Константин Скавитин → Прямое действие Конституции (в преддверии 12 декабря)
Дорогие друзья!
За шесть дней до 12 декабря — не заслуженно, на мой взгляд, отмененного праздника «Дня Конституции», предлагаю вашему вниманию статью «Прямое действие Конституции», после прочтения которой, (либо просто не тратя время;) предлагаю Вам ответить на несколько вопросов: как Вы оцениваете Основной закон нашей страны: как «пропагандистский документ» или как реально действующий нормативно-правовой акт? Как вы относитесь к Конституции Российской Федерации, опираетесь ли на ее положения в практике?
В действующей Конституции РФ закреплен принцип прямого действия конституционных норм. В условиях становления правового государства этот принцип играет немаловажную роль. Прямое действие Конституции наиболее ярко отражает новую схему взаимоотношений человека и государства, характеризующуюся возросшей ролью личности, объявлением человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Однако, несмотря на то, что с момента принятия новой Конституции прошло уже более 13 лет, в научной литературе до сих пор не сложилось общепризнанного подхода к определению данной юридической конструкции.
Принцип прямого действия получил закрепление в ст. 15 Конституции РФ, согласно которой «Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации»[1].
К сожалению, содержание данной статьи не позволяет составить четкого представления о том, что же подразумевается под прямым действием Конституции. Существует мнение, что значение рассматриваемой юридической конструкции было бы более понятным при условии четкого изложения доктрины прямого действия в материалах Конституционного совещания. Однако, положение о прямом действии конституционных норм не вызвало дискуссии.[2]
В научной литературе отмечается, что «зачастую прямое действие норм Конституции сводят к информативному воздействию основного закона на сознание граждан»[3]. Но такой подход не позволяет определить, в чем заключается основное значение и специфика прямого действия Конституции.
Представляется, что наиболее точно специфику и особенности, а главное роль и значение рассматриваемой юридической конструкции отражает определение, сформулированное профессором Малько, который под прямым действием Конституции понимает «юридическое свойство Конституции, заключающееся в ее способности быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно, на основе ее предписаний разрешаются все дела в судах, органах исполнительной и законодательной власти»[4].
Несомненно, Конституция играет неоценимую роль в правовой системе современной России, оказывая информационное, психологическое и социальное воздействие на участников общественных отношений и в этом проявляется действие Конституции, основанное на ее свойствах и функциях, а также на юридической природе и месте в правовой системе. Однако прямое действие играет особо важную роль как специально-юридическая форма действия.
Прямое действие конституционных норм проявляется, прежде всего, в сфере прав и свобод человека и гражданина[5]. Согласно ст. 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими»[6]. Данное положение, конкретизированное в этой же статье, означает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание, применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все нормы Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина имеют высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории РФ, и суды при разрешении споров обязаны обеспечить их применение.[7] Следовательно, прямое действие конституционных норм помогает осуществлять защиту конституционных прав и свобод, в случаях, если нет конкретизирующего эти нормы закона или иного правового акта, отсутствие которых не может быть признано основанием для отказа в их защите.[8] «Конституция – не пропагандистский документ, а нормативно-правовой акт, статьями которого надлежит руководствоваться, в том числе при рассмотрении конкретных дел в судах»[9]. Некоторые учёные даже предлагают рассматривать в качестве первого и основного признака прямого действия конституционной нормы реальное и прямое применение этой нормы судами общей юрисдикции.
Прямое действие Конституции имеет большое значение не только для правоприменителей, но и для субъектов различных правоотношений, реализующих свои субъективные юридические права. Они могут активно использовать конституционные нормы и активно ссылаться на них в качестве обоснования и аргументации своей позиции. Прямое действие Конституции помогает субъектам правоотношений использовать наиболее выгодно положения Конституции для защиты своих прав, свобод и законных интересов[10].
Прямое применение конституционных норм также играет важную роль при разрешении юридических коллизий, для преодоления пробелов в праве[11].
