Igor Urvantsev →  Суррогатное материнство

Статья 51 Семейного Кодекса РФ, часть 4, абзац 2:

Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).


Для меня стало откровением, что суррогатное материнство в России законодательно разрешено и, более того, регулируется. Суррогатное материнство как юридическая сущность для меня всегда было чем-то из разряда, извините, эвтаназии: поиск баланса между моралью, правом, злоупотреблением кажется подобным хождению даже не по лезвию бритвы, а по микроскопической окраине листа бумаги формата А4, который так и норовит сложиться в ту или иную сторону от любого мало-мальски пригодного дуновения. Так и споры вокруг подобных скользких тем: искра рождает вулкан, одно мнение — и хлопушка из противников и защитников уже на взводе.

Семейный кодекс регулирует случай имплантации эмбриона. Это тот случай, при котором женщина не может выносить плод, но имеет яйцеклетки, способные к оплодотворению. Ее яйцеклетка оплодотворяется мужчиной и впоследствии имплантируется суррогатной матери. Таким образом, суррогатная мать не является генетической матерью будущего ребенка и выступает своего рода «контейнером», «инкубатором» (в отличие, например, от случая, когда суррогатная мать предоставляет также и свою яйцеклетку). Справедлив ли последующий отказ суррогатной матери отдать родившегося ребенка родителям? Буква закона говорит «да», вставая таким образом на сторону суррогатной матери.

Варианты другого искусственного оплодотворения Семейный Кодекс не рассматривает. Если я правильно трактую закон, то, т.к. другие случаи не оговорены, то по общему правилу при остальных вариантах исскуственного оплодотворения суррогатной матери она автоматически становится матерью ребенка в соответствии с частью 1 статьи 48. Таким образом, женщина, претендовавшая на материнство, прав на него иметь не будет.

Кажется, что закон склоняет чашу весов в пользу суррогатной матери во всех случаях суррогатного материнства. Однако, при возможно кажущейся несправедливости, нельзя забывать об отце — он всегда может заявить право на отцовство. Так ли иначе, безусловно, найдется достаточно и сторонников, и критиков той точки зрения, которую предлагает нам законодатель.

Что касается остального мира, то Википедия говорит следующее:

Суррогатное материнство запрещено законом в Австрии, Норвегии, Швеции, Франции, некоторых штатах Америки, Италии, Швейцарии и Германии. В Бельгии, Ирландии, Финляндии суррогатное материнство никак не регламентируется законом, хотя и имеет место. В Австралии, Великобритании, Дании, Италии, Израиле, Испании, Канаде, Нидерландах, отдельных штатах Америки разрешено только некоммерческое материнство. В Израиле соглашение о суррогатном материнстве должно получить одобрение специального комитета. Суррогатное материнство крайне редко встречается в Японии. Мусульмане, предполагающие мужскую полигамию, одобряют суррогатное материнство. На коммерческой основе разрешено в большинстве штатов Америки, Южно-Африканской республике, Российской Федерации, Грузии, Украине, Белоруссии, Казахстане. Самое лояльное законодательство — на Украине: здесь нормы законодательства регламентируют возможность вступления медицинских учреждений в договорные отношения с различными физическими и юридическими лицами, с целью оказания профильных услуг, в том числе и услуг по экстракорпоральному оплодотворению.

Нет комментариев