Ксения Толстикова → ОМС и земельное законодательство
На основании договора подряда, заключенного между индивидуальным предпринимателем (далее – ИП) и кадастровым инженером, последний должна была выполнить межевой план, по уточнению границ земельного участка. В соответствии с кадастровым планом территории, земельный участок поставлен на кадастровый учет без выполнения работ по межеванию земельного участка. Работы по настоящему договору должны были быть выполнены в определенные договором сроки и сданы Заказчику. Выполненный межевой план земельного участка, был передан ИП.
Так как земельный участок не разграничен, то межевой план был сдан в орган местного самоуправления (далее – ОМС) для обеспечения кадастрового учета изменений характеристик земельного участка. ОМС был подготовлен отказ о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости.
В мотивировочной части отказа ОМС указал:
«В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласования с лицами, указанными в части 3 статьи 39 настоящего закона, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы.
В акте согласования местоположения границ земельного участка представленным в составе межевого плана, информация о согласовании местоположения границы т.49 – т.113 указанного земельного участка отсутствует
Согласно ч.2 ст.40 Закона о кадастре, местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренных часть 3 настоящей статьи случаях.»
Не соответствие отказа департамента о внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об измененном земельном участке закону заключается в следующем:
п.1 ст. 39 Закона о кадастре предусматривает обязательное согласование местоположение границ с лицами, указанными в п. 3 ст.39, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
п. 2 ст. 39 Закона о кадастре установлено, что предметом указанного в п. 1 ст. 39 согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
п. 3 ст.39 Закона о кадастре установлен исчерпывающий круг лиц, с которыми проводится согласование местоположения границ.
Таким образом, законодателем не предусмотрено согласование смежества с землями общего пользования. В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами… Границы участка от т. 49 до т. 113 являются смежными с пешеходной частью (тротуар) магистралей местного значения, т.е. с местами общего пользования.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В данном случае, места общего пользования, граничащие с земельным участком, не являются земельным участком в контексте Земельного кодекса РФ, т.к. их границы в соответствии с федеральными законами не определены, что подтверждается кадастровым планом территории, и, следовательно, применение п.3 ст. 39 Закона о кадастре в отношении земель общего пользования, является не соответствием действующему законодательству.
Отказ в согласовании межевого плана по уточнению границ земельного участка, по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, ведет к нарушению кадастровым инженером условий договора в части соблюдения сроков его исполнения, что в свою очередь может привести к санкциям согласно договора.
Вопрос: возможно ли оспаривание данного отказа ОМС в судебном порядке кадастровому инженеру?
Так как земельный участок не разграничен, то межевой план был сдан в орган местного самоуправления (далее – ОМС) для обеспечения кадастрового учета изменений характеристик земельного участка. ОМС был подготовлен отказ о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости.
В мотивировочной части отказа ОМС указал:
«В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласования с лицами, указанными в части 3 статьи 39 настоящего закона, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы.
В акте согласования местоположения границ земельного участка представленным в составе межевого плана, информация о согласовании местоположения границы т.49 – т.113 указанного земельного участка отсутствует
Согласно ч.2 ст.40 Закона о кадастре, местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренных часть 3 настоящей статьи случаях.»
Не соответствие отказа департамента о внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об измененном земельном участке закону заключается в следующем:
п.1 ст. 39 Закона о кадастре предусматривает обязательное согласование местоположение границ с лицами, указанными в п. 3 ст.39, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
п. 2 ст. 39 Закона о кадастре установлено, что предметом указанного в п. 1 ст. 39 согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
п. 3 ст.39 Закона о кадастре установлен исчерпывающий круг лиц, с которыми проводится согласование местоположения границ.
Таким образом, законодателем не предусмотрено согласование смежества с землями общего пользования. В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами… Границы участка от т. 49 до т. 113 являются смежными с пешеходной частью (тротуар) магистралей местного значения, т.е. с местами общего пользования.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В данном случае, места общего пользования, граничащие с земельным участком, не являются земельным участком в контексте Земельного кодекса РФ, т.к. их границы в соответствии с федеральными законами не определены, что подтверждается кадастровым планом территории, и, следовательно, применение п.3 ст. 39 Закона о кадастре в отношении земель общего пользования, является не соответствием действующему законодательству.
Отказ в согласовании межевого плана по уточнению границ земельного участка, по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, ведет к нарушению кадастровым инженером условий договора в части соблюдения сроков его исполнения, что в свою очередь может привести к санкциям согласно договора.
Вопрос: возможно ли оспаривание данного отказа ОМС в судебном порядке кадастровому инженеру?
Нет комментариев