Кроме того, прямое действие Конституции имеет большое значение для повышения уровня правовой культуры, для последовательного укрепления уважительного отношения граждан к Основному Закону страны, которое невозможно, если люди не будут видеть, ощущать на себе ежедневно, что на защите их прав и свобод стоит именно Конституция.[12]
В заключении хотелось бы сказать, что, к сожалению, в настоящее время прямое действие Конституции ассоциируется исключительно с возможностью защиты прав и свобод, закреплённых в Конституции через суд. Представляется, что действие конституционных норм должно распространяться не только на судебные споры, но и определять деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов власти, выступать в качестве руководящего начала для различных организаций, как и записано в ст. 18 Конституции, чтобы граждане могли осуществлять свои конституционные права не только через суд. Нормы Конституции должны действовать непосредственно при урегулировании общественных отношений, а не быть инструментом, применяемым в экстренных случаях.
Стоит отметить, что на пути у реализации принципа прямого действия Конституции возникают некоторые существенные проблемы: относительно невысокий уровень правовой культуры, отношение к конституционным положениям лишь как к торжественным и декларативным, как к не обладающим реальным воздействием на общественные отношения, и, наконец, главная проблема – отсутствие механизма, позволяющего воплотить принцип прямого действия Конституции не только при разрешении конфликтных ситуаций, но и в повседневной жизни. Решение этих вопросов является необходимым условием для успешного развития правового государства и последовательного проведения в жизнь принципа прямого действия Конституции.
[1] Конституция Российской Федерации. Красноярск, 2004. С. 20.
[2] Кравец И. А. Проблемы реализации принципа прямого действия Конституции // Российский юридический журнал. 2001. № 3. С. 3.
[3] Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 94
[4] Краткий юридический словарь; отв. ред. А.В. Малько. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 157.
[5] Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий; под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. С. 34.
[6] Конституция Российской Федерации. Красноярск, 2004. С. 24.
[7] Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации (практическое пособие). М.: «Права человека», 1996. С. 56.
[8] Венгеров А.Б. О применении конституционных норм судебными органами СССР. Советское государство и право. 1969. № 10. С. 42.
[9] Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. С. 7.
[10] Венгеров А. Б. Теория государства и права: учеб. 4-е изд., стер. Москва: Омега-Л, 2007. С. 510.
[11] Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: Учебное пособие для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. С. 59.
[12] Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 99.
За шесть дней до 12 декабря — не заслуженно, на мой взгляд, отмененного праздника «Дня Конституции», предлагаю вашему вниманию статью «Прямое действие Конституции», после прочтения которой, (либо просто не тратя время;) предлагаю Вам ответить на несколько вопросов: как Вы оцениваете Основной закон нашей страны: как «пропагандистский документ» или как реально действующий нормативно-правовой акт? Как вы относитесь к Конституции Российской Федерации, опираетесь ли на ее положения в практике?
Прямое действие Конституции РФ. Введение в тему. Скавитин К.А., 2007 ©
В действующей Конституции РФ закреплен принцип прямого действия конституционных норм. В условиях становления правового государства этот принцип играет немаловажную роль. Прямое действие Конституции наиболее ярко отражает новую схему взаимоотношений человека и государства, характеризующуюся возросшей ролью личности, объявлением человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Однако, несмотря на то, что с момента принятия новой Конституции прошло уже более 13 лет, в научной литературе до сих пор не сложилось общепризнанного подхода к определению данной юридической конструкции.
Принцип прямого действия получил закрепление в ст. 15 Конституции РФ, согласно которой «Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации»[1].
К сожалению, содержание данной статьи не позволяет составить четкого представления о том, что же подразумевается под прямым действием Конституции. Существует мнение, что значение рассматриваемой юридической конструкции было бы более понятным при условии четкого изложения доктрины прямого действия в материалах Конституционного совещания. Однако, положение о прямом действии конституционных норм не вызвало дискуссии.[2]
В научной литературе отмечается, что «зачастую прямое действие норм Конституции сводят к информативному воздействию основного закона на сознание граждан»[3]. Но такой подход не позволяет определить, в чем заключается основное значение и специфика прямого действия Конституции.
