Линия Права → Специальный обзор "Изменения в нормативные акты ФСФР России, регулирующие порядок приобретения акций открытых акционерных обществ"
Предлагаем вашему вниманию обзор изменений, внесенных приказом ФСФР России от 09.08.2012 № 12-71/пз-н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ», а также приказом ФСФР России от 09.08.2012 № 12-72/пз-н«О внесении изменений в Положение о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденное приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 06-76/пз-н»
Согласно Федеральному закону от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее также – ФЗ «Об АО»), лицо, которое имеет намерение приобрести более 30 процентов общего количества обыкновенных и привилегированных акций открытого общества, предоставляющих право голоса, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, вправе направить в открытое общество публичную оферту, адресованную акционерам — владельцам акций соответствующих категорий (типов), о приобретении принадлежащих им акций открытого общества (далее – «Добровольное предложение»).
В случае, когда лицо приобретает более 30, 50 и 75 процентов общего количества акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, оно становится обязанным направить акционерам — владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее – «Обязательное предложение»).
Если в результате Добровольного предложения или Обязательного предложения лицо стало владельцем более 95 процентов общего количества акций открытого общества, то у такого лица возникает обязанность выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции открытого общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции открытого общества, по требованию их владельцев. Такое лицо в течение 35 дней с даты приобретения соответствующей доли ценных бумаг обязано направить владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права (далее – «Уведомление»). Кроме того, ФЗ «Об АО» предусматривает право лица, владеющего 95 процентами общего количества акций открытого общества, направить в общество требование о выкупе указанных ценных бумаг (далее – «Требование о выкупе») в течение шести месяцев с момента истечения срока принятия Добровольного предложения или Обязательного предложения, в случае, если в результате принятия соответствующего предложения было приобретено не менее чем 10 процентов общего количества акций открытого общества.
Порядок направления Добровольного предложения, Обязательного предложения, Уведомления и Требования о выкупе, главным образом, регулируется ФЗ «Об АО», Положением о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденное приказом ФСФР России от 13.07.2006 № 06-76/пз-н (далее – «Положение»), Административным регламентом исполнения ФСФР России государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ (далее – «Административный регламент»), а также другими нормативными актами.
31 марта 2013 годавступили в силу приказ ФСФР России от 09.08.2012 № 12-72/пз-н и приказ ФСФР России от 09.08.2012 № 12-71/пз-н (далее – «Приказы»), которыми были внесены изменения в Положение, а также утвержден новый Административный регламент. Основные изменения заключаются в нижеследующем.
I. Изменение порядка представления документов
1) Урегулирован порядок предоставления в ФСФР изменений, вносимых в Добровольное или Обязательное предложение.
Ранее данный порядок не был регламентирован.
2) Уточнен порядок отзыва Обязательного предложения, а также изменений в Добровольное или Обязательное предложение, предусмотренных пунктом 2 статьи 84.4 ФЗ «Об АО».[1]В ранее действовавшем Административном регламенте устанавливалось, что Обязательное предложение может быть отозвано, в том числе путем направления нового Обязательного предложения. Таким образом, допускалось осуществление отзыва в иной, помимо направления нового Обязательного предложения, форме.Теперь отзыв Обязательного предложения, а также соответствующих изменений в Добровольное или Обязательное предложение возможен только путем направления нового Обязательного предложения или новых изменений в Добровольное или Обязательное предложение.
II. Изменение требований к перечню документов, представляемых в ФСФР России
1) Из перечня документов, представляемых вместе с Требованием о выкупе, исключен документ, содержащий средневзвешенную цену выкупаемых ценных бумаг, определенную по результатам торгов организатора торговли за шесть месяцев, предшествующих дате направления требования в ФСФР.
Ранее обязанность по направлению такого документа предусматривалась Положением для случаев, когда выкупаемые ценные бумаги обращались на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг не менее чем шесть месяцев.
Между тем, данное требование противоречило статье 84.8 ФЗ «Об АО», нормы которой не содержат правил о необходимости соответствия цены выкупа ценных бумаг средневзвешенной цене, определяемой по результатам торгов организатора торговли на рынке ценных бумаг.
Полагаем, что внесенные изменения направлены на приведение Положения в соответствие с ФЗ «Об АО».
2) Внесенные изменения также касаются документов, подлежащих представлению в ФСФР вместе с Уведомлением. В настоящее время отпала необходимость представлять следующие документы:
документ саморегулируемой организации оценщиков, содержащий подтверждение рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке, по результатам проведения экспертизы такого отчета;
документы, содержащие сведения о том, что саморегулируемая организация оценщиков соответствует требованиям уполномоченного федерального органа и выбрана в порядке, определенном таким федеральным органом.
