Саркис Дарбинян → Верховный суд предложил альтернативу рассмотрения дел о банкротстве граждан
Очевидно, что кредитование граждан является одним из основных и наиболее быстро растущих направлений современной банковской деятельности, однако до сих пор существует множество проблем, связанных с потребительским кредитованием. Вместе с ростом рынка кредитования растет и задолженность граждан по предоставленным кредитам. По данным Центробанка России на начало 2013 года общий объем выплаченных населению кредитных сумм превысил 220 миллиардов рублей. При этом ссуды, не погашенные в должный срок составляют 19,7 миллиардов рублей. Как сообщает Ассоциация региональных банков России объем просроченных кредитов составляет порядка 10% от кредитного портфеля российских банков.
Понимая всю важность введения законных процедур для реструктуризации долгов физических лиц, которые неожиданно становятся неплатежеспособны в результате стечения тяжелых жизненных обстоятельств, Правительством вот уже около 10 лет разрабатывается законопроект о банкротстве физических лиц.
Несомненно, что при выдаче кредитов банк закладывает в стоимость обслуживания кредита и в процентную ставку по кредиту все риски по не возврату долгов, а также осуществляет ряд мер для минимизации существующих рисков (страхование кредита, обеспечение исполнения обязательства), однако сами заемщики, обладая при этом весьма низкой юридической и финансовой грамотностью, не имеют никакой защищенности в случае изменения жизненной и рыночной ситуации. Поэтому попадая в тяжелые жизненные ситуации добросовестные заемщикам тяжело выбраться из долговой ямы, в которую в случае не возврата кредита в срок, банки и коллекторы загоняют граждан все глубже.
Правда, работа над законом проходит очень медленно, во многом из-за блокирования принятия закона банковским лобби, которое не очень заинтересовано в принятии подобного закона, а также непонимания того, какая из действующих систем судов должна рассматривать дела подобного рода. Напомню, что в ноябре 2012 г. законопроект о банкротстве граждан был все-таки принят в первом чтении, но потом дело встало. В начале, все процедуры банкротства граждан предполагалось передать Арбитражному суду, как это изначально было прописано прописано в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», однако при обсуждении закона Высший арбитражный суд заявил, что он не имеет в штате достаточного количества судей для обеспечения работы судопроизводства по банкротству граждан. Так, по подсчетам ВАС, для этого ему необходимо 555 судей и 1110 помощников и секретарей, а также открыть мобильные офисы (подробней о довольно странной инициативе создания передвижных судов ), на что ему понадобится 10 млрд рублей.
Однако, Правительство указанные затраты не согласовало и поручением Президента от 22 марта 2013 г. Верховному суду РФ было поручено разработать положение об отнесении дел о банкротстве граждан к ведению судов общей юрисдикции. Верховный суд довольно быстро выполнил поручение Президента и уже 18 апреля 2013 г. направил в Государственную думу законопроект с предложениями по определению процессуального порядка рассмотрения дел судами общей юрисдикции гражданских дел о признании гражданина несостоятельным (банкротом) и внесению изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
В соответствии с указанным законопроектом о поправках в ГПК РФ устанавливается территориальная подсудность данной категории дел месту жительства гражданина-должника. В отношении дел о банкротстве граждан суды должны будут руководствоваться общими правилами особого производства, а в случае наличия спора о праве на стадии подачи заявления или в ходе рассмотрения дела заявление о признании гражданина банкротом должно быть оставлено судом без рассмотрения, а сторонам будет предложено обратиться в суд для рассмотрения дела в порядке искового производства.
Кроме того, законопроектом предусматривается, что в заявлении о признании гражданина банкротом должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности гражданина. Предусмотренные законодательством документы, подтверждающие эти обстоятельства, прилагаются к заявлению. Предусматривается возможность заключения мирового соглашения, в том числе по результатам проведения процедуры медиации. Драфтом устанавливается порядок обжалования принимаемых судом в ходе рассмотрения дела о признании гражданина банкротом судебных постановлений, как тех, возможность обжалования которых предусмотрена ГПК РФ, например определения об оставлении заявления без движения, о приостановлении производства по делу, так и тех, право на обжалование которых предоставлено законодательством о несостоятельности (банкротстве), например определения об утверждении перечня имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы, об отказе в утверждении мирового соглашения.
Если закон все же будет принят в предложение ВС РФ, он должен будут вступить в силу одновременно с законом, вносящим изменения в Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника.
