развитии экономических отношений» krasn.pravo.ru/review/analytic/view/29369/
С уважением!
Т.к. это институт, разработанный для западного типа сознания, которое отличается по тому же Ф.Фукуяме гораздо более высоким уровнем доверия к персонально незнакомому члену сообщества.
У нас же пока медиатор не будет наделен государственно-властными полномочиями по разрешению спора его бизнесмены-барыги, которых, к сожалению. большинство будут воспринимать как клоуна. пока нет. К тому же, почему на Западе обращаются к фигуре медиатора — чтобы не порвать связи. В нашей культуре этого осознания пока нет, ибо господствует принцип «сдохни ты сегодня, а я завтра уеду на Канары»
Всё может застопориться на выборе этих самых медиаторов, поскольку необходим не только человек с юридическим образованием, но и человек, который пользуется авторитетом своих коллег-юристов.
Много ли у нас таких?
поэтому эффективным медиатором может быть только юрист, который примет решение исключительно в рамках закона.
А стороны могут посмотреть это решение на предмет соответствия законодательству. И если обе стороны признают это решение законным, то именно тогда решение медиатора сможет разрешить спор.
Противоположные случаи если и будут, то будут единичными, а, следовательно, реализация вышеуказанного закона в основном будет воплощаться именно в случае «по закону».
Вопрос еще и в исполнении закона.
Именно от эффективности медиаторов будут судить об эффективности самого закона. Поэтому личность медиатора в данном случае является центральной.