Андрей Ястребов →  О сроке исковой давности в договоре страхования

Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) в статье 966 предусмотрен сокращенный срок исковой давности по требованиям, возникающим из договора имущественного страхования, который составляет два года. В остальных видах страхового договора действует общий срок исковой давности, предусмотренный в статье 196 ГК РФ, равный трем годам.
В практике возникает вопрос, с какого момента исчислять срок исковой давности?
Начало исчисления срока исковой давности в настоящее время определяется в порядке статьи 200 ГК РФ.
В судах общей юрисдикции ранее существовали разные решения. Одни суды полагали, что срок нужно исчислять со дня, когда страховой случай наступил (например, определение Мосгорсуда от «22» ноября 2012 года N 4г/ 6-10600), другие — с момента, когда истек срок исполнения обязательства по страховой выплате (п.10 Бюллетеня судебной практики, изданного Свердловским областным судом за 2 квартал 2011 года, утвержденного Президиумом Свердловского областного суда, Постановление от «05» октября 2011 года).
Необходимо отметить, что в обоснование последней позиции приводится судами Определение от «09» ноября 2010 N 1469-О-О, вынесенное Конституционным Судом Российской Федерации (далее по тексту – КС РФ). В этом определении КС РФ вопрос о начале исчисления срока исковой давности относит на рассмотрение судов, разрешающих спор. Вместе с тем КС РФ в указанном выше определении фактически ориентирует правоприменителей (сторон договора, а в случае спора – суд) на оценку условий заключенного договора страхования или стандартных правил страхования соответствующего вида. В частности, суд в определении отметил, что момент возникновения права требования исполнения обязанности страховщиком и защиты своего права страхователем (выгодоприобретателем) при его нарушении определяется судом с помощью исследования возникшего правоотношения. При этом должен приниматься во внимание:
— установленный в договоре или правилах страхования порядок исполнения обязанностей участников страхового договора, в том числе срок уведомления страховщика о наступившем страховом случае,
— указанный перечень документов, которые должен представить страхователь страховщику,
— срок, в пределах которого страховщик обязан принять решение о выплате либо об отказе в выплате и произвести выплату.
Верховный Суд Российской Федерации (далее по тексту – ВС РФ) в своем недавнем Обзоре, посвященном отдельным вопросам судебной практики по добровольному страхованию имущества граждан, утвержденном Президиумом ВС РФ 30 января 2013г., опираясь на указанные выше выводы КС РФ, делает свой вывод, что правильнее срок исковой давности исчислять с момента, когда страховая компания отказала в выплате или выплатила его не в полном объеме.
Указанная выше позиция ВС РФ не совпадает с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее по тексту — ВАС РФ) по конкретным делам. ВАС РФ отказывает в передаче дел в Президиум для рассмотрения в надзорном порядке (например, определение от «04» октября 2012 г. N ВАС-12304/12, определение от «03» сентября 2012 г. N ВАС-10769/12).
В частности в своих определениях ВАС РФ, руководствуясь статьей 200 ГК РФ, указывает, что, так как правоотношения сторон основаны на страховом договоре, то в силу статьи 929 ГК РФ обязанность страховой организации возместить страхователю возникший ущерб и, соответственно, право требования последним страховой выплаты возникают при наступлении страхового случая. Порядок выплаты, по мнению ВАС РФ, не имеет значения при решении вопроса об исчислении срока исковой давности.
Таким образом, момент возникновения права страхователя (выгодоприобретателя) требовать исполнения обязательства, с которого должен исчисляться срок судебной защиты права в договоре имущественного страхования, в настоящее время понимается высшими судебными инстанциями различно.
В силу указанной выше позиции судов общей юрисдикции, страховое обязательство, как правило, позволяет определить день, когда страховщик должен выплатить страховое возмещение, что влечет применение абзаца 1 пункта 2 статьи 200 ГК РФ и исчисление срока с момента, когда страховщик должен исполнить обязательство по страховой выплате. Но требование к страховщику может быть предъявлено только при условии наступления страхового случая. Кроме того, при данной трактовке начала исчисления срока исковой давности может случиться, что страхователь знает о страховом случае, но не предъявляет требование страховщику, тем самым создает ситуацию, при которой срок исковой давности вообще не начинает течь.
На наш взгляд, позиция ВАС РФ является правильной. Требование страховщику может быть предъявлено только тогда, когда страховой случай наступил, который может так и не наступить, что позволяет считать обязательство страховщика по выплате не имеющим определенного срока исполнения, применить абзац 2 пункта 2 статьи 200 ГК РФ и исчислять срок исковой давности от времени наступления страхового случая. При данной трактовке может иметь место ситуация, когда страхователь не владеет информацией о страховом случае (например, в силу удаленности предмета страхования), что не отвечает интересам страхователя.
В этой связи Ю.Б. Фогельсон, считает, что исковую давность по обязательству страховщика нужно связывать не с момента, когда наступил страховой случай, а с того момента, когда страхователь либо выгодоприобретатель узнал о его наступлении (Страховое право: теоретические основы и практика применения. Монография Ю.Б. Фогельсон. 2012).
Федеральным законом от «07» мая 2013 года N 100-ФЗ, внесшим изменения в подразделы 4, 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей ГК РФ, абзац 2 пункта 2 статьи 200 ГК РФ претерпел изменения.
С «01» сентября 2013 года по обязательству, срок исполнения которого признается не определенным или определенным моментом востребования, срок судебной защиты права будет начинать течь со дня, когда кредитором предъявлено требование исполнить обязательство, а если должнику предоставлен срок для исполнения такого требования, исчисление срока должно будет начинаться по окончании срока, который предоставлен для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности, в любом случае, не может быть больше десяти лет, исчисляемого со дня возникновения обязательства.
Таким образом, полагаем, что в целях единообразия применения норм права вопрос о начале исчисления срока исковой давности в страховом обязательстве мог бы быть решен высшими судебными инстанциями путем внесения соответствующих дополнений в совместное постановление Пленумов ВС РФ от «12» ноября 2001 года N 15 и ВАС РФ «15» ноября 2001 года N 18 уже с учетом указанных выше изменений в статье 200 ГК РФ, вступающих в силу с «01» сентября 2013 года.

Автор: А.А. Ястребов

1 комментарий

Тигран Адамянц
Не могу согласиться с позицией отказного Определения ВАС РФ и автора.
Основной аргумент: Факт наступления страхового случая сам по себе не нарушает прав страхователя в его правоотношениях со страховщиком.

Дополнительные: Начала течения срока исковой давности с момента страхового случая, также означает, что страхователь и вовсе может подать в суд не обращаясь в страховщику.
Факт осведомленности страховщика о страховом случае, также не может использован как аргумент, так как оснований для страховой выплаты возникнут только после заявления Страхователя в установленном порядке.
Искусственно образованное препятствие для начала течения срока исковой давности, не существенное обстоятельство, которое противоречит интересам добросовестного и разумного страхователя.
Определение ВАС как обычно содержит не причину, а повод для отказа в передачи в Президиум.
К собственному удивлению позиция ВС РФ кажется обоснованной и разумной.
ВАС РФ -5 к карме, ВС РФ + 5 к карме))
0