Компания Ukey → Комментарии по изменениям законодательства в связи с вступлением в силу Третьего антимонопольного пакета
Начало 2012 года ознаменовалось нововведениями в области антимонопольного регулирования. 6 января 2012 года вступил в силу Третий антимонопольный пакет поправок.
Общей тенденцией является усиление контроля за крупными доминирующими субъектами с постепенным ослаблением законодательных норм над остальными участниками рынка.
Что изменилось:
— Пересмотрен подход к признанию цены монопольно высокой. Теперь она не будет считаться монопольно высокой, если была сформирована на товарной бирже.
— Скорректирован подход к квалификации картельного соглашения между участниками рынка. Сегодня картель предполагает только горизонтальные соглашения конкурирующих между собой субъектов, а внутрихолдинговые соглашения допустимы и не будут считаться картельными.
— Изменены процедурные вопросы привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Появилась новая форма реагирования ФАС на противоправные действия со стороны хозяйствующих субъектов: выдача предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства. Если лицо, получившее такое предостережение, успеет исправиться в течение 10 дней, то, таким образом, избежит возбуждения дела и наложения штрафа.
— Расширен круг лиц, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях. Помимо руководства ФАС и их заместителей такое право получили начальники структурных подразделений.
Обратите внимание:
С вступлением в силу Третьего антимонопольного пакета руководителям организаций необходимо проявлять осторожность в своих публичных высказываниях о маркетинговой политике организации. Теперь такие высказывания могут дать обоснованный повод для подозрения со стороны ФАС в попытке согласовать действия на рынке.
Позитивные преобразования:
Третий антимонопольный пакет затронул нормы Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса. Позитивным для хозяйствующих субъектов является закрепление в законе новых смягчающих ответственность обстоятельств, как то:
— добровольное прекращение противоправного поведения,
- оказание содействия ФАС при расследовании дела,
- добровольное исполнение предписания ФАС.
Кроме того декриминализирован ряд нарушений уголовного законодательства. Уголовная ответственность осталась за картельный сговор и повторное нарушение антимонопольного закона.
Неблагоприятные преобразования:
Веден новый состав административного правонарушения: манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
Нововведения:
Вместе с изменением антимонопольного законодательства изменился и порядок проведения закупочной деятельности для целого ряда хозяйствующих субъектов.
С 1 января 2012 г. вступил в силу ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Действие закона распространяется на широкий круг субъектов-заказчиков, среди которых естественные монополисты, хозяйственные общества с долей государственного участия более 50% и ряд других юридических лиц. Закон устанавливает для них необходимость публичного размещения информации о проводимых закупках, для чего ими должно быть разработано, утверждено и опубликовано на официальном сайте Положение о закупке.
Однако, закон содержит исключение, когда таким заказчикам предоставлено право не размещать в Интернете сведения о закупке. Это касается закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб., а если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., стоимость закупки в этом случае ограничивается 500 тыс. руб.
Дмитрий Коротков, консультант «Юкей-Юридический консалтинг»
Общей тенденцией является усиление контроля за крупными доминирующими субъектами с постепенным ослаблением законодательных норм над остальными участниками рынка.
Что изменилось:
— Пересмотрен подход к признанию цены монопольно высокой. Теперь она не будет считаться монопольно высокой, если была сформирована на товарной бирже.
— Скорректирован подход к квалификации картельного соглашения между участниками рынка. Сегодня картель предполагает только горизонтальные соглашения конкурирующих между собой субъектов, а внутрихолдинговые соглашения допустимы и не будут считаться картельными.
— Изменены процедурные вопросы привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Появилась новая форма реагирования ФАС на противоправные действия со стороны хозяйствующих субъектов: выдача предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства. Если лицо, получившее такое предостережение, успеет исправиться в течение 10 дней, то, таким образом, избежит возбуждения дела и наложения штрафа.
— Расширен круг лиц, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях. Помимо руководства ФАС и их заместителей такое право получили начальники структурных подразделений.
Обратите внимание:
С вступлением в силу Третьего антимонопольного пакета руководителям организаций необходимо проявлять осторожность в своих публичных высказываниях о маркетинговой политике организации. Теперь такие высказывания могут дать обоснованный повод для подозрения со стороны ФАС в попытке согласовать действия на рынке.
Позитивные преобразования:
Третий антимонопольный пакет затронул нормы Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса. Позитивным для хозяйствующих субъектов является закрепление в законе новых смягчающих ответственность обстоятельств, как то:
— добровольное прекращение противоправного поведения,
- оказание содействия ФАС при расследовании дела,
- добровольное исполнение предписания ФАС.
Кроме того декриминализирован ряд нарушений уголовного законодательства. Уголовная ответственность осталась за картельный сговор и повторное нарушение антимонопольного закона.
Неблагоприятные преобразования:
Веден новый состав административного правонарушения: манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
Нововведения:
Вместе с изменением антимонопольного законодательства изменился и порядок проведения закупочной деятельности для целого ряда хозяйствующих субъектов.
С 1 января 2012 г. вступил в силу ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Действие закона распространяется на широкий круг субъектов-заказчиков, среди которых естественные монополисты, хозяйственные общества с долей государственного участия более 50% и ряд других юридических лиц. Закон устанавливает для них необходимость публичного размещения информации о проводимых закупках, для чего ими должно быть разработано, утверждено и опубликовано на официальном сайте Положение о закупке.
Однако, закон содержит исключение, когда таким заказчикам предоставлено право не размещать в Интернете сведения о закупке. Это касается закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб., а если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., стоимость закупки в этом случае ограничивается 500 тыс. руб.
Дмитрий Коротков, консультант «Юкей-Юридический консалтинг»
Нет комментариев