Компания Ukey → Энергоэффективность без увеличения затрат
Об изменениях в текущем законодательстве в сфере энергосбережения и энергоэффективности и о моментах, которые необходимо учесть топ-менеджеру промышленного предприятия, рассказала управляющий партнер Консалтинговой компании «ЮКЕЙ» Надежда Пронина.
Что изменилось?
1. Сокращена налоговая нагрузка на предприятие. 1 мая 2012 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 308, утвердившее перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление класса энергоэффективности. Данное постановление реализует право предприятий, в отношении указанного в Постановлении оборудования, применять льготу и не уплачивать налог на имущество в течение трех лет с момента постановки рассматриваемых объектов на учет. Эту льготу ввели еще в прошлом 2011 году, когда в рамках принятой государственной политики по поддержке инноваций Федеральным законом от 07.06.2011 № 132-ФЗ были внесены изменения в ст. 381 Налогового кодекса РФ (п.21). Однако на практике бизнес не мог ее использовать ввиду отсутствия утвержденного перечня оборудования. Для менеджмента компаний закономерно возникал вопрос о дополнительной налоговой нагрузке от внедрения нового энергосберегающего оборудования.
2. Появилась возможность применять ускоренный коэффициент амортизации, в соответствии с внесенными изменениями Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ (п. 4 ст. 259 Налогового кодекса), что также позволяет оптимизировать налоговые затраты предприятий вследствие осуществляемых ими действий по энергосбережению.
3. Проведение энергетического обследования и составление энергетического паспорта становится обязательным мероприятием, которое необходимо провести до конца 2012 г. предприятиям, перечисленным в Федеральном законе № 261-ФЗ.
Какие предприятия попадают под действие законодательства?
Органы государственной власти, органах местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
Организации с участием государства или муниципального образования;
Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
Организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
Организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
Организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.*
* Федеральный Закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Как выбрать более выгодную для бизнеса форму энергосервисного контракта?
В Федеральном законе № 261-ФЗ предусмотрена возможность заключения двух видов энергосервисных контрактов:
Первый: энергосервисный контракт заключается между предприятием-потребителем энергетических ресурсов и профессиональной энергосервисной компанией, которая проводит аудит и планирует и реализует мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности предприятия-потребителя.
Второй: заключается договор поставки электроэнергии между поставщиком энергоресурсов и предприятием-потребителем, который может включать в себя условия об обязанностях предприятия-потребителя провести ряд мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности, условия определения для такого предприятия стоимости и порядка расчетов за поставляемые энергоресурсы и иные условия стратегического сотрудничества сторон.
Для понимания сути энергосервисного контракта необходимо обращаться к опыту стран-
участников энергосервисных отношений, которые давно задумались над темой энергосбережения — это Европейские страны, а также страны Северной Америки (США и Канады). Учитывая опыт Запада, отношения между энергосервисными компаниями и заказчиком могут строиться на трех моделях.
Первая модель: предприятие и энергосервисная компания разделяют доходы от эко-
номии на энергоресурсах, определяя процент участия в экономическом эффекте.
Вторая модель: по принципу быстрой окупаемости, когда энергосервисная компания сама привлекает средства для модернизации оборудования предприятия и за счет экономии затраты окупаются.
Заключение контрактов с энергосервисными предприятиями строится по принципу ответственности энергосервисной компании за внедрение мероприятий и повышение энергоэффективности заказчика. Таким образом, большую часть рисков берет на себя исполнитель: он несет обязательства за результат и напрямую заинтересован в его
достижении.
Третья модель: гарантированная экономия. Наиболее интересный для предприятия
принцип взаимоотношений, когда в течение срока действия договора, энергосервисная компания берет на себя ответственность за покрытие затрат поставщикам электроэнергии.
Чек-лист для руководителя. Что необходимо сделать для соблюдения предприятием законодательства об энергосбережении и энергоэффективности?
1. Внимательно изучить перечень оборудования, имеющего высокую энергетическую эффективность, представленного в Постановлении и определить, какое оборудование из перечня используется на предприятии
2. При планировании налоговых затрат на имущество учесть то оборудование, которое налогом не облагается
3. Провести мероприятия по энергоэффективности
-Энергетическое обследование,
-Составление энергетического паспорта объекта,
-Определить форму энергосервисного контракта,
-Установить энергетически эффективное оборудование,
-Планировать и проводить мероприятия по повышению энергоэффективности.
Принять к сведению
Главное, что менеджмент должен принять во внимание — когда предприятие провело энергоаудит, составило энергопаспорт, и планово подошло к этапу закупки оборудования, теперь вы можете начинать его внедрять и быть уверенным, что ваш бизнес не получит дополнительных налоговых затрат, если обновляемое оборудование входит в перечень утвержденный Правительством.