Представляется, что наиболее точно специфику и особенности, а главное роль и значение рассматриваемой юридической конструкции отражает определение, сформулированное профессором Малько, который под прямым действием Конституции понимает «юридическое свойство Конституции, заключающееся в ее способности быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно, на основе ее предписаний разрешаются все дела в судах, органах исполнительной и законодательной власти»[4].
Несомненно, Конституция играет неоценимую роль в правовой системе современной России, оказывая информационное, психологическое и социальное воздействие на участников общественных отношений и в этом проявляется действие Конституции, основанное на ее свойствах и функциях, а также на юридической природе и месте в правовой системе. Однако прямое действие играет особо важную роль как специально-юридическая форма действия.
Прямое действие конституционных норм проявляется, прежде всего, в сфере прав и свобод человека и гражданина[5]. Согласно ст. 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими»[6]. Данное положение, конкретизированное в этой же статье, означает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание, применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все нормы Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина имеют высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории РФ, и суды при разрешении споров обязаны обеспечить их применение.[7] Следовательно, прямое действие конституционных норм помогает осуществлять защиту конституционных прав и свобод, в случаях, если нет конкретизирующего эти нормы закона или иного правового акта, отсутствие которых не может быть признано основанием для отказа в их защите.[8] «Конституция – не пропагандистский документ, а нормативно-правовой акт, статьями которого надлежит руководствоваться, в том числе при рассмотрении конкретных дел в судах»[9]. Некоторые учёные даже предлагают рассматривать в качестве первого и основного признака прямого действия конституционной нормы реальное и прямое применение этой нормы судами общей юрисдикции.
Прямое действие Конституции имеет большое значение не только для правоприменителей, но и для субъектов различных правоотношений, реализующих свои субъективные юридические права. Они могут активно использовать конституционные нормы и активно ссылаться на них в качестве обоснования и аргументации своей позиции. Прямое действие Конституции помогает субъектам правоотношений использовать наиболее выгодно положения Конституции для защиты своих прав, свобод и законных интересов[10].
Прямое применение конституционных норм также играет важную роль при разрешении юридических коллизий, для преодоления пробелов в праве[11].
Кроме того, прямое действие Конституции имеет большое значение для повышения уровня правовой культуры, для последовательного укрепления уважительного отношения граждан к Основному Закону страны, которое невозможно, если люди не будут видеть, ощущать на себе ежедневно, что на защите их прав и свобод стоит именно Конституция.[12]
В заключении хотелось бы сказать, что, к сожалению, в настоящее время прямое действие Конституции ассоциируется исключительно с возможностью защиты прав и свобод, закреплённых в Конституции через суд. Представляется, что действие конституционных норм должно распространяться не только на судебные споры, но и определять деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов власти, выступать в качестве руководящего начала для различных организаций, как и записано в ст. 18 Конституции, чтобы граждане могли осуществлять свои конституционные права не только через суд. Нормы Конституции должны действовать непосредственно при урегулировании общественных отношений, а не быть инструментом, применяемым в экстренных случаях.
Стоит отметить, что на пути у реализации принципа прямого действия Конституции возникают некоторые существенные проблемы: относительно невысокий уровень правовой культуры, отношение к конституционным положениям лишь как к торжественным и декларативным, как к не обладающим реальным воздействием на общественные отношения, и, наконец, главная проблема – отсутствие механизма, позволяющего воплотить принцип прямого действия Конституции не только при разрешении конфликтных ситуаций, но и в повседневной жизни. Решение этих вопросов является необходимым условием для успешного развития правового государства и последовательного проведения в жизнь принципа прямого действия Конституции.
[1] Конституция Российской Федерации. Красноярск, 2004. С. 20.
[2] Кравец И. А. Проблемы реализации принципа прямого действия Конституции // Российский юридический журнал. 2001. № 3. С. 3.
[3] Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 94
[4] Краткий юридический словарь; отв. ред. А.В. Малько. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 157.
[5] Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий; под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. С. 34.
[6] Конституция Российской Федерации. Красноярск, 2004. С. 24.
[7] Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации (практическое пособие). М.: «Права человека», 1996. С. 56.
