Игорь Владимирович Тимофеев →  Первый в России Третейский суд медицинского страхования и здравоохранения


Игорь Владимирович Тимофеев

Третейский суд медицинского страхования и здравоохранения
при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате

Если в вашей жизни нет конфликтов,
проверьте, есть ли у вас пульс.
Ч. Диксон.


Введение
Процессы развития систем здравоохранения и медицинского страхования показывают, что они естественно и неизбежно порождают столкновения интересов и позиций, возникновение споров и исков. Эти дискуссии и споры проходят в трех плоскостях – профессиональных медицинских, экономических и этических решений.

Современное российское и международное право развивается в направлении все большей гибкости, предоставляя гражданам выбор наиболее адекватных способов защиты прав. Защита конституционных прав граждан России на охрану здоровья в соответствии с законодательством может происходить как во внесудебном (обращения в органы здравоохранения, органы управления здравоохранением, в общественные организации, третейские суды и т.п.), так и в судебном порядке (Конституционный суд, суд общей юрисдикции, арбитражный и мировой суд).

При этом следует иметь в виду, что построенная в основном на модели медицинского страхования система здравоохранения России чрезвычайно сложна. Ее деятельность регулируют десятки федеральных законов и сотни подзаконных актов. Поэтому не только гражданину, но и (обычному) федеральному судье досконально разобраться в ней трудно, а подчас и практически невозможно.

Современная юридическая культура все больше отходит от «наказательной» правоприменительной практики, ориентированной на поиск виноватых и правых, на выявление победителя в состязательном процессе. В последнее время на первый план начинают выходить альтернативные способы разрешения конфликтов. Одним из таких способов является институт третейского суда как формы разрешения правовых споров, осуществляемый не государственным судом, а третьими по отношению к сторонам спора лицами – профессионалами в соответствующей области, которые избираются сторонами в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая политику руководства нашей страны, направленную на повышение качества жизни человека, организация и функционирование «медицинских третейских судов» является важным опытом в деле формирования гражданского общества, правового государства и повышения качества медицинской помощи. В мировой правоприменительной практике способы урегулирования и разрешения споров без вмешательства государственных юрисдикционных органов называют «Alternative Dispute Resolution» (ADR). В России упомянутые способы именуют «Альтернативное разрешение споров» («АРС»). В развитых западных правовых системах альтернативное разрешение споров, в том числе и в медицине, становится более востребованным, чем судебное разбирательство: до 80% споров решается с помощью альтернативного разрешения споров и медиации.

В связи с принятием в 2002 году большого комплекса нормативных актов: ТК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 102-ФЗ), Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре регулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» – введен целый ряд новых институтов:
примирительные комиссии, посредничество, обеспечение исковых требований при рассмотрении спора в третейском суде, оспаривание решений третейских судов и др. В настоящее время такая правовая основа позволяет рассматривать споры в здравоохранении и медицинском страховании цивилизованным и «упрощенным» третейским способом. У граждан и юридических лиц имеется практическая возможность передачи профильных (специализированных медицинских) споров на рассмотрение постоянно действующего ТСМСЗ при СПб ТПП. Ранее такой возможностью обладали только субъекты международных торговых отношений, а иные лица могли обращаться только в государственный суд либо в третейский суд, созданный для рассмотрения конкретного спора, но уже после его возникновения.

Главным условием развития альтернативных способов разрешения правовых споров является заинтересованность сторон в их примирении. Основой такой заинтересованности может быть экономическая целесообразность. В качестве трех основных элементов экономической целесообразности можно рассматривать оперативность самой процедуры, стабильность ее результатов и профессионализм арбитра. Например, возможность самостоятельно выбрать судью и
возможности сторон самим контролировать процедуру разбирательства являются важным условием быстрого разрешения спора лицом, обладающим необходимой квалификацией. При этом порядок проведения рассмотрения обеспечивает минимальные временные затраты с сохранением обязательных гарантий прав сторон на справедливое и беспристрастное разбирательство их спора.

