Дмитрий Булгаков →  Дело "о компакт-диске": постановление Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 № 10521/10

Истец обратился в арбитражный суд с иском к предпринимателю (ответчику) о взыскании 200 000 рублей компенсации за незаконное использование музыкальных произведений и фонограмм автора-исполнителя, содержащихся на компакт-диске формата MP3, продажу которого осуществил ответчик.

Решением суда первой инстанции иск удовлетворён. «Апелляцией» данное решение оставлено без изменения. «Кассация» решение первой инстанции и постановление «апелляции» изменила: с ответчика взыскана компенсация за нарушение исключительных прав в сумме 10 000 рублей, но постановлением Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 № 10521/10 постановление «кассации» отменено, а решение суда первой инстанции и постановление «апелляции» оставлены без изменения.

Позиция судов первой и апелляционной инстанции
Истец на основании лицензионных договоров является правообладателем исключительных прав на музыкальные произведения (песни) и фонограммы автора-исполнителя.

Судами установлено, что представителем истца в торговой точке, принадлежащей на праве аренды предпринимателю, был приобретен компакт-диск формата MP3, на котором помимо иных произведений и фонограмм содержались вышеуказанные музыкальные произведения и фонограммы. Факт заключения с предпринимателем договора розничной купли-продажи, предметом которого явился указанный компакт-диск, также установлен судом и подтвержден кассовым и товарным чеками, видеозаписями, а также зафиксированными судом первой инстанции показаниями свидетелей.

Судами признано, что компакт-диск является контрафактным, поскольку как предпринимателю, так и лицу, обозначенному на компакт-диске в качестве правообладателя (Midem-records), права на выпуск и распространение названных музыкальных произведений и фонограмм правообладателем не передавались. Кроме того, вкладыш диска (буклет) отличается от оригинальных вкладышей, используемых правообладателем, корпус (защитный кожух) и компакт-диск не соответствуют требованиям пункта «г» части 4 Положения о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.04.2006 N 252.

В силу ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение).

Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается в том числе распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров.

Согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.

Согласно положениям статей 1252, 1301, 1311 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей.

Удовлетворяя исковое требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что:
1. Истцом доказаны факты принадлежности ему исключительных прав на названные музыкальные произведения и фонограммы и нарушения указанных прав ответчиком.

2. При этом судами учтено, что каждое из музыкальных произведений и фонограмм, содержащихся на компакт-диске формата MP3, является самостоятельным объектом исключительных прав, подлежащим защите, поэтому взыскали компенсацию из расчета 10 000 рублей (минимальный размер компенсации, установленный статьями 1252, 1301, 1311 ГК РФ) за неправомерное использование каждого из 20 произведений и фонограмм.

Позиция суда кассационной инстанции
Изменяя решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части размера компенсации, суд кассационной инстанции признал компакт-диск формата MP3 новым единым сложным самостоятельным произведением, поэтому минимальный размер компенсации определил, исходя из нарушения ответчиком прав на один сложный объект.

Выводы Президиума ВАС РФ
1. Вывод суда кассационной инстанции о том, что компакт-диск формата MP3 является новым единым сложным самостоятельным произведением, не соответствует п. 1 ст. 1240 ГК РФ, содержащему исчерпывающий перечень сложных объектов
(кинофильмы,
иные аудиовизуальные произведения,
театрально-зрелищные представления,
мультимедийные продукты,
единые технологии),
право использования которых принадлежит лицу, организовавшему создание сложного объекта.

2. Компакт-диск, содержащий музыкальные произведения и фонограммы, представляет собой материальный носитель, используемый для их воспроизведения, и не является самостоятельным объектом авторского права.

В результате суд кассационной инстанции взыскал компенсацию за нарушение исключительных прав в размере ниже низшего предела, установленного п. 3 ст. 1252, ст. ст. 1301 и 1311 ГК РФ, что не соответствует разъяснениям, содержащимся в п. 43.3 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ». Правообладатель требовал взыскания компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений, при этом суд вопрос о возможности взыскания компенсации за правонарушение в целом не рассматривал.

Р.S.: На фотографии геральдический знак — эмблема Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Нет комментариев