Представляется, что выбранная модель, когда дела о банкротстве граждан становятся подведомственны системе судов общей юрисдикции, более разумна и логична, т. к. финансовые отношения между кредиторами и заемщиками никак не связаны с предпринимательской деятельностью последних. Единственное, во что хочется верить, что с новыми предложениями от Верховного суда, законопроект не пролежит еще несколько лет в долгих ящиках депутатов Государственной думы и чиновников Правительства, как мы это могли пронаблюдать за последнее время, ведь потребность в нем в обществе уже давно назрела.
Понимая всю важность введения законных процедур для реструктуризации долгов физических лиц, которые неожиданно становятся неплатежеспособны в результате стечения тяжелых жизненных обстоятельств, Правительством вот уже около 10 лет разрабатывается законопроект о банкротстве физических лиц.
Несомненно, что при выдаче кредитов банк закладывает в стоимость обслуживания кредита и в процентную ставку по кредиту все риски по не возврату долгов, а также осуществляет ряд мер для минимизации существующих рисков (страхование кредита, обеспечение исполнения обязательства), однако сами заемщики, обладая при этом весьма низкой юридической и финансовой грамотностью, не имеют никакой защищенности в случае изменения жизненной и рыночной ситуации. Поэтому попадая в тяжелые жизненные ситуации добросовестные заемщикам тяжело выбраться из долговой ямы, в которую в случае не возврата кредита в срок, банки и коллекторы загоняют граждан все глубже.
Правда, работа над законом проходит очень медленно, во многом из-за блокирования принятия закона банковским лобби, которое не очень заинтересовано в принятии подобного закона, а также непонимания того, какая из действующих систем судов должна рассматривать дела подобного рода. Напомню, что в ноябре 2012 г. законопроект о банкротстве граждан был все-таки принят в первом чтении, но потом дело встало. В начале, все процедуры банкротства граждан предполагалось передать Арбитражному суду, как это изначально было прописано прописано в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», однако при обсуждении закона Высший арбитражный суд заявил, что он не имеет в штате достаточного количества судей для обеспечения работы судопроизводства по банкротству граждан. Так, по подсчетам ВАС, для этого ему необходимо 555 судей и 1110 помощников и секретарей, а также открыть мобильные офисы (подробней о довольно странной инициативе создания передвижных судов ), на что ему понадобится 10 млрд рублей.
Однако, Правительство указанные затраты не согласовало и поручением Президента от 22 марта 2013 г. Верховному суду РФ было поручено разработать положение об отнесении дел о банкротстве граждан к ведению судов общей юрисдикции. Верховный суд довольно быстро выполнил поручение Президента и уже 18 апреля 2013 г. направил в Государственную думу законопроект с предложениями по определению процессуального порядка рассмотрения дел судами общей юрисдикции гражданских дел о признании гражданина несостоятельным (банкротом) и внесению изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
В соответствии с указанным законопроектом о поправках в ГПК РФ устанавливается территориальная подсудность данной категории дел месту жительства гражданина-должника. В отношении дел о банкротстве граждан суды должны будут руководствоваться общими правилами особого производства, а в случае наличия спора о праве на стадии подачи заявления или в ходе рассмотрения дела заявление о признании гражданина банкротом должно быть оставлено судом без рассмотрения, а сторонам будет предложено обратиться в суд для рассмотрения дела в порядке искового производства.
Кроме того, законопроектом предусматривается, что в заявлении о признании гражданина банкротом должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности гражданина. Предусмотренные законодательством документы, подтверждающие эти обстоятельства, прилагаются к заявлению. Предусматривается возможность заключения мирового соглашения, в том числе по результатам проведения процедуры медиации. Драфтом устанавливается порядок обжалования принимаемых судом в ходе рассмотрения дела о признании гражданина банкротом судебных постановлений, как тех, возможность обжалования которых предусмотрена ГПК РФ, например определения об оставлении заявления без движения, о приостановлении производства по делу, так и тех, право на обжалование которых предоставлено законодательством о несостоятельности (банкротстве), например определения об утверждении перечня имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы, об отказе в утверждении мирового соглашения.
Если закон все же будет принят в предложение ВС РФ, он должен будут вступить в силу одновременно с законом, вносящим изменения в Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника.
Представляется, что выбранная модель, когда дела о банкротстве граждан становятся подведомственны системе судов общей юрисдикции, более разумна и логична, т. к. финансовые отношения между кредиторами и заемщиками никак не связаны с предпринимательской деятельностью последних. Единственное, во что хочется верить, что с новыми предложениями от Верховного суда, законопроект не пролежит еще несколько лет в долгих ящиках депутатов Государственной думы и чиновников Правительства, как мы это могли пронаблюдать за последнее время, ведь потребность в нем в обществе уже давно назрела.
Нет комментариев