Представление таких документов было обязательным только при направлении Уведомления лицами, которые на 1 июля 2006 года являлись владельцами более чем 95 процентов общего количества голосующих обыкновенных и привилегированных акций открытого акционерного общества. Указанные лица были обязаны выкупить остальные акции открытого акционерного общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции, по требованию их владельцев в установленный законом срок после направления соответствующего Уведомления. Поскольку срок для направления таких Уведомлений на данный момент истек[2], необходимость в регламентации порядка представления этих документов отпала.
При этом в соответствии с п. 5 ст.7 Федерального закона от 05.01.2006 № 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», лицо, которое на 1 июля 2006 года являлось владельцем более чем 95 процентов общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций открытого акционерного общества, предоставляющих право голоса с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, было вправе потребовать выкупа принадлежащих иным лицам акций акционерного общества. Такое лицо могло реализовать данное право путем направления владельцам ценных бумаг Требования о выкупе до 1 августа 2008 года. Вместе с Требованием о выкупе представлению подлежали, в частности, указанные выше документы (документ саморегулируемой организации оценщиков, содержащий подтверждение рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке, по результатам проведения экспертизы такого отчета, а также документы, содержащие сведения о том, что саморегулируемая организация оценщиков соответствует требованиям уполномоченного федерального органа и выбрана в порядке, определенном таким федеральным органом).
Несмотря на то, что указанные предписания фактически утратили силу, в Положении сохранилось рудиментарные нормы о необходимости представления указанных документов в предусмотренных Федерального закона от 05.01.2006 № 7-ФЗ случаях.
III. Изменение порядка направления жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц ФСФР России, осуществляемые в ходе осуществления государственного контроля за приобретением акций
В соответствии с ФЗ «Об АО», государственный контроль за приобретением акций открытых акционерных обществ осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам.
Приказами предусматривается возможность направления жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц ФСФР, осуществляемые в ходе осуществления государственного контроля в данной сфере, в электронной форме, в том числе через официальный сайт ФСФР, федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», электронную почту.
IV. Изменение порядка осуществления государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ.
Ряд изменений, внесенных Приказами, носят уточняющий характер.К наиболее значимым из них относятся следующие.
1) Изменен порядок направления предписания о приведении Добровольного или Обязательного предложения, Уведомления, Требования о выкупе в соответствие с требованиями ФЗ «Об АО».
Ранее при направлении соответствующего предписания приобретателю акций Федеральная служба по финансовым рынкам уведомляла эмитента о направлении такого предписания. Теперь направление предписания приобретателю акций будет сопровождаться направлением эмитенту предписания о запрете совершать действия, связанные с направлением владельцам ценных бумаг Добровольного или Обязательного предложения, Уведомления, Требования о выкупе, в отношении которых ФСФР вынесло предписание о приведении их в соответствие с требованиями ФЗ «Об АО».
2) Урегулирован порядок действий ФСФР в случае возврата банковской гарантии вместе с Добровольным или Обязательным предложением либо Уведомлением.
Установлена обязанность ФСФР России возвратить оригинал банковской гарантии по запросу о её возврате в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации, поступившему от лица, направившего такую банковскую гарантию вместе с Добровольным или Обязательным предложением либо Уведомлением, если при этом в отношении указанных документов было вынесено предписание о приведении их в соответствие с требованиями ФЗ «Об АО».
При этом уточнено, что в соответствующем деле должна храниться заверенная копия такой банковской гарантии.
3) Уточнен порядок расчета срока рассмотрения ФСФР документов, связанных с приобретением ценных бумаг открытых акционерных обществ.
Установлено, что течение срока рассмотрения ФСФР документов, связанных с приобретением ценных бумаг открытых акционерных обществ, начинается на следующий день после даты поступления документов, связанных с приобретением ценных бумаг в ФСФР. В случае, если последний день срока рассмотрения таких документов приходится на нерабочий день, установлено, что днем окончания указанного срока является ближайший следующий за ним рабочий день.
4) Уточняется, что исполнение государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ со стороны ФСФР и её территориальных органов осуществляется бесплатно.
[1] Имеются в виду изменения, которые приобретатель акций обязан внести в добровольное или обязательное предложение, в случае увеличения или уменьшения более чем на 10 % его доли ценных бумаг с учетом ценных бумаг, принадлежащих его аффилированным лицам, до истечения срока принятия направленного им добровольного или обязательного предложения, а также по причине изменения сведений о нем, подлежащих указанию в распоряжении о передаче ценных бумаг
[2] В соответствии с ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 05.01.2006 N 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» лицо, владевшее на 1 июля 2006 г. совместно со своими аффилированными лицами более чем 95% общего количества акций акционерного общества, было вправе до 1 августа 2008 г. в соответствии со ст. 84.8 ФЗ «Об АО» направить остальным акционерам — владельцам акций акционерного общества требование о выкупе принадлежащих им ценных бумаг.
