Сибирские Финансы → Краеугольные камни в вопросах получения медицинской лицензии
По закону, медицинская деятельность на территории Российской Федерации, не может выполняться без лицензии Министерства здравоохранения, это известно всем. Вот только не так просто в наши дни эту лицензию получить. Как правило, чтобы справится с задачей получения лицензии, требуется затратить много сил и времени, и часто без помощи юриста не обойтись. В беседе со специалистом по лицензированию консалтинговой компании «Сибирские Финансы», Анастасией Синьшиновой, мы выяснили основные проблемы по вопросу получения лицензии, и получили некоторые практические советы по их решению.
Большинство соискателей медицинской лицензии думают, что основная проблема, которая может возникнуть – это проблема с персоналом. Но на самом деле это не так.
Во-первых, если организация, получающая лицензию, хочет открыть медицинскую клинику или кабинет, ей стоит обратить внимание на помещение, которое должно принадлежать организации на законных основаниях, например, находиться в собственности или быть взятым в аренду. Причем выбранная площадь должна соответствовать всем санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. В число таких требований входит наличие естественного освещения, санузла, комнаты для персонала и др.
И здесь начинается основная проблема. Если подобранный персонал по каким-то причинам не соответствует требованиям, то заменить его не такая большая проблема. А вот заменить находящееся в собственности, а еще хуже, отремонтированное и оборудованное помещение, которое вдруг оказалось не отвечающим требованиям – это, как правило, игра, которая не стоит свеч.
Совет специалиста такой: необходимо обратить внимание на перечень работ (услуг), которые планирует осуществлять соискатель лицензии согласно приказу Минздравсоцразвития России от 10 мая 2007 г. N 323, учитывая все вступившие в силу изменения в законодательстве. А так же, на положения об организации врачебной деятельности, где можно увидеть все требования к помещению — сколько квадратов площади понадобится для конкретного вида деятельности. Например, два врача-терапевта могут находиться в одном кабинете, когда как врачам с разными профилями, могут потребоваться разные помещения. Врачу-гинекологу для работы нужно несколько комнат (кабинет для приема и смотровая комната).
Таким образом, из всего вышесказанного следует, что достаточно просчитаться на пару квадратных метров, упустив при подсчете какой-либо вид деятельности, и получение лицензии, если не станет невозможным, то значительно усложнится. Вот вам и краеугольный камень, в прямом и переносном смысле.
Во-вторых, необходимо внимательно отнестись ко всем требованиям, предъявляемым Министерством здравоохранения к оснащению конкретных видов деятельности. Нужно тщательно следить за сохранностью всех технических паспортов, сертификатов соответствия, регистрационных удостоверений и данных поверок оборудования. Суть в том, что требования Минздрава меняются очень часто, и если сейчас к технической документации могут не придираться, то через полгода это может вызвать интерес лицензирующего органа. При этом, не следует закрывать глаза ни на один из пунктов положения о виде деятельности, т.к. даже из-за минимальных несоответствий могут возникнуть проблемы. Напомним, для каждого вида деятельности существует свой перечень оснащения, в который входит и медицинское оборудование, и мебель. Грубо говоря, нельзя считать, что «тумбочка – не скальпель», и поэтому можно обойтись. Из-за отсутствия, к примеру, тумбочки (которая указана в полном перечне оснащения), могут возникнуть нарекания со стороны лицензирующего органа.
В-третьих, обратимся к вопросу подбора персонала в организацию, получающую мед лицензию. Здесь начать нужно с того, что руководитель организации, желающей получить медицинскую лицензию, по общему правилу должен иметь высшее медицинское образование, действующий сертификат специалиста с действующим повышением квалификации, а также дополнительное профессиональное образование и сертификат по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». Но, что делать, если руководитель не имеет чего-то из вышеперечисленного? Все просто: необходимо назначить заместителя руководителя медицинской организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, который, в свою очередь, должен отвечать всем требования положения.
Однако, если лицензия получается на индивидуального предпринимателя, то последнему сертификат по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» не нужен. При этом, индивидуальный предприниматель для получения лицензии должен лично соответствовать всем требованиям по тем видам деятельности, которые заявляет. ИП не имеет права нанимать сотрудников.
Так же, организации, претендующей на получение лицензии, необходимо следить за сроками истечения сертификатов всех сотрудников, и заблаговременно осуществлять их продление, иначе, за время подготовки документации для получения лицензии, сертификаты некоторых специалистов могут оказаться просроченными. И пока они не пройдут курсы повышения квалификации, организация не сможет получить лицензию. Лучший совет в таком случае, повышать квалификацию заранее, а не откладывать на последний срок.