Таким образом, оперативность процедуры третейского разбирательства, стабильность результатов и профессионализм арбитров предопределяет ее экономичность, а следовательно, и привлекательность для участников спора. В отечественном здравоохранении имеется множество разнообразных отношений между участниками-сторонами (пациент, врач, медицинская и страховая организация, территориальный фонд обязательного медицинского страхования), из которых могут возникать носящие правовой характер социальные конфликты (от лат. «conflictus» – столкновение). Деятельность, направленная на предупреждение и разрешение таких конфликтов – столкновений интересов, сегодня является социальной потребностью не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России.

Одной из форм социального конфликта является юридический конфликт, под которым понимается противоборство двух или нескольких субъектов, обусловленное противоположностью (несовместимостью) их интересов, потребностей, системы ценностей, знаний 3. Не всякий конфликт – спор. Спор возникает тогда, когда противоречия создают такую неопределенность в отношениях или такие препятствия в реализации прав, которые ни одна из сторон своей волей в одностороннем порядке не может преодолеть. Для их устранения необходимо взаимодействие сторон или вмешательство третьей стороны. Таким образом, спор – определенная стадия развития конфликта. Спор же состоит из совокупности разногласий 4. Таким образом, конфликт, спор, разногласия – цепь последовательно взаимосвязанных понятий. Согласно словарю русского языка под спором понимается взаимное притязание на владение чем-нибудь, разрешаемое судом.

Современное законодательство Российской Федерации определяет, что споры между субъектами в здравоохранении может решать третейский суд, в связи с чем и возникла необходимость создания новой правовой организации как варианта специализированного (медицинского) арбитража – третейского суда медицинского страхования и здравоохранения при Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палате (ТСМСЗ при СПб ТПП). Он является дополни тельным звеном к системе административной структуры здравоохранения в Санкт-Петербурге.

Глава 1
Правовые и организационные аспекты создания и деятельности третейского суда медицинского страхования и здравоохранения

Первые попытки создания «медицинского» третейского суда в Санкт-Петербурге были в начале 90-х годов прошлого столетия. К этому подтолкнуло принятие 22.07.1993 № 5487-1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан6. Однако пройдя несколько организационных стадий, включая формирование списка судей, данный третейский суд так и не приступил к работе.

Повторно необходимость создания и работы ТСМСЗ в Санкт-Петербурге была инициирована экономико-правовой ситуацией после 2005 года. Решение о создании такого «медицинского» третейского суда при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате было принято 8 сентября 2006г. в соответствии с ФЗ № 102-ФЗ. Это решение состоялось на совместном заседании трех Санкт-Петербургских медицинских ассоциаций (регионального отделения ОО «Российское медицинское общество», Санкт-Петербургского ОО «Медицинская ассоциация Санкт-Петербурга», Санкт-Петербургской профессиональной организации медицинских работников), ассоциации страховых медицинских организаций Санкт-Петербурга, Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского ТФОМС. Данное решение было реальной
альтернативой созданию в Санкт-Петербурге нескольких «медицинских» третейских судов при каждой из перечисленных медицинских ассоциаций. Одним из важных аргументов в пользу решения об образовании ТСМСЗ при СПб ТПП был факт наличия опыта третейского рассмотрения, а также известной независимости самого суда от создаваемых его организаций, а следовательно, непредвзятости арбитров при решении споров между участниками системы ОМС и здравоохранения.

Затем была создана рабочая группа по разработке «Положения» и «Регламента» ТСМСЗ при СПб ТПП, состоявшая из представителей законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга, общественных, медицинских и страховых организаций, прокуратуры. Данная группа подготовила проекты этих основных документов к осени 2007 года.

