Александр Селютин → Изменения в статье 264 УК РФ
Борьба с нарушением правил безопасности и эксплуатации транспортных средств, включающим административно-наказуемые и уголовно-наказуемые дорожно-транспортные происшествия, является одной из наиболее сложных и важных проблем, требующих постоянного внимания и принятия решений.
Однако не все принимаемые решения в части мер в этой области приносят положительный результат. Данные статистики, к сожалению, не утешительны. Меры в области дорожного движения принимаются на законодательном уровне, а число дорожных происшествий и жертв растет.
Эта проблема общества безусловно требует усиления ответственности каждого, кто садится за руль, и роли уголовного закона в предупреждении автотранспортных преступлений.
Очередной проект федерального закона предлагает ужесточить уголовную ответственность за преступления, предусмотренные ст. 264 Уголовного кодекса РФ.
Так, предлагается установить водителю, устроившему аварию в нетрезвом виде, в результате которой погиб один человек, срок лишения свободы до 10 лет, а также водительского удостоверения на срок до 3 лет. За ДТП с двумя и более погибшими предлагается от 5 до 15 лет лишения свободы с лишением водительского удостоверения на срок до 3 лет.
Единственное, что непонятно и противоречит общим правилам и нормам, это разница между одним и двумя-тремя погибшими. Только в законодательстве Российской Федерации количество погибших людей влияет каким-то образом на тяжесть преступления, что представляется неверным.
Непонятно и предложенное новшество в части водителей, совершивших ДТП в пьяном состоянии, но уже будучи лишенными права управления транспортным средством. Получается следующее: пьяный водитель с водительским удостоверением, сбивший человека, — отправится в места не столь отдаленные на 10 лет, а пьяный водитель, которого уже лишили водительских прав (вероятно, за пьянство за рулем) – получит арест на 6 месяцев.
О каком тогда улучшении ситуации на дорогах может идти речь с таким гуманизмом?
Говоря о гуманизме, стоит обратить внимание на отзыв ВС РФ на данный законопроект. Высший орган судебной власти считает ужесточение наказания за преступления на дорогах противоречащим общим принципам уголовного законодательства, полагая, что в этом случае преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, попадет в категорию особо тяжких, однако к таким преступлениям по закону относятся только умышленные преступления.
В таком случае возникает вопрос: не является ли состояние опьянения критерием умысла, а убийство человека пьяным водителем – особо тяжким преступлением?
Ведь у ст. 264 УК РФ достаточно высокая степень общественной опасности, что свидетельствует об особой тяжести преступления, несмотря на отсутствие умысла.
Видится, что до тех пор, пока в законодательстве и его применении будет прослеживаться необъяснимый и необъективный гуманизм, рост преступлений, в том числе и на дорогах по вине пьяных водителей, не прекратится.
Ужесточать наказание за преступления необходимо безоговорочно. В данном случае предложенное ужесточение наказания и ответственности за преступления, совершенные пьяными водителями на дорогах – необходимая мера для возможного сокращения подобных преступлений.
Более того, такие изменения согласовываются с недавно принятыми изменениями в ст. 63 УК РФ, согласно которым состояние опьянения является отягчающим обстоятельством. Данные изменения были также вызваны большим количеством жертв на дорогах по вине пьяных водителей.
Однако не все принимаемые решения в части мер в этой области приносят положительный результат. Данные статистики, к сожалению, не утешительны. Меры в области дорожного движения принимаются на законодательном уровне, а число дорожных происшествий и жертв растет.
Эта проблема общества безусловно требует усиления ответственности каждого, кто садится за руль, и роли уголовного закона в предупреждении автотранспортных преступлений.
Очередной проект федерального закона предлагает ужесточить уголовную ответственность за преступления, предусмотренные ст. 264 Уголовного кодекса РФ.
Так, предлагается установить водителю, устроившему аварию в нетрезвом виде, в результате которой погиб один человек, срок лишения свободы до 10 лет, а также водительского удостоверения на срок до 3 лет. За ДТП с двумя и более погибшими предлагается от 5 до 15 лет лишения свободы с лишением водительского удостоверения на срок до 3 лет.
Единственное, что непонятно и противоречит общим правилам и нормам, это разница между одним и двумя-тремя погибшими. Только в законодательстве Российской Федерации количество погибших людей влияет каким-то образом на тяжесть преступления, что представляется неверным.
Непонятно и предложенное новшество в части водителей, совершивших ДТП в пьяном состоянии, но уже будучи лишенными права управления транспортным средством. Получается следующее: пьяный водитель с водительским удостоверением, сбивший человека, — отправится в места не столь отдаленные на 10 лет, а пьяный водитель, которого уже лишили водительских прав (вероятно, за пьянство за рулем) – получит арест на 6 месяцев.
О каком тогда улучшении ситуации на дорогах может идти речь с таким гуманизмом?
Говоря о гуманизме, стоит обратить внимание на отзыв ВС РФ на данный законопроект. Высший орган судебной власти считает ужесточение наказания за преступления на дорогах противоречащим общим принципам уголовного законодательства, полагая, что в этом случае преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, попадет в категорию особо тяжких, однако к таким преступлениям по закону относятся только умышленные преступления.
В таком случае возникает вопрос: не является ли состояние опьянения критерием умысла, а убийство человека пьяным водителем – особо тяжким преступлением?
Ведь у ст. 264 УК РФ достаточно высокая степень общественной опасности, что свидетельствует об особой тяжести преступления, несмотря на отсутствие умысла.
Видится, что до тех пор, пока в законодательстве и его применении будет прослеживаться необъяснимый и необъективный гуманизм, рост преступлений, в том числе и на дорогах по вине пьяных водителей, не прекратится.
Ужесточать наказание за преступления необходимо безоговорочно. В данном случае предложенное ужесточение наказания и ответственности за преступления, совершенные пьяными водителями на дорогах – необходимая мера для возможного сокращения подобных преступлений.
Более того, такие изменения согласовываются с недавно принятыми изменениями в ст. 63 УК РФ, согласно которым состояние опьянения является отягчающим обстоятельством. Данные изменения были также вызваны большим количеством жертв на дорогах по вине пьяных водителей.
Нет комментариев