Дмитрий Булгаков →  Коллективом Арбитражного суда Белгородской области выпущено уникальное издание об истории судебной символики

Коллектив Арбитражного суда Белгородской области реализует не только задачи судопроизводства, указанные во второй статье Арбитражного процессуального кодекса РФ, но и в свободное от основной работы время, активно участвует в научной жизни, ведь теория и практика судопроизводства – это две неразделимые вещи.

Книга «Символы правосудия: от античности до современности» разработана и издана в 2012 году, под редакцией Председателя Белгородского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», Председателя Арбитражного суда Белгородской области Юрия Владимировича Глазова (Указом Президента РФ от 23.02.2013 №169
Глазов Юрий Владимирович назначен председателем Федерального арбитражного суда Поволжского округа).

Рождение книги «Символы правосудия: от античности до современности» это логическое продолжение процесса работы коллектива нашего суда над циклом таких научно-популярных изданий, как: «Искусство: право судить» и «Искусство: образы правосудия», рассказывающих о произведениях искусства, в которых отражены различные представления великих мастеров о справедливом судоустройстве и судопроизводстве.

Идея создания данной книги возникла после первого положительного опыта, у сформировавшегося творческого коллектива, в состав которого вошли:

Сергей Александрович Бережной, заместитель председателя Арбитражного суда Белгородской области, член АЮР;

Лариса Анатольевна Крыжская, судья Арбитражного суда Белгородской области, член АЮР (в настоящее время, Лариса Анатольевна, судья Федерального арбитражного суда Центрального округа);

Павел Петрович Васильев, судья Арбитражного суда Белгородской области, член АЮР.

Александра Александровна Дяк-Шокот, работник аппарата Арбитражного суда Белгородской области.

Алексей Владимирович Баранчук, начальник отдела Арбитражного суда Белгородской области, а также я.

Книга будет интересна тем, кто хочет узнать истоки, логику и философский смысл возникновения того или иного символа правосудия (например: мантии, весов Богини Фемиды и других, менее известных у нас атрибутов судопроизводства, используемых сегодня в России и за рубежом, а также использовавшихся ранее).


1. Статуя «Аллегория Правосудия» в Летнем саду Санкт-Петербурга. П.Баратта. Италия, 1719 год.

Во все времена человечество интересовал вопрос о том, кто имеет право судить людей и как сделать правосудие справедливым. Мы можем соглашаться или не соглашаться с теми аргументами, при помощи которых, ранее выражалось видение данного вопроса. Различие взглядов, придаёт ценность таким доводам, так как позволяет сегодня заглянуть в историю и увидеть мысли людей различных эпох, понять их логику и философский смысл тех или иных действий, символов.

Например, в Древнем Египте, богиней правосудия, порядка и истины выступала богиня Маат, а символом правосудия — страусиное перо, с весом которого, Маат сравнивала, после смерти человека, вес сердца умершего. Если сердце на весах оказывалось таким же лёгким, как это перо, человеку даровалась вечная жизнь. Считалось, что лёгкость сердца говорила о том, что оно не обременено грехами и злом.

Мы помним о том, что Фемида – древнегреческая богиня правосудия, но редко вспоминаем о её мифологических дочерях – мойрах. А ведь в их руках находились судьбы людей.

Так, по одной из наиболее известных версий, дочь Фемиды — Лахесис (дающая жребий) отвечала за справедливое определение продолжительности жизни конкретного человека.
Дочь Атропос (неотвратимая) следила за неукоснительным выполнением предначертанных человеку событий в его судьбе, а дочь Клото (прядущая) отрязала нить пряжи, которую дочери Фемиды (мойры) вмести пряли. Таким образом, именно Клото отрезала символическую нить пряжи, то есть перерезала нить жизни человека.

Роль же самой Фемиды заключалась в поддержании общего порядка жизни Олимпийских богов и людей на земле, а имя богини, также употреблялось для обозначения абстрактного понятия правовых норм, регулирующих человеческие правовые отношения. Есть версии, что изначально Фемида держала меч, остриём вверх, показывая на постоянную готовность его применения, а также на высшую справедливость, происходящую по «воле небес».

Имело значение и изображение формы меча Фемиды. Он должен быть обоюдоострым, как символ того, что закон не только карает виновных, но и другой своей гранью защищает права и законные интересы, от посягательства.
Думаю, интересен факт того, что часто Фемиду изображали ранее с рогом изобилия и весами в руках. Почему так происходило, можно узнать, в частности из книги «Символы правосудия: от античности до современности».