В этот период происходил переход к финансированию здравоохранения Санкт-Петербурга на уровне требований федеральных нормативов, определяющих минимально необходимый объем бюджетного финансирования. Губернатором Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко была поставлена стратегическая задача в области здравоохранения – улучшить доступность и качество
медицинской помощи в Санкт-Петербурге. Однако полноценное федеральное и региональное законодательство в области здравоохранения и ОМС в то время отсутствовало. Это обстоятельство вынудило законодателей Санкт=-Петербурга 26.11.2008 в режиме опережающего законотворчества принять Закон Санкт-Петербурга № 750-142 «О контроле качества медицинской помощи в Санкт-Петербурге» и постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 № 730 «О создании единой системы управления качеством медицинской помощи в Санкт-Петербурге» (Схема 1). В процессе реализации регионального законодательства на практике создание третейской процедуры разрешения разногласий в медицине рассматривалось как один из инструмен-
тов урегулирования неизбежных в развивающейся системе здравоохранения спорных отношений. Данное сочетание условий (при наличии больших пробелов федерального законодательства) можно считать началом перехода Санкт-Петербурга к цивилизованной, правовой модели здравоохранения и медицинского страхования. При этом на созданный в 2007 г. ТСМСЗ были возложены,
в том числе, и четко поставленные задачи рассмотрения гражданско-правовых споров, связанных со случаями злоупотребления в медицинских учреждениях Санкт-Петербурга, – неправомерным взиманием с застрахованных по ОМС пациентов денежных средств. На этом этапе важную роль в инициации таких процессов в ТСМСЗ играли СМО.

Механизм начала третейского разбирательства в то время оказался чрезвычайно простым. Если у гражданина имелись претензии к работе медицинского учреждения, которые лично решить не удавалось, то ему необходимо было просто принести в свою СМО заявление о рассмотрении спорной ситуации в ТСМСЗ. А так как по закону защита интересов застрахованного гражданина воз-
ложена именно на СМО, то по поручению заявителя СМО обращалась за разрешением спора в ТСМСЗ.
Таким образом, гражданину даже присутствовать на заседаниях ТСМСЗ было вовсе необязательно, т.к. его интересы по доверенности представляла его СМО. В большинстве случаев действовал и другой механизм обращения в ТСМСЗ. Пациент обращался в свою СМО, там разбирались с его конкретным случаем, разъясняли обратившемуся его права, а при необходимости предпринимали меры по досудебной и судебной защите его интересов. Как правило, если из результатов проведенной СМО медико-экономической экспертизы следовало, что средства уплачены незаконно, то СМО сама их возвращала пациенту, а впоследствии от своего имени подавала иск в ТСМСЗ.

Принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 29.11.2010 ФЗ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» существенно изменило экономическую и правовую ситуацию в здравоохранении в России.

С вступлением с 1 января 2011 года в силу нового ФЗ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в системе ОМС Санкт-Петербурга возникает ряд новых правоотношений. Граждане на прямую выбирают и самостоятельно взаимодействуют со страховыми компаниями, ТФОМС теперь наделен правом предъявления претензий и исков
в интересах граждан к любым участникам системы ОМС, частные медицинские организации беспрепятственно могут войти в состав участников Программы ОМС.

В связи с этим с 1 января 2011 года усматривается несколько основных видов межсубъектных споров:
– Споры между СМО и ЛПУ (выполнение сторонами договорных обязательств, в том числе, обязательств перед застрахованным гражданином, этические конфликты между медицинскими работниками и пациентами, между медицинскими работниками и экспертами).
– Споры между СМО и ЛПУ при оказании ЛПУ – субъектами системы ОМС
– платных медицинских услуг застрахованным гражданам, получающим
бесплатную медицинскую помощь в ЛПУ в рамках Территориальной про-
граммы ОМС (особенно актуально в отношении частных медицинских организаций, вновь входящих в систему ОМС).
– Споры между СМО и гражданином (претензии застрахованного гражданина по ненадлежащей организации предоставления медицинской помощи).
– Споры между СМО и ТФОМС (выполнение договорных обязательств).
– Споры между ТФОМС и ЛПУ (претензии и иски к ЛПУ в интересах граждан,
этические конфликты между медицинскими работниками и пациентами).
Таким образом, вступление в силу ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» открыло более широкие возможности рассмотрения споров в ТСМСЗ. В соответствии с новым законодательством об обязательном медицинском страховании третейские процедуры рассмотрения экономических, экспертных, этических споров могут
использоваться в отношениях между СМО и медицинскими учреждениями, как государственными, так и частными; между СМО и гражданином; между СМО и ТФОМС; между ТФОМС и медицинскими учреждениями. Наличие соответствующих третейских соглашений может использоваться в качестве публичных рейтинговых характеристик СМО, медицинских учреждений, как готовность к быстрому и профессиональному рассмотрению споров и претензий.