В-четвертых, остро стоит вопрос о контроле качества, который все сотрудники организации, получающей медицинскую лицензию, должны обязательно проходить. И вот здесь мы подбираемся к еще одному краеугольному камню: как пройти процедуру контроля качества, если сама организация, проходящая лицензирование, не имеет права на такой вид деятельности? По мнению специалиста, этот вопрос можно решить при помощи двух вариантов, каждый из которых сопряжен с определенными сложностями.
Первый вариант подходит тем организациям, которые готовы получить лицензию на осуществление контроля качества. В этом случае допускается возможность в заявлении на получение медицинской лицензии, указать еще и этот вид деятельности. Получив такую лицензию, учреждение самостоятельно будет контролировать свою деятельность. Но, получение лицензии на данный вид деятельности практически неподъемно для небольших организаций. Т.к. действующее законодательство устанавливает следующие требования для осуществления данного вида деятельности: иметь в штате не менее пяти специалистов разного профиля, которые будут входить в комиссию по контролю качества, и наличие у одного из этих сотрудников дополнительного повышения квалификации по осуществлению контроля качества, который будет председателем данной комиссии.
Второй вариант – заключить договор с организацией, которая имеет лицензию на осуществление контроля качества медицинской деятельности, и согласится это делать для организации-соискателя. Но, как показывает практика, этот вариант не такой простой, как кажется. В современных реалиях очень сложно бывает найти учреждение, которое согласится взять на себя ответственность за медицинскую деятельность специалистов сторонней организации, т.к. ставя свою подпись, члены комиссии контроля качества автоматически становятся ответственными за все ошибки «подконтрольных» докторов. Поэтому, чтобы получить их подписи, нужно обладать достаточно доверительными отношениями с организацией, осуществляющей контроль качества.
Подведя итоги нашего обзора, заметим, что если организации нужна медицинская лицензия, то, конечно же, она может получить ее самостоятельно. Но для этого придется затратить много сил и времени, изучить кучу нормативно-правовых актов. Так что, лучше доверить это дело специалистам, которые проконсультируют вас во всех вопросах получения лицензии. А именно:
• Помогут в выборе помещения для заявленных видов деятельности и его оборудовании;
• Проконсультируют по сбору всех необходимых для получения лицензии документов;
• Поспособствуют прохождению комиссии СЭС, даже когда в этом вопросе уже возникли какие-то непреодолимые трудности.
• Укажут на возможные проблемы с принятыми сотрудниками и помогут с прохождением курсов повышения квалификации.
• И, наконец, подыщут контрольную комиссию, готовую осуществлять для организации получающей медицинскую лицензию контроль качества. Или, если принято решение осуществлять контроль качества самостоятельно, дадут консультации по сбору всех необходимых документов.
После решения всех вышеуказанных вопросов, юридическая компания гарантирует стопроцентное получение лицензии.
Большинство соискателей медицинской лицензии думают, что основная проблема, которая может возникнуть – это проблема с персоналом. Но на самом деле это не так.
Во-первых, если организация, получающая лицензию, хочет открыть медицинскую клинику или кабинет, ей стоит обратить внимание на помещение, которое должно принадлежать организации на законных основаниях, например, находиться в собственности или быть взятым в аренду. Причем выбранная площадь должна соответствовать всем санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. В число таких требований входит наличие естественного освещения, санузла, комнаты для персонала и др.
И здесь начинается основная проблема. Если подобранный персонал по каким-то причинам не соответствует требованиям, то заменить его не такая большая проблема. А вот заменить находящееся в собственности, а еще хуже, отремонтированное и оборудованное помещение, которое вдруг оказалось не отвечающим требованиям – это, как правило, игра, которая не стоит свеч.
Совет специалиста такой: необходимо обратить внимание на перечень работ (услуг), которые планирует осуществлять соискатель лицензии согласно приказу Минздравсоцразвития России от 10 мая 2007 г. N 323, учитывая все вступившие в силу изменения в законодательстве. А так же, на положения об организации врачебной деятельности, где можно увидеть все требования к помещению — сколько квадратов площади понадобится для конкретного вида деятельности. Например, два врача-терапевта могут находиться в одном кабинете, когда как врачам с разными профилями, могут потребоваться разные помещения. Врачу-гинекологу для работы нужно несколько комнат (кабинет для приема и смотровая комната).
Таким образом, из всего вышесказанного следует, что достаточно просчитаться на пару квадратных метров, упустив при подсчете какой-либо вид деятельности, и получение лицензии, если не станет невозможным, то значительно усложнится. Вот вам и краеугольный камень, в прямом и переносном смысле.