[8] Венгеров А.Б. О применении конституционных норм судебными органами СССР. Советское государство и право. 1969. № 10. С. 42.
[9] Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. С. 7.
[10] Венгеров А. Б. Теория государства и права: учеб. 4-е изд., стер. Москва: Омега-Л, 2007. С. 510.
[11] Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: Учебное пособие для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. С. 59.
[12] Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 99.
В случаях, если лицо обращается за защитой своих прав, то в качестве обоснования своих требований он приводит отраслевые нормы, однако большинство из таких норм основано на положениях Конституции РФ, ссылаться исключительно на Конституцию возможно в частности тогда, когда Конституцией установлено право, механизм реализации которого федеральным законом не определен, что как я уже сказал выше не значит, что право не должно защищаться
Вы правы в том, что обращение к Конституции не всегда воспринимается судьями, поскольку ведь удобнее применить нормы, которые детально регламентируют отношение, чем вывести из положений Конституции то, как должно осуществляться регулирование тех или иных отношений, удобнее, но не всегда правильнее.
Таким образом, если есть отраслевая норма — прекрасно, она должна корреспондировать Конституции, нет отраслевой нормы — не беда, если есть положение Конституции на котором основано требование, есть отраслевая норма и она противоречит Конституции — применяем положение Конституции, поскольку она имеет высшую юридическую силу
Конституция является тем актом, который не только формулирует определенные принципы, и создает основу для развития нормативно-правовой базы, но и непосредственно определяет смысл и содержание законов и действий публичной власти, если нормативно-правовые акты, действия публичной власти не соответствуют ей, то они в установленном порядке будут признаны незаконными.
Проблема заключается в том, что не достаточно многие представляют себе действительное регулирующее значение положений Конституции, что в первую очередь связано с довольно общими формулировками (т.е. положения конституции по своей сути ближе к нормативным обобщениям), которые подчас не все могут истолковать и применить в практике (в т.ч. и судьи). Но это не значит, что Конституция от этого теряет свойство прямого действия.
Так, в Конституции имеется статья 18, которая определяет, что права и свободы являются непосредственно действующими, это означает, что даже если нет соответствующего закона, регламентирующего механизм реализации права, это не значит, что такое право не может быть реализовано и не подлежит защите.
Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
Спасибо, отличный пример :)
В продолжение темы — статья 49 Конституции РФ, формулирующая принцип презумпции невиновности
Добавить ст.49 пунктом 4 «Не был, не состоял, не участвовал» :)
Вы затронули серьезный вопрос: может ли судья, придя к выводу, что закон противоречит Конституции не применить этот закон и сослаться на Конституцию? Ответ на это вопрос, т.е. точнее то, как этот вопрос решается в практике будет во второй части, которую видимо создать необходимо. Отмечу только, что я сторонник американской (традиционной) модели конституционного контроля и статья 15 направлена именно на такую систему, однако есть еще и положения про КС РФ, хотя противоречий при должной аргументации не возникает…
Константин, насчет «не видел ни одного судебного акта судов где бы прямо говорилось, что к примеру постановление правительства противоречит Конституции и поэтому при разрешении спора суд не принимает их во внимание»: как по вашему, если ваш оппонент ссылается на неопубликованное постановление Правительства, касающееся прав и свобод человека, то на что Вы будете ссылаться, чтобы оспорить его доводы? А если ссылается на неопубликованный закон? Добавлю, что в Арбитраже есть практика по вопросу обязательности товарно-транспортных накладных, так вот, суды делают вывод, что нормативно-правовой акт, указывающий на их обязательность официально не был опубликован и поэтому в силу положений Конституции применению не подлежит. Со ссылками на Конституцию решается вопрос об ответственности за налоговое правонарушение. Список можно продолжить
(Ст.34 Конституции РФ)
Консультант по ссылке на ч. 1 ст. 34 Конституции РФ выдает 503 постановления — т.е. ничтожно малое количество.
«Таким образом, ответ прокуратуры г. Челябинска от 16.11.2010 № 290ж/2010, противоречит действующему законодательству и нарушает моё право на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации установленную ч. 1 ст. 45 Конституции РФ.»
С уважением