Расул Кадиев →  Новый порядок выборов глав субъектов в Дагестане дает сбой.

Новые правила избрания глав субъектов практически не возможно применять в Дагестане.

Действующий состав Народного Собрания Республики Дагестан был избран 13 марта 2011 года
На момент избрания, то есть когда жители Дагестана голосовали за партийные списки и наделяли депутатов полномочиями, действовала ст.18 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
«1. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. …»
ТО ЕСТЬ ВО ВРЕМЯ ИЗБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ В 2011 ГОДУ МЫ ИМ НИ КАК НЕ МОГЛИ ПЕРЕДАТЬ ПРАВО ВЫБИРАТЬ ГЛАВУ ДАГЕСТАНА ИЗ 3 КАНДИДАТУР, ТАК КАК НИ У ЖИТЕЛЕЙ ДАГЕСТАНА НИ У ДЕПУТАТОВ НЕ БЫЛО ТАКОГО ПРАВА.

В последующем, т.е. после того как был избран действующий состав Народного Собрания указный Федеральный закон был изменен и п.1 ст.18 исключен ФЗ от 02.05.2012 N 40-ФЗ.
А пункт 3 изложен в следующей редакции:
«Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.»

Изменена была и Конституция Дагестана, и сейчас в действующей редакции норма о порядке выборов главы Дагестана выглядит так

Ст.76 «Президент Республики Дагестан избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Дагестан и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.»
К слову сказать, на сайтах президента Дагестана и Народного Собрания Дагестана до сих пор размещена старая редакция Конституции Дагестана.

В этом году, Федеральным законом от 02.04.2013 года N30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» опять были изменены ряд федеральных законов в результате чего у законодательных органов появилось право изменить порядок избрания главы субъекта, то есть отойти от всенародных выборов и перейти к выборам через парламент субъекта.
В том числе ст.18 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнена ст.3.2
“3.2. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего пункта. …»

В настоящий момент руководство Дагестан совместно с Единой Россией решили, что граждане Республики Дагестан не способны избирать главу Дагестана и готовятся внести изменения в Конституцию Дагестан и другие нормативные акты с целью отобрать у нас право избирать главу Дагестана.
18 апреля уже назначена сессия Народного Собрания, на которой будут представлены данные поправки в нормативные акты.

Очевидно что изначально такие намерения не конституционны

1. ЧТОБЫ ОГРАНИЧИТЬ ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ДАГЕСТАНЦЕВ НУЖНЫ ВЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ, УКАЗАННЫЕ В СТ. 55 КОНСТИТУЦИИ РФ.
2. ДАЖЕ ЕСЛИ ИЗМЕНЯТ ЗАКОН, ЭТОТ СОСТАВ ДЕПУТАТОВ НЕ ИМЕЕТ ПРАВО ИЗБИРАТЬ ГЛАВУ ДАГЕСТАНА, ТАК КАК НА ЭТО ЕМУ НЕ ДАНЫ ПОЛНОМОЧИЯ ОТ ИЗБИРАТЕЛЯ. ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИСВОЕНИЕМ ВЛАСТИ, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО КОНСТИТУЦИЕЙ РФ и ДАГЕСТАНА.

У нас сложилась уникальная юридическая ситуация за разрешением которой будут наблюдать все эксперты в области избирательного процесса.

Народное Собрание торопиться, т.к. в силу п.2 ст. 5 Федеральным законом от 02.04.2013 года N30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» во время избирательной компании новые правила избрания вступать в силу не могут.

И тут возникает вопрос: А когда в Дагестане начинается избирательная компания?

В соответствии с ст.10 п.4 и 7 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий главы субъекта выборы назначаются в ближайший единый день голосования, то есть 8 сентября 2013 года, о чем должно быть принято решение не ранее чем за 100 дней до этой даты, то есть не раньше 01 июня 2013 года.
Но, если наши депутаты, наплюют на Конституцию и права граждан и все-таки успеют до 01.06.2013 года изменить правила избрания главы Дагестана, то получается, что будут действовать нормы о порядке проведения выборов парламентом при досрочном прекращении полномочий главы субъекта.
Например, в силу ст.3.2 ФЗ ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Президент РФ представляет 3 кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в срок, не превышающий 50 дней со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
У нас полномочия президента Дагестана прекращены Указом Президента РФ 28 января 2013 года. С этой даты прошло более 50 дней! Если мы возьмем по аналогии с ситуацией, когда полномочия президента истекают в связи с истечением срока избрания, то Президент РФ должен был внести кандидатуры в НС РД за 20 дней до истечения полномочий, то тоже никак нам не подходит.
ФЗ «О политических партиях» дополнен ст. 26.3 в п.7 которой установлено, что предложения о кандидатурах вносятся Президенту РФ не позднее, чем за 40 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). А п.13 гласит, что в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта политические партии, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вносят Президенту РФ предложения не более чем о трех кандидатурах в срок, не превышающий 30 дней со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.
Поэтому, когда в Дагестане началась предвыборная компания сразу не разберешь. А власти об этом мило умалчивают.

Единственный способ уйти от этой неразберихи, так это оставить прямые выборы.

У кого еще на месте голова и кто еще жаждет поглубже капнуть юридическую казуистику, почитайте изменения в ФЗ от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”.

Согласно этим изменениям кандидат на пост главы Дагестана должен представить 3 кандидатуры на пост члена Совета Федерации, независимо от того парламентская или прямая форма выборов. Если в Дагестане 6 партий, которые могут представить по 3 кандидатуры на пост главы республики, то каждый из этих кандидатов должен представить по 3 кандидатуры – 54 кандидатов на члены в Совет Федерации от исполнительной власти Дагестана!!! При этом нельзя выдвигать одного и того же!!!
Да и тут дурдом: дело в том, что помимо этих 54 кандидатов могут быть и другие, которые уже являются на членами Совета Федерации от субъекта. Для этого этому кандидату нужно получить «не менее 10 процентов от числа представительных органов муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации. Поддержка кандидата осуществляется решением представительного органа муниципального образования, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов указанного органа в порядке, установленном его регламентом. Указанное решение может быть принято не ранее чем за 40 дней и не позднее чем за 25 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта либо не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 45 дней со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта.

Одним словом новые правила выборов глав субъектов практически не возможно применить в Дагестане.

Нет комментариев