Во-вторых, необходимо внимательно отнестись ко всем требованиям, предъявляемым Министерством здравоохранения к оснащению конкретных видов деятельности. Нужно тщательно следить за сохранностью всех технических паспортов, сертификатов соответствия, регистрационных удостоверений и данных поверок оборудования. Суть в том, что требования Минздрава меняются очень часто, и если сейчас к технической документации могут не придираться, то через полгода это может вызвать интерес лицензирующего органа. При этом, не следует закрывать глаза ни на один из пунктов положения о виде деятельности, т.к. даже из-за минимальных несоответствий могут возникнуть проблемы. Напомним, для каждого вида деятельности существует свой перечень оснащения, в который входит и медицинское оборудование, и мебель. Грубо говоря, нельзя считать, что «тумбочка – не скальпель», и поэтому можно обойтись. Из-за отсутствия, к примеру, тумбочки (которая указана в полном перечне оснащения), могут возникнуть нарекания со стороны лицензирующего органа.
В-третьих, обратимся к вопросу подбора персонала в организацию, получающую мед лицензию. Здесь начать нужно с того, что руководитель организации, желающей получить медицинскую лицензию, по общему правилу должен иметь высшее медицинское образование, действующий сертификат специалиста с действующим повышением квалификации, а также дополнительное профессиональное образование и сертификат по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». Но, что делать, если руководитель не имеет чего-то из вышеперечисленного? Все просто: необходимо назначить заместителя руководителя медицинской организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, который, в свою очередь, должен отвечать всем требования положения.
Однако, если лицензия получается на индивидуального предпринимателя, то последнему сертификат по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» не нужен. При этом, индивидуальный предприниматель для получения лицензии должен лично соответствовать всем требованиям по тем видам деятельности, которые заявляет. ИП не имеет права нанимать сотрудников.
Так же, организации, претендующей на получение лицензии, необходимо следить за сроками истечения сертификатов всех сотрудников, и заблаговременно осуществлять их продление, иначе, за время подготовки документации для получения лицензии, сертификаты некоторых специалистов могут оказаться просроченными. И пока они не пройдут курсы повышения квалификации, организация не сможет получить лицензию. Лучший совет в таком случае, повышать квалификацию заранее, а не откладывать на последний срок.
В-четвертых, остро стоит вопрос о контроле качества, который все сотрудники организации, получающей медицинскую лицензию, должны обязательно проходить. И вот здесь мы подбираемся к еще одному краеугольному камню: как пройти процедуру контроля качества, если сама организация, проходящая лицензирование, не имеет права на такой вид деятельности? По мнению специалиста, этот вопрос можно решить при помощи двух вариантов, каждый из которых сопряжен с определенными сложностями.
Первый вариант подходит тем организациям, которые готовы получить лицензию на осуществление контроля качества. В этом случае допускается возможность в заявлении на получение медицинской лицензии, указать еще и этот вид деятельности. Получив такую лицензию, учреждение самостоятельно будет контролировать свою деятельность. Но, получение лицензии на данный вид деятельности практически неподъемно для небольших организаций. Т.к. действующее законодательство устанавливает следующие требования для осуществления данного вида деятельности: иметь в штате не менее пяти специалистов разного профиля, которые будут входить в комиссию по контролю качества, и наличие у одного из этих сотрудников дополнительного повышения квалификации по осуществлению контроля качества, который будет председателем данной комиссии.
Второй вариант – заключить договор с организацией, которая имеет лицензию на осуществление контроля качества медицинской деятельности, и согласится это делать для организации-соискателя. Но, как показывает практика, этот вариант не такой простой, как кажется. В современных реалиях очень сложно бывает найти учреждение, которое согласится взять на себя ответственность за медицинскую деятельность специалистов сторонней организации, т.к. ставя свою подпись, члены комиссии контроля качества автоматически становятся ответственными за все ошибки «подконтрольных» докторов. Поэтому, чтобы получить их подписи, нужно обладать достаточно доверительными отношениями с организацией, осуществляющей контроль качества.
Подведя итоги нашего обзора, заметим, что если организации нужна медицинская лицензия, то, конечно же, она может получить ее самостоятельно. Но для этого придется затратить много сил и времени, изучить кучу нормативно-правовых актов. Так что, лучше доверить это дело специалистам, которые проконсультируют вас во всех вопросах получения лицензии. А именно:
• Помогут в выборе помещения для заявленных видов деятельности и его оборудовании;
• Проконсультируют по сбору всех необходимых для получения лицензии документов;
• Поспособствуют прохождению комиссии СЭС, даже когда в этом вопросе уже возникли какие-то непреодолимые трудности.
• Укажут на возможные проблемы с принятыми сотрудниками и помогут с прохождением курсов повышения квалификации.
• И, наконец, подыщут контрольную комиссию, готовую осуществлять для организации получающей медицинскую лицензию контроль качества. Или, если принято решение осуществлять контроль качества самостоятельно, дадут консультации по сбору всех необходимых документов.
После решения всех вышеуказанных вопросов, юридическая компания гарантирует стопроцентное получение лицензии.
Нет комментариев