ТСМСЗ был создан 5 лет назад по инициативе Законодательного Собрания и Администрации Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, ТФОМС, медицинских и страховых ассоциаций как социально-инновационный проект.

Данный уникальный юрисдикционный орган является инновационным не только в Северо-Западном регионе, но пока и на всей территории Российской Федерации. Из более чем пятисот третейских судов России ТСМСЗ является единственным социально-ориентированным, созданным для рассмотрения споров в сфере медицинского страхования и здравоохранения. Он работает на
полностью некоммерческой основе, использует уровень ставок судебных пошлин и сборов не выше сумм, установленных законодательством для государственных судов.

ТСМСЗ – постоянно действующий третейский суд. При его создании и функционировании удалось обеспечить фактическую независимость его решений от государственных органов (п. 2 ст. 3 ФЗ № 102-ФЗ), что во многом определяет преимущества рассмотрения дел в нем.

1.1. Нормативно-правовая база третейского суда медицинского страхования и здравоохранения

В своей работе Санкт-Петербургский ТСМСЗ руководствуется нормативно-правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами самого ТСМСЗ:

– Конституция Российской Федерации
– Гражданский кодекс Российской Федерации;
– Закон Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации
страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 30.11.2011);
– Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Рос-
сийской Федерации» (в ред. от 21.11.2011);
– Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном меди-
цинском страховании в Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2011);
– Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоро-
вья граждан в Российской Федерации»;
– Положение о Санкт-Петербургском Третейском суде медицинско-
го страхования и здравоохранения при Санкт-Петербургской торгово-
промышленной палате (далее – «Положение»), утвержденным Советом Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты от 26.11.2007 (Приложение 1);
– Регламент Санкт-Петербургского третейского суда медицинско-
го страхования и здравоохранения при Санкт-Петербургской торгово-
промышленной палате (далее – «Регламент»), утвержденным Советом
Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты от 28.12.2010 с при-
ложением «Положение о третейских расходах и сборах Третейского суда
«Санкт-Петербургский Третейский суд медицинского страхования и здра-
воохранения при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате»
(Приложение 2).

Все нормативные документы ТСМСЗ размещены в свободном доступе в
сети Интернет на сайтах Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты,
ТФОМС Санкт-Петербурга и Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинград-
ской области, а также на собственном сайте ТСМСЗ по адресу: www.trsud.ru.
ТСМСЗ образовался и действует на основании «Положения» и «Регламента».
Указанные документы утверждены Советом и подписаны Президентом Санкт-
Петербургской торгово-промышленной палаты В.И. Катеневым 26.11.2007 (про-
токол № 8). Эта дата и считается днем официального начала работы ТСМСЗ при
СПб ТПП.

Юридическая практика в течение первых трех лет работы выявила некоторые
организационные и правовые проблемы в функционировании ТСМСЗ. 28.12.2010
года были внесены изменения в «Регламент» с последующим переутверждением Советом и подписанием Президентом СПб ТПП (Протокол № 10). Благодаря
принятым поправкам в «Регламент» этот документ приобрел содержание, по-
зволяющее более эффективно проводить третейское разбирательство.
Так в п.1 ст. 5 «Регламента» были добавлены некоторые современные требо-
вания: «Стороны – юридические лица также представляют в Третейский суд в
электронной форме: истец – текст искового заявления, а ответчик – текст отзы-
ва на исковое заявление (при наличии отзыва)». Статья 15 «Регламента» («Экс-
перт») дополнена правилом том, что «эксперт при согласии суда и сторон вправе
принимать участие в заседании третейского суда в режиме видеоконферен-
ции».

