Игорь Владимирович Тимофеев → Первый в России Третейский суд медицинского страхования и здравоохранения
Игорь Владимирович ТИМОФЕЕВ
Преимущества третейского суда медицинского страхования и здравоохранения перед государственными судами
Рассмотрение Санкт-Петербургским третейским судом медицинского страхования и здравоохранения экономических споров между субъектами ОМС – страховщик, страхователь, застрахованный гражданин – имеет ряд неоспоримых преимуществ– направленность на примирение сторон и сохранение нормальных партнерских отношений
– единообразие рассмотрения аналогичных споров
– низкие расходы, связанные с разрешением спора
– возможность самостоятельного выбора третейского судьи
– высокая квалификация и специализация третейских судей
– быстрое рассмотрение споров за счет рассмотрения дела в одной инстанции вместо 3-х – 4-х
– конфиденциальность с соблюдением медицинской тайны
– возможность согласования даты рассмотрения спора
– в ТСМСЗ можно обратиться и в случае, если спор уже рассматривается в суде общей юрисдикции или арбитражном суде.
В ТСМСЗ имеется существенно большая возможность мирного урегулирования спора, так как государственный и третейский суды, по сути, преследуют разные цели. Если основной целью государственного суда является определение и наказание виновного (возложение гражданско-правовой ответственности), то целью третейского разбирательства является, по возможности, достижение между сторонами мирового соглашения. Зачастую сторонам с помощью третейского суда действительно удается достичь компромисса и сохранить нормальные деловые отношения на будущее.
Следующим преимуществом является единообразное рассмотрение аналогичных споров с учетом специфики отношений, возникающих в области ОМС, и формирования методологической базы, регулирующей эти отношения в области здравоохранения.
Третейское разбирательство в ТСМСЗ характеризуется минимальными для сторон издержками. Доступность ТСМСЗ для граждан, медицинских учреждений и страховых медицинских организаций обеспечивается уровнем третейских сборов, которые не превышают размеры государственных пошлин в государственных судах, не говоря уже о третейских сборах в других третейских судах. Так регистрационный сбор при передаче в ТСМСЗ искового заявления составляет 400 рублей. Для сравнения, в других регионах суммы сборов в третейских судах составляют от пяти до двадцати тысяч рублей. Кроме того, в связи с профессионализмом третейских судей у сторон нет необходимости заказывать дополнительные финансовоемкие экспертизы и нанимать дорогостоящих адвокатов.
Одной из главных особенностей рассмотрения дела в ТСМСЗ, выгодной для спорящих сторон, является возможность у каждой стороны, участвующей в споре, самостоятельно избрать из списка судей ТСМСЗ третейского судью, с ее точки зрения наиболее компетентного, объективного, квалифицированного и независимого, специализирующегося в соответствующей сфере отношений.
Для разрешения спора стороны выбирают из представленного «Списка третейских судей» одного или двух третейских судей. При этом, согласившись на определенную по своему выбору кандидатуру третейского судьи, впоследствии, что закономерно, они должны будут согласиться с решением данного третейского суда. Такое решение ТСМСЗ в соответствии с третейской оговоркой обжалованию не подлежит и должно выполняться в обязательном порядке. За этим
следят государственные судебные приставы-исполнители.
В противовес этому действующее процессуальное законодательство РФ, регулирующее процедуру рассмотрения дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, не предоставляет сторонам право избирать судей для рассмотрении спора. Кроме того, рассмотрение споров в государственных судах осуществляется судьей, как правило, единолично, и лишь дела о несостоятельности (банкротстве) или с участием арбитражных заседателей рассматриваются коллегиально.
В ТСМСЗ спор рассматривается коллегиально, если, конечно, стороны не согласовали рассмотрение спора третейским судьей единолично. По существующей практике не было ни одного процесса ТСМСЗ, проводимого по последнеему варианту.
