Патентно-правовая компания PATENTUS → В погоне за приоритетом: кому достанутся исключительные права на товарный знак iWatch
Компания Apple в России 3 июня 2013 года подала заявку № 2013718527 на регистрацию словесного товарного знака «iWatch» в отношении товаров 09 и 14 классов МКТУ, с испрашиванием конвенционного приоритета по дате подачи заявки на территории Ямайки (03.12.2012). В случае вынесения по заявке положительного решения о регистрации, правовая охрана товарного знака будет действовать с указанной даты приоритета.
В соответствии с действующей редакцией международной классификации товаров и услуг (МКТУ) часы относятся, прежде всего, к 14 классу. Однако, поскольку часы iWatch от Apple представляют собой многофункциональное мобильное устройство, в котором функция определения времени является далеко не основной, их также следует отнести к электронным устройствам (9 класс МКТУ).
В связи с популярность телефонов iPhone, которые были выпущены на рынок в 2007 году, наблюдался рост интереса производителей к обозначениям, представляющим собой наименование определенного товара с приставкой «i». Так, товарные знаки, включающие словесный элемент «iWatch» в различном написании, были зарегистрированы на имя разных правообладателей в Италии (2008 г.), Швейцарии (в 2007 и в 2009 г. — в отношении 9 класса и в отношении 14 класса на имя разных компаний).
Интересно, что товарный знак «i-Watch» на территории Австралии (правообладатель — Miseng International Co., Ltd.) был зарегистрирован в отношении товаров 9 класса МКТУ еще в 2002 году.
Также на территории США в отношении товаров 9 класса еще в 2004 году был зарегистрирован товарный знак «I/WATCH» (на имя QUEST SOFTWARE, INC.), а в 2007 году — «IWATCH» (на имя Viva Vision, Inc.). При первичном анализе зарегистрированных на территории США товарных знаков сходных «iWatch» в отношении товаров 14 класса не выявлено. Однако на рассмотрении в Патентном ведомстве США находится заявка на регистрацию обозначения «IWATCH» на имя M. Z. Berger & Co., Inc. в отношении товаров 14 класса МКТУ.
Согласно общедоступным сведениям из реестра международных регистраций товарных знаков Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности, на территории США в настоящее время проводится экспертиза в отношении 3-х заявок на регистрацию словесных обозначений «IWATCH» (одна из них — в отношении 14 класса МКТУ, 2 — в отношении 9 класса). Правовая охрана в данных заявках испрашивается на имя разных компаний.
В Австралии также от имени разных заявителей поданы на регистрацию обозначения «i_watch» (14 класс) и «iWatch» (9 класс).
В любом случае, сведения об официально опубликованных регистрациях и заявках (к сожалению, ведомства далеко не всех стран предоставляют свободный доступ к такой информации), проанализированные нами, не позволили выявить ни зарегистрированных на сегодняшний день товарных знаков, ни заявок, поданных в какой-либо стране на имя Apple, Inc., помимо вышеуказанных национальных заявок на территории России и Ямайки.
Отдельно стоит отметить факт регистрации Европейского товарного знака № 7125347 «iWatch», правовая охрана которого распространяется на территорию 27 стран-членов Евросоюза, в отношении товаров 9 класса МКТУ на имя итальянской компании Probendi Inc (дата приоритета: 03.08.2008). Данная регистрация препятствует не только регистрации, но и использованию обозначения «iWatch» иными лицами в отношении однородных товаров на территории европейских государств.
В случаях, когда на территории какой-либо страны, где планируется продвижение определенных товаров или услуг, используемое производителем обозначение уже зарегистрировано на имя другого лица, как правило, доступны различные варианты преодоления таких препятствий, помимо приобретения исключительных прав у их владельца либо заключения с ним лицензионного договора. Однако содержание доступных процедур определяется нормами действующего национального законодательства.
Так, например, во многих странах существует возможность досрочного прекращения действия товарного знака вследствие его неиспользования в коммерческой деятельности (например, в отношении производимых товаров) в течение определенного периода времени (как правило, 3 или 5 лет после даты государственной регистрации). Таким образом лицо, зарегистрировавшее товарный знак, но не использующее его, можно лишить возможности необоснованно препятствовать предпринимателям, заинтересованным в использовании и правовой охране тождественных или сходных до степени смешения обозначений.
При этом оспорить более раннюю регистрацию товарного знака на имя другого лица, если оно недобросовестное, возможно лишь в том случае, если у заинтересованной стороны имеются доказательства введения им обозначения в коммерческий оборот и широкого и продолжительного использования им данного обозначения до даты приоритета оспариваемой регистрации.
Важно также и то, что регистрации и использованию обозначения в качестве товарного знака могут препятствовать ранее зарегистрированные и заявленные на регистрацию обозначения, не только тождественные, но и сходные с ним до степени смешения (для словесных обозначений, прежде всего, по фонетическому критерию).
На сегодняшний день пока сложно оценить шансы успешной регистрации товарного знака по заявке Apple, Inc. на территории России. Так, например, в 2011 году Роспатент отказал в регистрации товарного знака по международной заявке № 1004690 (на базе итальянской национальной заявки 2008 г.) на регистрацию товарного знака «iWatch» в отношении товаров 14 класса МКТУ на основании его сходства до степени смешения с ранее зарегистрированным товарным знаком «iswatch» (правообладатель — всемирно известный швейцарский производитель часов — компания SWATCH AG).
Кроме того, 27 ноября 2012 года (до даты приоритета заявки No. 2013718527) была принята к рассмотрению заявка на международную регистрацию товарного знака «i_watch» в отношении товаров 14 класса МКТУ на базе национальной регистрации товарного знака в Турции, которая также может препятствовать регистрации заявленного обозначения в отношении однородных товаров.
Автор: Анастасия Спильник, эксперт отдела товарных знаков компании PATENTUS
Нет комментариев