2. Статуя «Немезида» в Летнем саду Санкт-Петербурга. А. Тарсиа. Италия, 1716 год.

Кто сегодня, вспомнит богиню Немезиду? Кто помнит, как эта богиня изображалась, какие символы правосудия у неё были?
Немезида – богиня возмездия. Также её называют Адрастеей, то есть «неотвратимой». Изображали Немезиду с весами в руках или иными предметами, символизирующими равновесие, наказание и быстроту: уздечка (намёк на необходимость контроля своего поведения), меч или плеть, колесница, запряжённая грифонами (скорость, быстрота воздаяния за любую несправедливость).
Немезида, от греческого nemo – «справедливо негодую». Богиня следит за справедливым распределением благ среди людей, обрушивая гнев на того, кто нарушил закон. Немезида очень почиталась в Рамнунте, близ города Марафона, где в её честь построен храм.

Наш авторский коллектив решил исследовать историю возникновения и развития символики правосудия, как в нашей стране, так и в мире. Члены авторского коллектива самостоятельно нашли и проанализировали собранный в музеях, судах иных открытых источниках материал, подготовили эксклюзивные авторские иллюстрации, осуществили вёрстку материала книги к печати, соблюдая при этом законодательство в области охраны авторских прав, что особенно актуально для современной России.

В книге имеется обращение к читателям Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Антона Александровича Иванова, в котором отмечается, что: «Никто прежде не занимался сбором воедино информации о развитии истории наших судейских регалий и символов… Авторам удалось вместить многовековую историю развития судебной системы и её символов на страницах своей книги, избежав исторической «сухости» изложения».

Книга состоит из введения, трёх частей. В книге указан список использованной литературы.


3. В первой части «Античность и мифология», рассказывается о Фемиде как символе судебной власти, о таких «божественных» атрибутах, как: весы, меч.


4. Также, в данной главе проанализирована история возникновения судейской мантии, повязки на лице богини Фемиды


5. Вторая часть книги, посвящена истории символов и атрибутов судебной власти России с древнейших времён до наших дней. В ней проведено небольшое исследование судебной символики во временной период, от Древней Руси до советского исторического периода.
В частности, рассказано:

— о древнерусском божестве справедливости;

— символах княжеской власти;

— зарождении судебных символов при царской власти;

— истории гражданского мундира;

— дореволюционной судебной символике;

— «судьбе» имперской судебной символики в советское время.

Не оставлена без внимания и современная «законная» символика: государственный герб, государственный флаг, судейская мантия и другие символы судебной системы России.

Истории происхождения таких традиционных атрибутов судебной власти, как судейский молоток, парик судьи, кресло судьи, посвящена третья часть книги. В данной части книги рассказывается, относит ли российское законодательство данные атрибуты к законным символам судебной власти, закреплены ли на законодательном уровне их форма, размер и обязательность размещения в зале судебного заседания.


6. Мы видим, что результат нашей работы, вызвал живой интерес, на юридических факультетах ВУЗов, в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, иных судебных инстанциях России и зарубежных органах правосудия. Книга переведена на английский язык.


7. Книга «Символы правосудия: от античности до современности» становится своеобразной наградой.

Так, 10 декабря 2012 года в Арбитражном суде Белгородской области прошла церемония вручения ежегодной премии «Юрист Белогорья 2012 года». Учреждение ежегодной премии «Юрист Белогорья» стало одной из первых инициатив регионального отделения ассоциации юристов. Наряду с заслуженной наградой — премией «Юрист Белогорья», её лауреатам вручены и экземпляры книги «Символы правосудия…».

14 февраля 2013 года на итоговом совещании наряду с лучшими сотрудниками Арбитражного суда Белгородской области по результатам работы в минувшем году были награждены журналисты, наиболее активно освещавшие деятельность арбитражного суда. Это коллективы редакций «Агентства Бизнес Информации «Регион36» и радиовещания филиала гостелерадиокомпании «Белгород», а также журналисты С.В. Антонов и Е.Л. Песчаная. Также, в качестве награды, журналистам были вручены экземпляры книги «Символы правосудия: от античности до современности».

Р.S. Репортаж, о созданной нами книге, вышел на телерадиокомпании «Мир Белогорья»:



8. Надеемся, что наша книга будет той отправной точкой в исследовании вопроса символики правосудия, которая поможет продолжить научные исследования этой темы в увлекательной, познавательной форме, повысить не только интерес к вопросам права, но и авторитет судебной власти.

Нет комментариев