Дмитрий Литвинский (Адвокат, Париж) → Эскалация страстей
На сайте Президента России появилась информация о подписании указа о приеме в российское гражданство французского актера Жерара Депардьё. В субботу, во время личной встречи с главой государства, ему вручен новый паспорт. В качестве правовых оснований указывается на личное заявление актера. Заслуги французской кинозвезды перед мировым кинематографом, в золотой актерский фонд которого он уверенно вошел, отрицать трудно. И вместе с тем, новость и все что происходит вокруг нее вызывает недоумение. Недоумение от того, насколько неудачно, — буквально по худшему сценарию желтой прессы – реализованы усилия, видимо направленные на улучшение имиджа страны, в ситуации, которая, в других условиях могла бы вызывать если и не гордость, то чувство уважения. Поскольку новый российский закон о гражданстве 2012 г. больше не предусматривает выдачи почетного гражданства за особые заслуги лица перед Российской Федерацией и с его согласия, потенциальную неловкость ситуации можно было сгладить, указав в самом указе, что гражданство выдается в качестве признания заслуг актера перед мировым кинематографом и как форма благодарности за любовь российского зрителя.
Напомню историю событий, как ее можно проследить из сообщений прессы. Причиной стала попытка нового французского правительства социалистов в финансовом законе на 2013 г. ввести на ближайшие 2 года специальный «налог солидарности» для лиц, годовой доход которых составляет более 1 млн. евро. Та часть доходов, и только она, которая превышала этот символический потолок в 1 млн., должна была облагаться по ставке в 75%. Впрочем, уже 29 декабря закон этот был благополучно признан французским Конституционным советом противоречащим Конституции (не по причине чрезмерности налоговой ставки, а в силу того, что в качестве расчетной базы было предложено брать личный доход отдельного налогоплательщика, а не — как это обстоит с подоходным налогом, — его доход в расчете на члена семьи, что было признано нарушающим принцип равенства супругов с точки зрения участия в государственных расходах).
Жерар Депардье, как раз входящий в категорию тех 1 500 французов, которые фактически попадали под прицел этой, скажем честно, популистской меры, стал искать для себя возможные варианты выхода из ситуации. В этом он совсем не одинок. Проблема оптимизации налогообложения давно стоит перед многими французскими знаменитостями, а их периодическая миграция из и обратно во Францию, в деталях смакуется как прессой, так и правительством, для которого тема имеет репутационное значение.
Итак, Депардьё отнюдь не первый. Еще при прежнем правительстве и предшествующем налоговом режиме, пресса активно обсуждала смену в 2006 г. налоговой резиденции другим идолом французской сцены – певцом Джони Холлидеем, чей медийный статус можно, пожалуй, со всеми возможными оговорками, сравнить с российским статусом Аллы Пугачевой. Пресса с аппетитом смаковала налоговый переезд певца в немецкоязычный швейцарский Гштадт, а также последовавшие переговоры о его возможном возвращении, в которые был вовлечен и сам прежний президент Николя Саркози, давним личным другом которого певец считается.
Для звезд сцены проблема выбора иной налоговой резиденции осложнялась тем, что для ее признания французской администрацией, не достаточно просто переехать за границу, но и требуется, как минимум, фактически проживать там более 183 дней в году. А это для многих медийных персон, влекло за собой вполне понятные профессиональные трудности.
Теперь, когда бразды правления во Франции перешли к социалистам, достаточно решительно настроенным против крупных личных капиталов, многим «обеспеченным звездам» приходится крепко задуматься. Тем более тем, чьи симпатии к социалистам стоят под вопросом. Именно в этой ситуации и оказался Депардьё, симпатий к социалистам публично совсем не выражавший и, соответственно, на диалог с ними не рассчитывавший.
В итоге Депардьё изначально выбирает достаточно техничный вариант, позволяющий ему не терять прямой связи с Францией. Он приобретает недвижимость в маленьком бельгийском городке, прямо по другую сторону франко-бельгийской границы. Быть может, это место жительства находится не в самых благоприятных из возможных климатических условиях, но дает возможность доехать до Парижа буквально в течение часа-двух, решить свои дела и тем же днем вернуться обратно.
Пресса, как известно, не оставила этот шаг без комментариев. Ситуация обострилась, когда премьер-министр Жан-Марк Эро обвинил актера в отсутствии финансового патриотизма, публично назвав его действия «жалкими» (minable). Если такого рода заявления вряд ли отвечают нормам сдержанности, действующим в отношении публичного политика и официального лица, то ответ Депардьё вполне соответствовал как его профессии, так и темпераменту. В открытом письме, процитированном где только можно, оскорбленный в лучших чувствах актер, вполне в духе скандалов с тещей, весьма эмоционально бросил, что раз его тут не любят, то пусть забирают свой паспорт со штампом о браке. Впрочем, актер — лицо неофициальное; громкие эмоциональные декларации являются частью профессионального образа, осуществления формальных демаршей вовсе не означают и каких-либо обязательств не накладывают. Тем более, что получение иностранного паспорта к лишению французского гражданства автоматически не ведет; как Франция, так и Россия допускают двойное гражданство.