С учетом появления дел по иску, предъявляемому страховым организациям
о возмещении морального вреда, причиненного застрахованному гражданину
некачественной медицинской помощью, в ст. 38 «Регламента» внесено допол-
нение о том, что среди документов, прилагаемых к исковому заявлению в таких
случаях, необходимо предоставлять заключение врача-судмедэксперта об от-
сутствии причинения названному гражданину вреда здоровью.

Были внесены изменения в ст. 48 «Регламента» по вопросу о единоличном
или коллегиальном рассмотрении спора. Это изменение касается иска, пре-
вышающего 5000 рублей. В таких случаях Третейский суд рассматривает спор
коллегиально. При сумме иска 5000 рублей и менее коллегиальное рассмо-
трение спора осуществляется при наличии соответствующих заявлений обеих
сторон.

По вопросу объявления решения ТСМСЗ были внесены изменения в ст. 77
«Регламента», в которой изменен срок, в течение которого мотивированное решение должно быть вручено сторонам: вместо «не превышающий 15 рабочих дней» срок «не превышающий 20 рабочих дней».
Дополнения были внесены в ст. 88 «Регламента» – Третейская оговорка, ре-
комендуемая для включения в договоры, соглашения. Так существующая фор-
мулировка дополнена словами: «Условием передачи спора на рассмотрение
Третейского суда является прохождение сторонами претензионного порядка
его досудебного урегулирования».

Таким образом была введена обязательная процедура, когда сторона, желаю-
щая заявить исковое требование, предлагает другой стороне удовлетворить ее
требования по нарушенному праву в досудебном порядке добровольно, путем
выставления претензии как первого шага к разрешению спора. Это позволяет не
только подчас решать вопросы досудебно, но и в случаях, когда происходит реа-
лизация решений ТСМСЗ, однозначно востребовать с виновной стороны, напри-
мер, возмещение расходов третейского разбирательства по ведению дела.

Для защиты прав граждан и расширения сферы применения деятельности ТСМСЗ его председателем, Заслуженным работником Высшей школы РФ, д.м.н., профессором И.В.Тимофеевым и Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге А.С.Козыревым 17 марта 2010 года было подписано Соглашение о сотрудничестве (Приложение 3). В нем прописаны механизмы их взаимодействия (текст соглашения размещен на сайте: www.trsud.ru). Указанное Соглашение нацелено на совместную реализацию положений ст. 41 Конституции РФ,
гарантирующей право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В настоящее время у ТСМСЗ отсутствует компетенция по рассмотрению спо-
ров, носящих неэкономический характер, и по восстановлению таким образом
прав граждан, например, при причинении вреда здоровью. Согласно действую-
щему законодательству иски подобного характера рассматриваются в государ-
ственных судах с участием прокуратуры. Соглашение дает новую возможность
ТСМСЗ (во время третейского разбирательства) в случаях выявления нарушения
законодательства в сфере здравоохранения и медицинского страхования прини-
мать необходимые меры для дальнейших юридических действий по защите ин-
тересов граждан, используя механизм омбудсмена. Благодаря своевременному
реагированию ТСМСЗ на выявленные нарушения путем обмена информацией с
Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге создан механизм бы-
строго и эффективного восстановления прав человека и гражданина.

1.2. Структура третейского суда медицинского страхования и здравоохранения

Несколько слов о структуре ТСМСЗ. В нее входят председатель и 4 заместите-
ля председателя, коллегия, судьи, секретариат и помощник председателя суда.
Председатель ТСМСЗ, его заместители назначаются Президентом СПб ТПП
сроком на 5 лет. Председатель ТСМСЗ выбирается Президентом СПб ТПП из
числа кандидатур, представленных Санкт-Петербургским ТФОМС. Председа-
тель ТСМСЗ должен иметь высшее медицинское и/или юридическое образова-
ние, ученую степень, обладать знаниями и опытом в области правового регули-
рования охраны здоровья и медицинского страхования (п. 1 ст. 6 «Положения»).

