Александр Кузьмин →  Права человека в Латвии: 1-я половина января 2013 г.

1 января в Латвии вступили в силу поправки к Гражданскому закону и Закону об административном процессе. Поправки к ГЗ предусматривают дифференциацию ограниченной дееспособности. Таким образом, с опозданием в год, выполняются требования Конституционного суда, сформулированные в решении от 27 декабря 2010 года по делу № 2010-38-01 (о конституционности статей 358 и 364 ГЗ).

Поправки к ЗАП повышают государственные пошлины за подачу апелляционных жалоб в административный суд (40 латов, или примерно 55 евро, вместо 10 латов, или примерно 15 евро). Также вводятся государственная пошлина за подачу ходатайств о временном урегулировании или приостановке действия обжалованного акта и рассмотрении дела в связи со вновь открывшимися обстоятельствами (10 латов), залог за подачу кассационной жалобы (50 латов) и частной жалобы (10 латов). Эти новации, с одной стороны, осложняют доступ к правосудию, но, с другой, нацелены на более эффективное рассмотрение дел и отсев явно необоснованных, затягивающих производство, жалоб и заявлений. Также следует отметить, что в апелляционной инстанции теперь производство будет, по общему правилу, письменным.

2 января вступил в силу новый Закон о запрете дискриминации ведуших хозяйственную деятельность физических лиц. От одноименного закона, действовавшего ранее, новый отличается тем, что запрещается также дискриминация по признакам религиозных, политических и иных убеждений, инвалидности, сексуальной ориентации, а в части случаев – и по признаку возраста (ранее в перечислении признаков упоминались лишь пол, расовая и этническая принадлежность).

2 января парламентский секретарь министерства юстиции А. Лусис публикует на портале Nra.lv статью «Разжигай, разжигай огонек», в которой заявляет, в частности, что (перевод с латышского – А. К.)
трудно не согласиться с критичным мнением о «борьбе с языком вражды» как инструменте, используемом для внедрения всеобщей политкорректности на глобальном уровне (..) в отношении ксенофобии и гомофобии очень важно соблюдать пропорциональность, потому что иначе под угрозой оказываются права и коренной нации, и гетеросексуалов.

3 января – по иску партии «За родной язык!» в суде Рижского района возбуждено дело против банка SEB об отказе в открытии счета (другим партиям банк подобные услуги предоставляет)

7 января – министр образования и науки Р. Килис в интервью радио Baltkom высказывает поддержку идее о введении уроков лояльности в школах.

9 января – по сообщению депутата парламента от «Центра согласия» Б. Л. Цилевича, министр иностранных дел Э. Ринкевичс на встрече с фракцией ЦС признал нелогичной невозможность для «неграждан» использовать ID-карты для проезда по Шенгенской зоне, так как ID-карты граждан и «неграждан» имеют одинаковую степень защиты, и обещал принять необходимые меры для исправления ситуации. Ранее министерство заявляло, что исправить ситуацию невозможно из-за положений основополагающих договоров ЕС.

11 января – Управлением по делам гражданства и миграции выдан паспорт «негражданина Латвии», в котором на 3-ей странице указана латинская транслитерация не только имени и фамилии, но и отчества (IURIEVICH) держателя паспорта. Это первый случай, ставший возможным благодаря ноябрьскому решению Административного районного суда об отказе УДГМ записывать отчество (интересы заявителя представлял юрист Латвийского комитета по правам человека А. С. Димитров).

15 января – комиссар Совета Европы по правам человека в своем онлайн-дневнике опубликовал статью «Правительства должны действовать в наилучших интересах детей без гражданства». В ней он, в частности, пишет:
Законодательство Латвии предоставляет специальный статус 304 000 ”неграждан” (..). Среди них на конец 2011 года было около 1 500 детей без гражданства в возрасте до 15 лет в Эстонии и примерно 9 000 в Латвии. Притом что родители имеют право зарегистрировать этих детей как граждан, многие этого не делают, либо потому что они не знают о такой возможности, либо они столь отчуждены, что они предпочитают оставлять своих детей без гражданства. Правительства Эстонии и Латвии позволили этой ситуации сохраниться, разрешая родителям выбирать статус, который не отвечает наилучшим интересам ребенка.

Нет комментариев