Сергей Семенов →  Дело о 3549 вагонах

Некоторые налоговые дела читаются как финансовые детективы, действие в которых развивается стремительно и непредсказуемо. Вот один из таких примеров с участием крупнейшей российской лизинговой компании и ценой иска в 1 млрд. руб. НДС.
Введение
Действующие лица:
— железнодорожные вагоны-платформы 205-2008 гг. выпуска – российские и украинские;
— федеральный бюджет – казна РФ;
— ИФНС № 48 по г. Москве – налоговый орган, налоговая инспекция;
— ОАО «ВЭБ Лизинг» — лизингодатель, покупатель;
— ООО «Бета ТЭК» — продавец, обвиненный в недобросовестности;
— ООО «А-Транс» — лизингополучатель, арендатор;
— ООО «СЦОСПС» — агент, ООО «ВЕКТОР» — субагент;
— СИ ОРЧИД КОНСАЛТАНТС ЛТД — резидент республики Кипр;
— ООО «Дана», ООО «Интергруп», ООО «Альфа-лизинг», ООО «Голдлайн» — первичные собственники вагонов, арендодатели;
— ООО «РусТрансКом» — представители этой организации часто упоминаются в решении;
— массовка – штук 7-10 однодневок.

Завязка
ОАО «ВЭБ Лизинг» подает в налоговую инспекцию декларацию по НДС, в которой заявляет к возмещению из федерального бюджета 1,09 млрд. руб. НДС по сделке купли-продажи вагонов с ООО «Бета ТЭК».
Налоговый орган проводит камеральную проверку декларации и отказывает в праве на возмещение 1,09 млрд. руб. НДС, указав, что в реальности сделки не было, а «имела место имитация реальных взаимоотношений путем создания формального документооборота».
ОАО «ВЭБ Лизинг» обжалует отказное решение налоговиков в Арбитражный суд Москвы.

Развитие действия
При рассмотрении дела Суд установил.
1) Между ОАО «ВЭБ Лизинг» и ООО «А-ТРАНС» заключен договор лизинга, согласно которому лизингодатель обязуется приобрести 3 549 вагонов у ООО «БЕТА ТЭК» и передать ООО «А-Транс»-лизингополучателю.
Цена договора – 7,14 млрд. руб., в том числе НДС – 1,09 млрд. руб.
2) При этом оказывается, что те же самые вагоны на момент заключения договора между ОАО «ВЭБ Лизинг» и ООО «А-Транс» находились в аренде у последнего на основании договоров аренды с ООО «Дана», ООО «Интергруп», ООО «Альфа-лизинг», ООО «Голдлайн – собственников вагонов.
ООО «А-Транс» выкупает эти вагоны у ООО «Дана», ООО «Интергруп», ООО «Альфа-лизинг», ООО «Голдлайн» примерно за 87 млн. долл.
3) ООО «А-ТРАНС» заключает договор цессии с СИ ОРЧИД КОНСАЛТАНТС ЛТД, по которому передает резиденту Кипра все права покупателя по договору купли-продажи вагонов, но уже за 171 млн. долл.
4) СИ ОРЧИД КОНСАЛТАНТС ЛТД в свою очередь передает права покупателя вагонов ООО «Бета ТЭК». Цена этой сделки из судебного акта не усматривается.
Но, как было отмечено выше, именно эти вагоны ООО «Бета ТЭК» реализует ОАО «ВЭБ-Лизинг» за 7,14 млрд. руб. (примерно 255 млн. долл. при курсе 28 руб.).
Почти все эти договоры заключаются 30 июня и 1 июля 2011 года.

Кульминация
Налоговый орган помимо всех согласованных действий, указанных выше, установил следующие факты:
1) ООО «Бета ТЭК» отчетность за период сделки не сдавало, налогов в бюджет, в том числе предъявленные в счет-фактуре 1,09 млрд. руб. НДС, не платило.
2) Директор ООО «Бета ТЭК» спустя 3 недели после заключения договора был убит.
3) Счета-фактуры и акты на передачу вагонов от ООО «Бета ТЭК» к ОАО «ВЭБ Лизинг» после его смерти подписывались иным лицом по доверенности, выданной до смерти директора.
4) ОАО «ВЭБ Лизинг» через 2,5 недели после заключения основного договора подписывает с ООО «Бета ТЭК» дополнительное соглашение, согласно которому ООО «Бета ТЭК» обязуется за свой счет отремонтировать/модернизировать вагоны, являющиеся предметом договора купли-продажи.
5) Во исполнение дополнительного соглашения ООО «Бета ТЭК» перечисляет за ремонт вагонов 2,358 млрд. руб. ООО «СЦОСПП» по агентскому договору.
6) ООО «СЦОСПП» перечисляет 2,358 млрд. руб. (за минусом 0.5% своего агентского вознаграждения) ООО «Вектор» по субагентскому соглашению.
7) ООО «Вектор» перечисляет 2,358 (– 0,5%) млрд. руб. ООО «Элит трейдинг» — однодневке с директором-«отказником», от него в адрес 7 компаний – ООО-однодневок, которые далее ежедневно покупали валюту «для дальнейшей отправки в Швейцарию с указанием назначения платежа «за электрооборудование».
8) Документами и фактами о ремонте вагонов директор ООО «СЦОСПП» не располагает.
9) Директор ОАО «ВЭБ Лизинга» ссылается, что продавец-ООО «Бета ТЭК» был выбран ООО «А-Транс», а директор ООО «А-Транс», наоборот, показывает, что продавца выбирал лизингодатель.
От себя добавлю, что куда делись остальные 4,78 млрд. руб. из 7,14 млрд. руб., переведенных ОАО «ВЭБ-Лизинг» в адрес ООО «Бета ТЭК», из судебного акта не ясно, но суд сослался на банкротное дело, согласно которому ООО «Бета ТЭК» признано банкротом и у него остался непогашенный долг перед СИ ОРЧИД КОНСАЛТАНТС ЛТД в размере 2,075 млрд. руб.
Блок-схему операций этого дела прилагаю отдельным файлом.

Развязка
Что решил суд по вопросу возмещения 1,09 руб. НДС, Вы сможете узнать из резолютивной части решения, почему ОАО «ВЭБ-Лизинг» совершило такую сделку подумать сами.

P.S. По правилам блога я ссылаюсь только на установленные факты и выводы, сделанные судами, и не комментирую выкладываемые дела до постановления кассации.

Нет комментариев