Все бы ничего. Но тут в скандале за стенкой в коммунальном духе решили поучаствовать соседи из другой квартиры. Сначала Рамзан Кадыров морально поддержал актера, озвучив приглашение переехать жить в Грозный. Затем мысль о даровании ему гражданства прозвучала из уст Дмитрия Медведева. Наконец, Владимир Путин тоже высказался, что не видит трудностей в предоставлении российского паспорта.
Высказанная эмоционально, с определенной интонацией, мысль политиков выглядела как добротная мужская шутка. Боюсь, правда, что ситуация развивалась так, что солёноватая шутка начальника была воспринята как прямой призыв к действию со стороны его подчиненных, то ли напрочь лишенных юмора, то ли забывших, что, повторенная сто раз и вырванная из контекста, даже самая смешная фраза становится если и не совсем непонятной, то уж точно не смешной. Зритель недоуменно оглядывается и просит объяснить смысл анекдота.
В чем смысл попытки поучаствовать в чужом скандале, на который нас совсем не приглашали, подхватывая и творчески развивая сказанную актером в эмоциональном порыве реплику фактически с предложением «подавиться своим паспортом»? Как выдача российского паспорта поможет французской звезде решить налоговые разногласия с собственным государством, при том, что вопрос об отказе от статуса налогового резидента в Бельгии пока, по всей видимости, не ставился.
Напомню, в качестве юридического ликбеза, собственно статус налогового резидента и паспорт государства – вещи, лежащие в Европе в несколько различных плоскостях. Во Франции, для лиц со статусом французского налогового резидента, подоходный налог рассчитывается исходя из всех полученных им доходов, в том числе и за пределами Франции. Для тех же, чей налоговый домицилий находится за пределами французской территории, подоходный налог рассчитывается только из дохода, полученного «от французского источника». Причем, в глазах французской администрации, ни иностранный паспорт сам по себе, ни постоянное проживание, — одному ли, с семьёй ли, — в другой стране (хотя бы и более 183 дней в году), не означает автоматического признания иностранным налоговым резидентом. Это лишь элементы среди прочих. Если во Франции осуществляется основная профессиональная деятельность (те же съемки во французских фильмах) или находится центр экономических или личных интересов (а финансовые интересы актера лежат не только в области кинематографии), то администрация вполне может рассматривать лицо как французского налогового резидента. В любом случае, Депардьё по-прежнему должен будет выплачивать налоги на получаемую во Франции прибыль, по действующей в этой стране ставке. Т.е. наличие российского паспорта автоматически все его налоговые проблемы не решает. В идеале, чтобы не иметь дела с французским фиском, актеру надо было бы совсем переехать в Россию, совсем не сниматься во французских фильмах и не вести на территории Франции совершенно никаких дел.
Итак, пошутив по поводу налоговых проблем гражданина другого государства, российский Президент тут же подписал указ о выдаче ему российского паспорта, а СМИ с энтузиазмом оповестило об этом публику. С точки зрения неискушенного наблюдателя, мы участвуем в активно разгорающемся в соседней квартире скандале, подзуживая его участников и приглашая соседа переехать от раздражающей его тещи к нам. Хотя при разводе даже в ЗАГСе предлагают хорошенько подумать. Кому же адресовано соответствующее политическое послание, и, главное, каково содержание этого акта невиданной щедрости? Значит ли это, что на фоне активизировавшихся в последние время громких заявлений российской администрации о необходимости борьбы с налоговыми оффшорами, французского актера следует, тем не менее, в качестве исключения, рассматривать как налогового диссидента, выбравшего свободу? Означает ли цепь событий, выглядящая как поощрение поиска льготной налоговой юрисдикции, допущение такой возможности и для российских налогоплательщиков? Нужно ли воспринимать сложившуюся ситуацию как российскую «фигу в кармане», по какой-то неизвестной общественному мнению причине, сложенной в адрес действующего французского правительства? Или же в адрес правительства бельгийского, в сферу действия которого актер практически перебрался и которое, при ряде условий, не ставит особых препятствий ни в признании статуса бельгийского резидента, ни в получении бельгийского паспорта. Идет ли речь о мере по повышению международного имиджа нашей страны за счет звезд мирового кинематографа или же о мере чисто российского масштаба, ориентированной на внутреннего пользователя?
Когда-то великий Монтень заметил, что искусство жить состоит в том, чтобы жить кстати. Когда события совершаются и не к месту и не вовремя, это называется другими словами. И вот что странно: говорят слова и принимают решения другие, а чувства недоумения и неловкости испытываем мы с вами.
Копия на: avocatlitvinski.livejournal.com/
Нет комментариев