В соответствии с п. 2 ст. 6 «Положения» председатель ТСМСЗ при СПб ТПП
не только организует деятельность и формирует состав ТСМСЗ, осуществляет
контроль за исполнением решений ТСМСЗ, но и представляет ТСМСЗ во взаи-
моотношениях с государственными органами, иными организациями и долж-
ностными лицами. Кроме того, председатель обобщает практику третейских
разбирательств в ТСМСЗ с последующей ее публикацией, а также проводит ана-
лиз основных проблем юридической практики применения законодательства в
области охраны здоровья и медицинского страхования с формированием пред-
ложений по его совершенствованию.

Одной из важных задач, которые решает председатель ТСМСЗ, является ор-
ганизация юридической оценки сложных правовых вопросов, возникающих при
разрешении конкретных дел, рассматриваемых ТСМСЗ.

Заместители председателя ТСМСЗ назначаются председателем СПб ТПП по
представлению председателя ТСМСЗ из числа третейских судей.
Председатель ТСМСЗ определяет количественный состав и распределение
обязанностей между заместителями председателя ТСМСЗ. Заместитель пред-
седателя ТСМСЗ оказывает помощь председателю ТСМСЗ, выполняя в случае
необходимости его отдельные функции. Так в случае временного отсутствия
председателя ТСМСЗ, его полномочия осуществляет по поручению председа-
теля ТСМСЗ один из его заместителей. Деятельность председателя ТСМСЗ не
является оплачиваемой. Судьи же получают гонорары в соответствии с прило-
жением к «Регламенту» – «Положением о третейских расходах и сборах Третей-
ского суда «Санкт-Петербургский третейский суд медицинского страхования и
здравоохранения при СПб ТПП (Приложение 2)».

Коллегия ТСМСЗ – рабочий орган ТСМСЗ, который создан для быстрого
определения сферы компетенции любого дела, поступающего в ТСМСЗ. Кро-
ме этого, коллегия рассматривает возможность принятия дел к производству,
назначает по предложению сторон третейских судей от истца и ответчика, рас-
сматривает и предлагает кандидатуру председательствующего состава третей-
ского суда.

Коллегия состоит из 5 человек. Председатель – Тимофеев Игорь Владими-
рович и 4 заместителя председателя ТСМСЗ: Лопатенков Геннадий Яковлевич
(по работе со страховыми медицинскими организациями), Зиновьева Ольга
Владимировна (по адвокатуре и судебными органами), Стожаров Вадим Влади-
мирович (по работе с медицинскими организациями), Евстафьев Владимир Ни-
колаевич (по взаимодействию с Санкт-Петербургской торгово-промышленной
палатой). Такое закрепление за заместителями распределения сферы пред-
ставления интересов соответствует существующей практике третейских разби-
рательств и фактически представляет интересы сторон в процессе (медицин-
ская организация, страховая организация и т.п.).

Коллегия ТСМСЗ осуществляет помощь Председателю ТСМСЗ в подготовке
актов по принятию дела к производству ТСМСЗ и в решении вопросов, касаю-
щихся назначения дел к рассмотрению (определение председательствующего
состава третейского суда при рассмотрении спора тремя третейскими судьями,
сроки, место рассмотрения спора и т.д.). Кроме того, коллегия помогает Пред-
седателю ТСМСЗ в решении вопросов квалификационной оценки членов и кан-
дидатов в члены состава третейского суда.

Кворум заседания коллегии составляют 3 человека. Процедурно коллегия
решает вопросы голосованием. При равном количестве голосов, поданных «за»
и «против» обсуждаемого решения, голос председателя ТСМСЗ, возглавляюще-
го коллегию, или председательствующего является решающим. Все решения и
разъяснения коллегии оформляются протоколом.

А судьи кто? Согласно «Положению» третейским судьей ТСМСЗ назначает-
ся физическое лицо, способное обеспечить беспристрастность рассмотрения
и разрешения спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела,
являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязан-
ностей третейского судьи. Тем не менее, отвод третейского судьи может быть
осуществлен в порядке и по основаниям, предусмотренном «Регламентом»
ТСМСЗ.

