Роман Соловьев → НДС должен быть отменен
«Карфаген должен быть разрушен» — так по легенде заканчивал каждую свою публичную речь древнеримский госдеятель Катон Старший. Как, известно, Карфаген в итоге разрушили. С не меньшей настойчивостью, полагаю, профессиональные юристы и экономисты должны выражать свое мнение по поводу необходимости отмены НДС в нашей стране. Может история повторится, и все-таки отменят?..
Уже столько написано и сказано по поводу неэффективности и неудобности НДС для всех – и налогоплательщиков и для государства, что должно быть совершенно очевидно: есть в стране лица, которым наличие этого налога выгодно.
НДС неудобен бизнесу:
1) НДС дестимулирует (мягко говоря) бизнес:
— от налога страдает прежде всего высокоэффективный (если хотите — инновационный) бизнес, имеющий высокую долю добавленной стоимости в обороте (налоговая нагрузка — почти 1/5 от оборота);
— обложение авансов делает невыгодными крупные «интеллектуальные» проекты, в которых участвуют несколько партнеров. Например, при последовательной передаче аванса от заказчика к генподрядчику, подрядчику и субподрядчику, государство забирает более половины аванса себе. Причем во всей производственной цепочке еще никто ничего не сделал, не продал, не заработал;
2) НДС не имеет внятного экономического обоснования — сумма налога слишком сильно может варьироваться вне зависимости от экономических результатов работы предприятия. Даже получив убыток, предприятие может иметь значительную сумму налога к уплате. Налог изымает оборотные средства предприятия независимо от его доходности.
3) Все предприятия являются заложниками «добросовестности» своих поставщиков. Неоднозначная судебная практика позволяет загнать в угол любое предприятие, даже заключавшее исключительно реальные сделки (приобретение и использование реальных товаров и услуг). Застрахован только тот, кто ничего не покупает, т.е. – ничего не делает;
4) Честные налогоплательщики всегда и сильно проигрывают нечестным в конкурентной борьбе. 18% — очень большой «запас» рентабельности для «теневого» бизнеса и, соответственно, стимул для ухода в «тень»;
5) Налог требует значительных усилий по его учету и исчислению: требуются специальные первичные документы (счета фактуры), специальные учетные регистры (книги покупок и продаж), единственное назначение которых – учет самого налога;
6) Декларируемое законом освобождение экспорта на практике постоянно оборачивается судебными тяжбами;
7) Обложение импорта ограничивает импорт современного оборудования и технологий, ставит бизнес в неравные условия с иностранными конкурентами.
При этом НДС неудобен и государству:
1) Сравнительная легкость искажения налоговых деклараций при одновременной сложности администрирования налога;
2) Получило широкое распространение использование «мусорных» компаний («могил» НДС). Наличие НДС стимулирует бизнес на регулярное обновление своих юридических структур (подавляющее большинство торговых компаний меняют свои юрлица каждые два-три года). Это в свою очередь воспитывает в бизнесе наплевательское отношение к остальным нормам и правилам – трудовым, противопожарным, потребительским и прочим. Зачем напрягаться и соблюдать правила, если через год юрлицо все-равно бросать?..;
3) Экономическая бессмысленность двустороннего движения денег в бюджет и из бюджета. Цель любого налога – наполнение бюджета, значит, деньги должны идти от налогоплательщиков – к государству. В данном же случае, одновременно сосуществуют потоки уплаты НДС и его возмещения, и обслуживанием этого бестолкового процесса занято множество людей. Причем, насколько мне известно, были периоды, когда поток денег «из бюджета» превышал поток «в бюджет». Из чего следует еще одна проблема НДС –
4) Лжеэкспорт и прочие способы незаконного возмещения НДС из бюджета.
Почему же НДС до сих пор не отменен? Ответ очевиден: некоторые компании (а точнее – люди в креслах госслужащих) имеют возможность без проблем изымать экспортный и просто зачетный НДС из бюджета. Или сравнительно «честно» оказывать соответствующие платные услуги реальному бизнесу. То есть, по сути, воровать деньги из бюджета. Там где реальный экспортер получает отказ в возмещении НДС и вынужден месяцами в судебном порядке возвращать причитающееся, «фирмы-однодневки» под контролем чиновников без проблем получают возмещение на миллиарды рублей.
Сколько можно? Всеобщий налог с оплаченного оборота в размере 1-2% мог бы исключить все вышеуказанные недоразумения без потерь для бюджета страны. При этом снизилось бы количество посредников во всех экономических цепочках, ускорился оборот денежных средств. А насколько упростился бы сбор и администрирование налога, и говорить не приходится.