Журнал National Business, июль 2012
Что изменилось?
1. Сокращена налоговая нагрузка на предприятие. 1 мая 2012 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 308, утвердившее перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление класса энергоэффективности. Данное постановление реализует право предприятий, в отношении указанного в Постановлении оборудования, применять льготу и не уплачивать налог на имущество в течение трех лет с момента постановки рассматриваемых объектов на учет. Эту льготу ввели еще в прошлом 2011 году, когда в рамках принятой государственной политики по поддержке инноваций Федеральным законом от 07.06.2011 № 132-ФЗ были внесены изменения в ст. 381 Налогового кодекса РФ (п.21). Однако на практике бизнес не мог ее использовать ввиду отсутствия утвержденного перечня оборудования. Для менеджмента компаний закономерно возникал вопрос о дополнительной налоговой нагрузке от внедрения нового энергосберегающего оборудования.
2. Появилась возможность применять ускоренный коэффициент амортизации, в соответствии с внесенными изменениями Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ (п. 4 ст. 259 Налогового кодекса), что также позволяет оптимизировать налоговые затраты предприятий вследствие осуществляемых ими действий по энергосбережению.
3. Проведение энергетического обследования и составление энергетического паспорта становится обязательным мероприятием, которое необходимо провести до конца 2012 г. предприятиям, перечисленным в Федеральном законе № 261-ФЗ.
Какие предприятия попадают под действие законодательства?
Органы государственной власти, органах местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
Организации с участием государства или муниципального образования;
Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
Организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
Организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
Организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.*
* Федеральный Закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Как выбрать более выгодную для бизнеса форму энергосервисного контракта?
В Федеральном законе № 261-ФЗ предусмотрена возможность заключения двух видов энергосервисных контрактов:
Первый: энергосервисный контракт заключается между предприятием-потребителем энергетических ресурсов и профессиональной энергосервисной компанией, которая проводит аудит и планирует и реализует мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности предприятия-потребителя.
Второй: заключается договор поставки электроэнергии между поставщиком энергоресурсов и предприятием-потребителем, который может включать в себя условия об обязанностях предприятия-потребителя провести ряд мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности, условия определения для такого предприятия стоимости и порядка расчетов за поставляемые энергоресурсы и иные условия стратегического сотрудничества сторон.
Для понимания сути энергосервисного контракта необходимо обращаться к опыту стран-
участников энергосервисных отношений, которые давно задумались над темой энергосбережения — это Европейские страны, а также страны Северной Америки (США и Канады). Учитывая опыт Запада, отношения между энергосервисными компаниями и заказчиком могут строиться на трех моделях.
Первая модель: предприятие и энергосервисная компания разделяют доходы от эко-
номии на энергоресурсах, определяя процент участия в экономическом эффекте.
Вторая модель: по принципу быстрой окупаемости, когда энергосервисная компания сама привлекает средства для модернизации оборудования предприятия и за счет экономии затраты окупаются.
Заключение контрактов с энергосервисными предприятиями строится по принципу ответственности энергосервисной компании за внедрение мероприятий и повышение энергоэффективности заказчика. Таким образом, большую часть рисков берет на себя исполнитель: он несет обязательства за результат и напрямую заинтересован в его
достижении.
Третья модель: гарантированная экономия. Наиболее интересный для предприятия
принцип взаимоотношений, когда в течение срока действия договора, энергосервисная компания берет на себя ответственность за покрытие затрат поставщикам электроэнергии.
Чек-лист для руководителя. Что необходимо сделать для соблюдения предприятием законодательства об энергосбережении и энергоэффективности?
1. Внимательно изучить перечень оборудования, имеющего высокую энергетическую эффективность, представленного в Постановлении и определить, какое оборудование из перечня используется на предприятии
2. При планировании налоговых затрат на имущество учесть то оборудование, которое налогом не облагается
3. Провести мероприятия по энергоэффективности
-Энергетическое обследование,
-Составление энергетического паспорта объекта,
-Определить форму энергосервисного контракта,
-Установить энергетически эффективное оборудование,
-Планировать и проводить мероприятия по повышению энергоэффективности.
Принять к сведению
Главное, что менеджмент должен принять во внимание — когда предприятие провело энергоаудит, составило энергопаспорт, и планово подошло к этапу закупки оборудования, теперь вы можете начинать его внедрять и быть уверенным, что ваш бизнес не получит дополнительных налоговых затрат, если обновляемое оборудование входит в перечень утвержденный Правительством.
Журнал National Business, июль 2012
Нет комментариев