Сергей Казарянц → Персональный информационный менеджмент для юриста
Вводное слово
С проблемой организации информации я столкнулся уже на первых порах обучения. Даже в школьные годы я получал такой объём различной информации, который непременно нуждался в серьёзной систематизации. В начале учёбы в юридическом вузе я понял, что не обойтись без хорошо организованной системы хранения и организации информации. Как студент-юрист, я должен был использовать следующие источники в процессе обучения: лекции преподавателей, научную и учебную юридическую литературу, нормативные акты и судебную практику, а также информацию полученную в результате участия в различных конференция, мастер-классах и семинарах. К этому также можно добавить полезные знания почерпнутые из статей в журналах и газетах, записей в блогах, обсуждений на форумах. Работа с любой информацией состоит в её получении, переработке, хранении, извлечении и использовании. В этой статье расскажу о переработке и хранении информации.
Переработка и представление
Для последующего применения в учебных и рабочих целях желательно привести полученные знания в удобный для восприятия и хранения вид. Удобным и распространённым методом для этой цели является конспектирование, то есть краткое изложение существенного содержания чего-либо. Однако, правильным методам такого изложения информации в наших университетах практически не учат. В американских и британских же учебных заведениях давно используется такой метод конспектирования, как аутлайнинг (outlining). Аутлайн представляет из себя многоуровневый, древовидный список. Какая-либо идея, содержащаяся в элементе списка, раскрывается в подсписке. Таким образом мы уходим от общих элементов к более частным, что улучшает понимание, а тем самым запоминание и использование записанного. Аутлайнинг довольно стандартизированный метод, существует ряд требований к организации, нумерации элементов и т.д. Однако я предпочитаю пользоваться им собственном, удобном мне стиле. Научится делать аутлайны довольно просто, достаточно посмотреть пару примеров и начать писать свой аутлайн. Чаще всего для написания аутлайнов используются текстовые процессоры, такие как Microsoft Office Word и Libre Office Writer. Немного позже я расскажу ещё одной полезной программе, с помощью которой можно в том числе делать аутлайны.
Пример простого аутлайна
Описанный выше способ является текстовым методом представления информации, однако иногда полезно бывает представить данные визуально. Как правило, визуальное представление данных осуществляется при помощи диаграмм. Довольно популярным сейчас способом визуализации является построение карт ума (mind maps) и карт концептов (concept maps). Первая методика довольно известна, по ней имеется огромное количество информации. Однако я не нашёл каких-либо научных подтверждений эффективности этой методики, поэтому рассматривать её не буду. Concept mapping же более интересен. Этот метод был разработан исследовательской группой в Корнелльском университете и имеет хорошее научное обоснование его эффективности. Базовыми элементами карты концептов являются собственно концепты (определённые идеи, понятия) и отношения между ними. Таким образом мы графически показываем отношения между понятиями.
Так выглядит Concept map
Хранение
Обработанную и представленную в удобном виде информации необходимо также и хранить удобным способом. Самой известной базой знаний в мире является интернет-энциклопедия Википедия. Статьи в ней пишутся в так называемой вики-разметке, которая затем преобразуется в удобный для чтения вид. Любой человек может развернуть подобную систему у себя на компьютере. Для этого существует превосходная программа WikidPad, позволяющая писать текст вики-разметке, а затем читать его на своём компьютере в удобном виде. Она позволяет создавать ссылки между страницами, вставлять изображения, осуществлять большинство привычных видов форматирования и многое другое. Её также можно использовать для создания аутлайнов, поскольку они по сути являются многоуровневыми списками.
Текст в вики-разметке
Текст после рендеринга
Я кратко рассказал о тех методах работы с информацией, которые использую в работе и учёбе. Упомянутые мною методы и программы имеют огромный функционал, который невозможно описать в одной статье, поэтому ниже я привожу ссылки для дальнейшего ознакомления.
Ссылки
Outlining
- Страница на Википедии об аутлайнинге
- Статья о том, как писать аутлайны(возможно сайт содержит вредоносный код, см. комментарии)
- Страница на Википедии о Concept maps
- Программа для создания Concept maps
- Введение Concept maps
- Страница программы WikidPad
- Небольшая статья по использованию WikidPad
Предлагаю автору в следующий раз в качестве примеров выложить примеры собственного употребления предлагаемых методик, а не взятые из неизвестных источников текстовки на инязе.
ИМХО: «Пример простого аутлайна» грешит нарушением логики — пункт С. очевидно означает пункт а.…
Для качественного информационного менеджмента также полезна программа Evernote — evernote.com/