Следствием возможности выбора третейского судьи и коллегиальности рассмотрения спора является значительно большее доверие к решению ТСМСЗ по сравнению с решением какого-либо государственного суда. К настоящему времени только одно решение ТСМСЗ обжаловано и отменено районным судом Санкт-Петербурга. В качестве основания для отмены этого решения суд общей юрисдикции посчитал то, что на момент обращения СМО в ТСМСЗ с исковым заявлением в интересах гражданина она правом на такое обращение в третейский суд с иском в интересах застрахованного лица уже не обладала. Это было связано с вступлением в силу положений Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010г., согласно которому вышеуказанное право СМО не предоставлено, а в соответствии с п. 7 ст. 34 этого ФЗ оно предоставлено ТФОМС. Таким образом, в связи с изменением федерального законодательства и вступлением в силу Федерального закона № 326-ФЗ было отменено действие положений ст. 15 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», согласно которым как раз было предусмотрено право СМО на обращение в суд с иском в интересах застрахованного лица.
Конфиденциальность, стремление к сохранению деловых отношений можно рассматривать как условие для обеспечения их предсказуемости и в целом стабильности результатов, достигнутых по итогам третейского рассмотрения.
Важной особенностью рассмотрения дел ТСМСЗ является оперативность. Так в ТСМСЗ фактический срок с момента подачи искового заявления до момента вынесения решения по нему существенно меньше, чем в государственном суде. Это связано с тем, что ТСМСЗ, в отличие от государственного суда, не имеет нескольких вышестоящих инстанций, куда можно было бы обжаловать решение. Кроме того, решение ТСМСЗ, по общему правилу, вступает в законную
силу немедленно с момента его вынесения. А в случае, если об этом имеется указание в «третейской оговорке», то решение ТСМСЗ может быть и окончательным и оспариванию не подлежать.
Благодаря этому и самой упрощенной процедуре третейского разбирательства споры разрешаются в ТСМСЗ значительно быстрее. Обычный срок третейского разбирательства при обращении в ТСМСЗ составляет в среднем 30 дней и не превышает 2 месяцев. В государственных же судах с учетом апелляционного и кассационного обжалования срок рассмотрения дел увеличивается до года и более.
Кроме всего прочего, в ТСМСЗ также имеется возможность ускорить процесс признания иска и принятия отказа от иска путем передачи дела, назначенного на дальний срок рассмотрения, из государственного суда в ТСМСЗ. Это возможно в случае обращения заинтересованной стороны, производящей определенные юридические действия, в государственный суд с заявлением о прекращении производства по делу в связи с наличием третейского соглашения.
Другой особенностью является то, что процедура третейского разбирательства в ТСМСЗ в отличие от процедуры рассмотрения дела в государственном суде объединяет в себе и некоторые элементы предварительного судебного разбирательства, и рассмотрение дела по существу. Поэтому спорящие стороны вправе на всем протяжении третейского разбирательства, вплоть до момента вынесения решения, представлять третейскому суду доказательства.
Возможность одновременного изменения предмета и основания иска в ходе производства по делу позволяет не получить формальный отказ в иске, при определённой ошибке юристов, а ведёт к разрешению конфликта.
Интересной представляется возможность рассмотрения в третейском суде дел, подведомственных как арбитражным судам, так и судам общей юрисдикции. Стороны обращаются в тот третейский суд, который указан в третейской оговорке, а также имеется возможность согласования даты рассмотрения спора и более полного возмещения расходов (в т.ч. расходов на представителей), что в сочетании с благоприятным психологическим фактором, связанным с более комфортной обстановкой самого третейского разбирательства в ТСМСЗ, является неоспоримым преимуществом третейского рассмотрения. Необходимо еще раз отметить и особый правовой статус третейского соглашения. С одной стороны, оно обязывает стороны при возникновении спора совершить определенные действия – обратиться в ТСМСЗ, а с другой – обязывает стороны воздержаться от определенных действий – не обращаться за разрешением спора в государственный суд.
Кроме того, процедурно документы и иные материалы, представленные в ТСМСЗ одной из сторон, направляются другой стороне ответственным секретарем ТСМСЗ. Последний также обеспечивает направление сторонам всех иных имеющихся в деле документов и материалов. Всё это также является несомненным плюсом третейского рассмотрения и большими гарантиями для сторон по сравнению с судами общей юрисдикции.
Нет комментариев