Согласно Федеральному закону от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее также – ФЗ «Об АО»), лицо, которое имеет намерение приобрести более 30 процентов общего количества обыкновенных и привилегированных акций открытого общества, предоставляющих право голоса, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, вправе направить в открытое общество публичную оферту, адресованную акционерам — владельцам акций соответствующих категорий (типов), о приобретении принадлежащих им акций открытого общества (далее – «Добровольное предложение»).
В случае, когда лицо приобретает более 30, 50 и 75 процентов общего количества акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, оно становится обязанным направить акционерам — владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее – «Обязательное предложение»).
Если в результате Добровольного предложения или Обязательного предложения лицо стало владельцем более 95 процентов общего количества акций открытого общества, то у такого лица возникает обязанность выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции открытого общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции открытого общества, по требованию их владельцев. Такое лицо в течение 35 дней с даты приобретения соответствующей доли ценных бумаг обязано направить владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права (далее – «Уведомление»). Кроме того, ФЗ «Об АО» предусматривает право лица, владеющего 95 процентами общего количества акций открытого общества, направить в общество требование о выкупе указанных ценных бумаг (далее – «Требование о выкупе») в течение шести месяцев с момента истечения срока принятия Добровольного предложения или Обязательного предложения, в случае, если в результате принятия соответствующего предложения было приобретено не менее чем 10 процентов общего количества акций открытого общества.
Порядок направления Добровольного предложения, Обязательного предложения, Уведомления и Требования о выкупе, главным образом, регулируется ФЗ «Об АО», Положением о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденное приказом ФСФР России от 13.07.2006 № 06-76/пз-н (далее – «Положение»), Административным регламентом исполнения ФСФР России государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ (далее – «Административный регламент»), а также другими нормативными актами.
31 марта 2013 годавступили в силу приказ ФСФР России от 09.08.2012 № 12-72/пз-н и приказ ФСФР России от 09.08.2012 № 12-71/пз-н (далее – «Приказы»), которыми были внесены изменения в Положение, а также утвержден новый Административный регламент. Основные изменения заключаются в нижеследующем.
I. Изменение порядка представления документов
1) Урегулирован порядок предоставления в ФСФР изменений, вносимых в Добровольное или Обязательное предложение.
Ранее данный порядок не был регламентирован.
2) Уточнен порядок отзыва Обязательного предложения, а также изменений в Добровольное или Обязательное предложение, предусмотренных пунктом 2 статьи 84.4 ФЗ «Об АО».[1]В ранее действовавшем Административном регламенте устанавливалось, что Обязательное предложение может быть отозвано, в том числе путем направления нового Обязательного предложения. Таким образом, допускалось осуществление отзыва в иной, помимо направления нового Обязательного предложения, форме.Теперь отзыв Обязательного предложения, а также соответствующих изменений в Добровольное или Обязательное предложение возможен только путем направления нового Обязательного предложения или новых изменений в Добровольное или Обязательное предложение.
II. Изменение требований к перечню документов, представляемых в ФСФР России
1) Из перечня документов, представляемых вместе с Требованием о выкупе, исключен документ, содержащий средневзвешенную цену выкупаемых ценных бумаг, определенную по результатам торгов организатора торговли за шесть месяцев, предшествующих дате направления требования в ФСФР.
Ранее обязанность по направлению такого документа предусматривалась Положением для случаев, когда выкупаемые ценные бумаги обращались на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг не менее чем шесть месяцев.
Между тем, данное требование противоречило статье 84.8 ФЗ «Об АО», нормы которой не содержат правил о необходимости соответствия цены выкупа ценных бумаг средневзвешенной цене, определяемой по результатам торгов организатора торговли на рынке ценных бумаг.
Полагаем, что внесенные изменения направлены на приведение Положения в соответствие с ФЗ «Об АО».
2) Внесенные изменения также касаются документов, подлежащих представлению в ФСФР вместе с Уведомлением. В настоящее время отпала необходимость представлять следующие документы:
документ саморегулируемой организации оценщиков, содержащий подтверждение рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке, по результатам проведения экспертизы такого отчета;
документы, содержащие сведения о том, что саморегулируемая организация оценщиков соответствует требованиям уполномоченного федерального органа и выбрана в порядке, определенном таким федеральным органом.
