Скобликов Петр →  ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ ИЗМЕНЕНИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ГОСТАЙНЫ. Кому станет лучше?

РИА-Новости сегодня сообщило, что Совет Федерации утром одобрил закон, ужесточающий наказание за разглашение гостайны и вводящий уголовную ответственность за незаконное получение секретных сведений. См.: ria.ru/defense_safety/20121031/908174795.html

Это дает основание заявить: темпы прохождения этого закона (в отличие от многих других) через российский парламент впечатляют!
Напомню, что чуть более месяца назад, 21 сентября 2012 г., Госдума России приняла проект указанного Федерального закона в первом чтении. Он называется «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования уголовного законодательства в сфере защиты государственной тайны от преступных посягательств).
Кстати, в середине октября перед обсуждением Законопроекта в Комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству мне предложили подготовить на него замечания, что я и сделал. К сожалению, для данной работы я располагал лишь несколькими часами и сформулировал далеко не все, что хотел. Да и в адекватной подаче своего материала не уверен. Поэтому если у коллег возникнут конструктивные замечания по законопроекту, прошу их изложить. Возможно, в последующем мне еще раз представится возможность изложить свою позицию, и я учту ваши отзывы, пожелания и предложения.
Итак, привожу далее тексты законопроекта и моего отзыва. А в прикрепленном файле найдете пояснительную записку к Законопроекту.

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Уголовный кодекс
Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-
процессуального кодекса Российской Федерации

Статья 1
Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 1998, № 26, ст. 3012; 1999, № 28, ст. 3489; 2002, № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4848; 2004, № 30, ст. 3091; 2006, № 31, ст. 3452; 2007, № 31, ст. 4008) следующие изменения:
1) пункт «а» части первой статьи 1041 после цифр «2822,» дополнить цифрами «2831,»;
2) абзац первый статьи 275 изложить в следующей редакции:
«Государственная измена, то есть деяние, совершенное гражданином Российской Федерации в ущерб безопасности Российской Федерации: шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе или учебе, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, в том числе ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности, — »;
3) абзац первый статьи 276 изложить в следующей редакции:
«Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их в ущерб безопасности Российской Федерации (шпионаж), если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, — »;
4) в абзаце первом части первой статьи 283 слова «или работе» заменить словами ", работе или учебе", слова «государственной измены»
заменить словами «преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса,»;
5) дополнить статьей 2831 следующего содержания:

«Статья 2831. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну
1. Получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения либо угрозы применения насилия (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса) — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, если оно совершено:
а) группой лиц;
б) с применением насилия;
в) с причинением тяжких последствий;
г) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, — наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.».

Статья 2
Внести в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2002, № 22, ст. 2027; № 30, ст. 3020, 3029; № 44, ст. 4298; 2003, № 27, ст. 2700, 2706; № 50, ст. 4847; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 1, ст. 13; 2006, № 28, ст. 2975, 2976; № 31, ст. 3452; 2007, № 1, ст. 46; № 24, ст. 2830, 2833; № 49, ст. 6033; № 50, ст. 6248) следующие изменения:
1) пункт 2 части второй после цифр «283,» дополнить цифрами «2831,»;
2) часть четвертую после цифр «283» дополнить цифрами ", 2831".

Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

ЗАМЕЧАНИЯ

Изучение проекта Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее Законопроект) позволяет сформулировать следующие замечания.

1. Концептуальное замечание.
В ряду задач, решаемых посредством уголовного законодательства, на первое место поставлена охрана прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 УК РФ). В конце списка находится охрана конституционного строя РФ. Такой подход предопределен Конституцией РФ, согласно которой высшей ценностью является человек, его права и свободы (ст. 7, 17 и др.)
Однако анализ санкций, предусмотренных за различные противоправные деяния, показывает, что в этом плане пирамида оказывается перевернутой – по действующему УК РФ преступления против основ государственной власти наказываются значительно строже, чем преступления против жизни, здоровья и свободы личности. Причем если будет принят представленный для отзыва Законопроект, указанное противоречие обострится.
Так, согласно диспозиции статьи 2831 «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну» (которую предлагается включить в УК РФ) объявляется тяжким преступлением, влекущим наказание в виде лишения свободы до восьми лет, следующий поступок: получение посредством обмана сведений, составляющих государственную тайну, движимыми любопытством двумя молодыми людьми, которые, удовлетворив своё любопытство, эти сведения более никому не передали, да и не имели такого намерения.
Для сравнения: столь же строгое наказание предусмотрено ныне за причинение тяжкого вреда здоровью (опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций) – ч. 1 ст. 111 УК РФ. А вот истязание (ч. 2 ст. 117 УК РФ), использование рабского труда (ч. 1 ст. 127.2 УК РФ), купля-продажа человека (ч. 1 ст. 127.1 УК РФ) наказываются мягче.
Важно также отметить, что за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан (ч. 1 ст. 138 УК РФ) – совершенное из любопытства или по любым иным мотивам в настоящее время наказание в виде лишения свободы вообще не предусмотрено.
Налицо дисбаланс между декларируемой иерархией ценностей, подлежащих защите, и предлагаемыми средствами их защиты.

2. Частное замечание.
В пояснительной записке к Законопроекту заявлено, что сформулированные в нем изменения диспозиции статьи 275 УК РФ предлагаются в целях конкретизации субъективной стороны состава предусмотренного этой статьей преступления.
Однако в Законопроекте подтверждения заявленному тезису не обнаружено. Согласно предлагаемой редакции статьи 275 УК РФ государственной изменой объявляется, помимо прочего, оказание гражданином РФ консультационной или иной помощи международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Вместе с тем на практике не исключены ситуации, когда гражданин РФ бескорыстно или за вознаграждение оказывает консультационную помощь международной организации (созданной, например, для решения правозащитных, гуманитарных, экологических и иных задач), однако рекомендации и оценки гражданина, вопреки его намерениям, позже используются в деятельности, направленной против безопасности России. Явных препятствий для привлечения такого гражданина к уголовной ответственности новая редакция статьи 275 УК РФ, вопреки декларации из пояснительной записки, не содержит.

Профессор кафедры
Академии управления МВД России,
доктор юридических наук
П.А. Скобликов

Нет комментариев