При внесении коллегией кандидатур для включения в «Список третейских
судей» предпочтение отдается лицам, имеющим высшее юридическое образо-
вание и стаж профессиональной деятельности в системе медицинского страхо-
вания и/или здравоохранения не менее 5 лет. Президент СПб ТПП утверждает
«Список третейских судей» после его принятия Советом СПб ТПП.

В «Список третейских судей» ТСМСЗ включены известные арбитры, обла-
дающие соответствующими глубокими знаниями и большим опытом работы,
имеющие, как правило, и медицинское, и юридическое образование. На се-
годняшний день судейский корпус ТСМСЗ сформирован из 49 авторитетных
специалистов в области медицины и права путем выдвижения данных лиц от
государственных, медицинских, страховых, общественных организаций и са-
мовыдвижения.

Судейский корпус ТСМСЗ сформирован из специалистов (юристов и/или
врачей), выдвинутых следующими организациями: Комитетом по здравоохра-
нению Правительства Санкт-Петербурга, Территориальным фондом обязатель-
ного медицинского страхования Санкт-Петербурга, ассоциацией страховых
медицинских организаций, региональным отделением ОО «Российское меди-
цинское общество», Санкт-Петербургской ОО «Медицинская ассоциация Санкт-
Петербурга», Санкт-Петербургской профессиональной ассоциацией медицин-
ских работников, Обществом защиты прав потребителей Санкт-Петербурга и
Ленинградской области. Семь третейских судей прошли процедуру самовыдви-
жения.

В связи с этим ТСМСЗ рассматривается как институт гражданского общества
в Санкт-Петербурге, так как в его составе имеются представители всех заинте-
ресованных сторон (как государственных, так и не государственных), которых
истец и ответчик могут выбрать для разрешения своего спора в области здраво-
охранения и медицинского страхования.

Нами была проанализирована частота привлекаемости (выбора) третейских
судей к рассмотрению споров. Так из 49 третейских судей большая часть – 39
человек – участвовала минимум один раз в процессах, т.е. судья был выбран или
стороной или назначен председательствующим на процессе.

Секретариат ТСМСЗ включает в себя ответственного секретаря ТСМСЗ и
секретаря заседания ТСМСЗ. Секретариат ТСМСЗ организует прием лиц, уча-
ствующих в третейском разбирательстве, а также рассматривает обращения в
адрес ТСМСЗ в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения третейскими судьями. Он принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов ТСМСЗ, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату третейских сборов. Помимо этого секретариат занимается содействием третейским судьям в подготовке дел к третейскому разбирательству, а также статистическим учетом в сфере деятель-
ности ТСМСЗ, учетом движения дел и сроков их прохождения в ТСМСЗ, хранением дел и документов. Важными функциями секретариата являются изучение и
обобщение практики ТСМСЗ, подготовка предложений по совершенствованию
нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ТСМСЗ, и про-
ведение информационно-справочной работы.

У председателя ТСМСЗ имеется помощник, права, обязанности и ответ-
ственность которого определяются должностной инструкцией. В соответствии
с «Положением» помощник председателя ТСМСЗ должен иметь высшее меди-
цинское и /или юридическое образование, обладать знаниями и опытом право-
вого регулирования охраны здоровья, медицинского страхования и делопроиз-
водства.

Финансирование ТСМСЗ осуществляется за счет ежеквартальных взносов.
Основными плательщиками этих взносов являются Ассоциация страховых ме-
дицинских организаций Санкт-Петербурга, а также региональное отделение ОО
«Российское медицинское общество» в соотношении 3:1.

Существующая структура ТСМСЗ позволяет эффективно организовывать ра-
боту этого органа и готовить свои предложения для усовершенствования обще-
ственных отношений в области здравоохранения и медицинского страхования.
Председатель ТСМСЗ и его заместители, используя обобщение практики тре-
тейских разбирательств в ТСМСЗ, систематически информировали граждан че-
рез средства массовой информации об особенностях третейского рассмотре-
ния дел в здравоохранении и медицинском страховании, а также неоднократно
выступали с докладами и предложениями перед медицинскими и страховыми
организациями по актуальным вопросам, связанным с конфликтными ситуация-
ми в медицине.

Нет комментариев