Представление таких документов было обязательным только при направлении Уведомления лицами, которые на 1 июля 2006 года являлись владельцами более чем 95 процентов общего количества голосующих обыкновенных и привилегированных акций открытого акционерного общества. Указанные лица были обязаны выкупить остальные акции открытого акционерного общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции, по требованию их владельцев в установленный законом срок после направления соответствующего Уведомления. Поскольку срок для направления таких Уведомлений на данный момент истек[2], необходимость в регламентации порядка представления этих документов отпала.
При этом в соответствии с п. 5 ст.7 Федерального закона от 05.01.2006 № 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», лицо, которое на 1 июля 2006 года являлось владельцем более чем 95 процентов общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций открытого акционерного общества, предоставляющих право голоса с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, было вправе потребовать выкупа принадлежащих иным лицам акций акционерного общества. Такое лицо могло реализовать данное право путем направления владельцам ценных бумаг Требования о выкупе до 1 августа 2008 года. Вместе с Требованием о выкупе представлению подлежали, в частности, указанные выше документы (документ саморегулируемой организации оценщиков, содержащий подтверждение рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке, по результатам проведения экспертизы такого отчета, а также документы, содержащие сведения о том, что саморегулируемая организация оценщиков соответствует требованиям уполномоченного федерального органа и выбрана в порядке, определенном таким федеральным органом).
Несмотря на то, что указанные предписания фактически утратили силу, в Положении сохранилось рудиментарные нормы о необходимости представления указанных документов в предусмотренных Федерального закона от 05.01.2006 № 7-ФЗ случаях.
III. Изменение порядка направления жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц ФСФР России, осуществляемые в ходе осуществления государственного контроля за приобретением акций
В соответствии с ФЗ «Об АО», государственный контроль за приобретением акций открытых акционерных обществ осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам.
Приказами предусматривается возможность направления жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц ФСФР, осуществляемые в ходе осуществления государственного контроля в данной сфере, в электронной форме, в том числе через официальный сайт ФСФР, федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», электронную почту.
IV. Изменение порядка осуществления государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ.
Ряд изменений, внесенных Приказами, носят уточняющий характер.К наиболее значимым из них относятся следующие.
1) Изменен порядок направления предписания о приведении Добровольного или Обязательного предложения, Уведомления, Требования о выкупе в соответствие с требованиями ФЗ «Об АО».
Ранее при направлении соответствующего предписания приобретателю акций Федеральная служба по финансовым рынкам уведомляла эмитента о направлении такого предписания. Теперь направление предписания приобретателю акций будет сопровождаться направлением эмитенту предписания о запрете совершать действия, связанные с направлением владельцам ценных бумаг Добровольного или Обязательного предложения, Уведомления, Требования о выкупе, в отношении которых ФСФР вынесло предписание о приведении их в соответствие с требованиями ФЗ «Об АО».
2) Урегулирован порядок действий ФСФР в случае возврата банковской гарантии вместе с Добровольным или Обязательным предложением либо Уведомлением.
Установлена обязанность ФСФР России возвратить оригинал банковской гарантии по запросу о её возврате в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации, поступившему от лица, направившего такую банковскую гарантию вместе с Добровольным или Обязательным предложением либо Уведомлением, если при этом в отношении указанных документов было вынесено предписание о приведении их в соответствие с требованиями ФЗ «Об АО».
При этом уточнено, что в соответствующем деле должна храниться заверенная копия такой банковской гарантии.
3) Уточнен порядок расчета срока рассмотрения ФСФР документов, связанных с приобретением ценных бумаг открытых акционерных обществ.
Установлено, что течение срока рассмотрения ФСФР документов, связанных с приобретением ценных бумаг открытых акционерных обществ, начинается на следующий день после даты поступления документов, связанных с приобретением ценных бумаг в ФСФР. В случае, если последний день срока рассмотрения таких документов приходится на нерабочий день, установлено, что днем окончания указанного срока является ближайший следующий за ним рабочий день.
4) Уточняется, что исполнение государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ со стороны ФСФР и её территориальных органов осуществляется бесплатно.
[1] Имеются в виду изменения, которые приобретатель акций обязан внести в добровольное или обязательное предложение, в случае увеличения или уменьшения более чем на 10 % его доли ценных бумаг с учетом ценных бумаг, принадлежащих его аффилированным лицам, до истечения срока принятия направленного им добровольного или обязательного предложения, а также по причине изменения сведений о нем, подлежащих указанию в распоряжении о передаче ценных бумаг
[2] В соответствии с ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 05.01.2006 N 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» лицо, владевшее на 1 июля 2006 г. совместно со своими аффилированными лицами более чем 95% общего количества акций акционерного общества, было вправе до 1 августа 2008 г. в соответствии со ст. 84.8 ФЗ «Об АО» направить остальным акционерам — владельцам акций акционерного общества требование о выкупе принадлежащих им ценных бумаг.
Нет комментариев