Да, чуть не забыл: НДС должен быть отменен.
Роман Соловьев, генеральный директор ЗАО «Деловые услуги», г.Новосибирск
Уже столько написано и сказано по поводу неэффективности и неудобности НДС для всех – и налогоплательщиков и для государства, что должно быть совершенно очевидно: есть в стране лица, которым наличие этого налога выгодно.
НДС неудобен бизнесу:
1) НДС дестимулирует (мягко говоря) бизнес:
— от налога страдает прежде всего высокоэффективный (если хотите — инновационный) бизнес, имеющий высокую долю добавленной стоимости в обороте (налоговая нагрузка — почти 1/5 от оборота);
— обложение авансов делает невыгодными крупные «интеллектуальные» проекты, в которых участвуют несколько партнеров. Например, при последовательной передаче аванса от заказчика к генподрядчику, подрядчику и субподрядчику, государство забирает более половины аванса себе. Причем во всей производственной цепочке еще никто ничего не сделал, не продал, не заработал;
2) НДС не имеет внятного экономического обоснования — сумма налога слишком сильно может варьироваться вне зависимости от экономических результатов работы предприятия. Даже получив убыток, предприятие может иметь значительную сумму налога к уплате. Налог изымает оборотные средства предприятия независимо от его доходности.
3) Все предприятия являются заложниками «добросовестности» своих поставщиков. Неоднозначная судебная практика позволяет загнать в угол любое предприятие, даже заключавшее исключительно реальные сделки (приобретение и использование реальных товаров и услуг). Застрахован только тот, кто ничего не покупает, т.е. – ничего не делает;
4) Честные налогоплательщики всегда и сильно проигрывают нечестным в конкурентной борьбе. 18% — очень большой «запас» рентабельности для «теневого» бизнеса и, соответственно, стимул для ухода в «тень»;
5) Налог требует значительных усилий по его учету и исчислению: требуются специальные первичные документы (счета фактуры), специальные учетные регистры (книги покупок и продаж), единственное назначение которых – учет самого налога;
6) Декларируемое законом освобождение экспорта на практике постоянно оборачивается судебными тяжбами;
7) Обложение импорта ограничивает импорт современного оборудования и технологий, ставит бизнес в неравные условия с иностранными конкурентами.
При этом НДС неудобен и государству:
1) Сравнительная легкость искажения налоговых деклараций при одновременной сложности администрирования налога;
2) Получило широкое распространение использование «мусорных» компаний («могил» НДС). Наличие НДС стимулирует бизнес на регулярное обновление своих юридических структур (подавляющее большинство торговых компаний меняют свои юрлица каждые два-три года). Это в свою очередь воспитывает в бизнесе наплевательское отношение к остальным нормам и правилам – трудовым, противопожарным, потребительским и прочим. Зачем напрягаться и соблюдать правила, если через год юрлицо все-равно бросать?..;
3) Экономическая бессмысленность двустороннего движения денег в бюджет и из бюджета. Цель любого налога – наполнение бюджета, значит, деньги должны идти от налогоплательщиков – к государству. В данном же случае, одновременно сосуществуют потоки уплаты НДС и его возмещения, и обслуживанием этого бестолкового процесса занято множество людей. Причем, насколько мне известно, были периоды, когда поток денег «из бюджета» превышал поток «в бюджет». Из чего следует еще одна проблема НДС –
4) Лжеэкспорт и прочие способы незаконного возмещения НДС из бюджета.
Почему же НДС до сих пор не отменен? Ответ очевиден: некоторые компании (а точнее – люди в креслах госслужащих) имеют возможность без проблем изымать экспортный и просто зачетный НДС из бюджета. Или сравнительно «честно» оказывать соответствующие платные услуги реальному бизнесу. То есть, по сути, воровать деньги из бюджета. Там где реальный экспортер получает отказ в возмещении НДС и вынужден месяцами в судебном порядке возвращать причитающееся, «фирмы-однодневки» под контролем чиновников без проблем получают возмещение на миллиарды рублей.
Сколько можно? Всеобщий налог с оплаченного оборота в размере 1-2% мог бы исключить все вышеуказанные недоразумения без потерь для бюджета страны. При этом снизилось бы количество посредников во всех экономических цепочках, ускорился оборот денежных средств. А насколько упростился бы сбор и администрирование налога, и говорить не приходится.
Да, чуть не забыл: НДС должен быть отменен.
Роман Соловьев, генеральный директор ЗАО «Деловые услуги», г.Новосибирск
Нет комментариев