Линия Права → Предоставление субсидий Субъектам РФ на модернизацию региональных систем дошкольного образования в 2013 году
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 № 459 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году» устанавливается порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования.
Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 № 459 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году»(далее — Постановление) принято во исполнение Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», которым предусматривается цель обеспечения полной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, за счет строительства новых зданий детских садов и развития вариативных форм дошкольного образования. Согласно пояснительной записке к проекту Постановления средства федерального бюджета планируется направить на финансирование создания 433 тыс. мест в дошкольных учреждениях, потребность в которых будет существовать к 2016 году. В дополнение к этому региональные «дорожные карты» предусматривают создание 1,188 млн. мест в дошкольных учреждениях.
Исходя из этого, предполагается, что субъекты, имеющие потребность в увеличении доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет к 2016 году, направляют в Министерство образования и науки России (далее – Минобрнауки России) заявки на предоставление субсидий для софинансирования создания недостающих объектов инфраструктуры. При этом форма осуществления инвестиций в объекты инфраструктуры не оговаривается.
Из указанного можно сделать вывод о возможности использования средств федерального бюджета для финансирования расходов субъекта РФ (муниципального образования) по строительству и реконструкции зданий образовательных организаций, произведенных в рамках ГЧП соглашений. Однако сроки предоставления субсидий ограничены только текущим финансовым годом (2013 год) и плановым периодом (2014 и 2015 гг.).
24 мая 2013 года были приняты поправки в ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период», в соответствии с которым Минобрнауки России были выделены бюджетные ассигнования на реализацию Постановления.
Порядок предоставление субсидий включает заключение соглашения между Минобрнауки России и высшим исполнительным органом власти субъекта РФ на финансирование расходных обязательств субъекта в рамках реализации комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования субъекта РФ (далее – «дорожная карта»), а также утверждение распределения субсидий Правительством РФ. «Дорожные карты» приняты большинством субъектов РФ, и некоторые из них предусматривают строительство объектов дошкольного образования на основе ГЧП.
Размер субсидий будет устанавливаться на основании заявки субъекта и формулы, приведенной в Постановлении. Формула включает в себя такие показатели, как общий объем средств федерального бюджета, направляемых на модернизацию системы дошкольного образования, численность детей в возрасте от 3 до 7 лет и уровень расчетной бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта.
Условия предоставления субсидий включают в себя следующие ключевые положения:
(а) наличие бюджетных ассигнований субъекта РФ на исполнение своих расходных обязательств;
(б) наличие «дорожной карты»;
(в) наличие планов по внедрению федеральных государственных стандартов дошкольного образования, предусматривающих опережающую подготовку педагогических кадров, а также повышение квалификации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций, и их реализация;
(г) выполнение мероприятий «дорожной карты» (достижение показателей, характеризующих развитие дошкольного образования).
В настоящее время для получения субсидии субъектом РФ соответствующая «дорожная карта» должна содержать план мероприятий по достижению к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, включающий в том числе:
(1) реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий дошкольных образовательных организаций;
(2) строительство зданий дошкольных образовательных организаций;
(3) поддержку развития негосударственного сектора дошкольного образования.
Отбор субъектов для предоставления субсидий будет осуществляться на основании наличия потребности в увеличении доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Если такая потребность существует и субъект отвечает указанным выше условиям, то с таким субъектом Минобнауки заключает соглашение о предоставлении субсидий, среди существенных условий которого Постановление выделяет следующие:
(а) о размере и сроках предоставления субсидий (а также условиях их предоставления и расходования);
(б) о значениях показателей результативности предоставления субсидий;
(в) сроки и порядок предоставления отчетности субъектом РФ (Постановление устанавливает в качестве отчетного периода 1 квартал) + информация о значениях показателей результативности (форма – Минобрнауки России);
(г) последствия недостижения показателей результативности;
(д) поэтапный план по введению дополнительных мест (в соответствии с «дорожной картой») с указанием стоимости каждого такого места (по мероприятиям, связанным с капитальными вложениями)
(и) иные условия. Перечисленные в Постановлении (см. п. 7 Постановления).
Уровень софинансирования региональных бюджетных обязательств устанавливается в процентном соотношении к размеру расходных обязательств субъекта РФ и составляет не менее 20 и не более 80 процентов таких обязательств. При этом уровень софинансирования федеральным бюджетом региональных обязательств находится в обратной зависимости с двойным коэффициентом от уровня бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта РФ.
Оценка эффективности осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и соблюдения условий ее предоставления осуществляется Минобрнауки России на основании сравнения планируемых и достигнутых значений следующих показателей результативности предоставления субсидии:
(а) количество мест для реализации программ дошкольного образования, созданных в ходе реализации «дорожной карты»;
(б) количество детей в возрасте от 3 до 7 лет в очереди на получение дошкольного образования;
(в) соотношение заработной платы педагогов дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования в соответствующем субъекте;
(г) повышение доли педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций прошедших в течение последних 3 лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку.
Следует отметить, что оценка результативности реализации «дорожных карт» в некоторых субъектах РФ производится по значительно меньшему количеству критериев. Так, в долгосрочной целевой программе «Развитие инфраструктуры сети дошкольных образовательных учреждений Астраханской области на 2012 — 2016 годы и на перспективу до 2028 года» установлены только два критерия: (1) количество созданных рабочих мест и (2) количество детей (от 1 до 7 лет) в очереди на получение дошкольного образования. То есть для привлечения софинансирования из федерального бюджета некоторым субъектам РФ будет необходимо внести корректировки в «дорожные программы» (аналогичное положение содержится в пп. в п. 4 Постановления).
Минобрнауки России может принять решение о сокращении размера субсидий при наступлении одного из следующих фактов:
(а) в отчетном году не достигнуты показатели результативности (установленные соглашением);
(б) невыполнения субъектом РФ расходного обязательства, на исполнение которого была предоставлена субсидия;
(в) отсутствия потребности в субсидии в утвержденном на соответствующий финансовый год размере.
Постановление носит максимально широкий характер, предоставляя субъектом РФ право самостоятельно определять способы и формы исполнения принятых на себя в рамках «дорожных карт» обязательств.
Документ вступает в силу по истечении 7 дней со дня официального опубликования (документ опубликован не был)
Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 № 459 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году»(далее — Постановление) принято во исполнение Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», которым предусматривается цель обеспечения полной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, за счет строительства новых зданий детских садов и развития вариативных форм дошкольного образования. Согласно пояснительной записке к проекту Постановления средства федерального бюджета планируется направить на финансирование создания 433 тыс. мест в дошкольных учреждениях, потребность в которых будет существовать к 2016 году. В дополнение к этому региональные «дорожные карты» предусматривают создание 1,188 млн. мест в дошкольных учреждениях.
Исходя из этого, предполагается, что субъекты, имеющие потребность в увеличении доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет к 2016 году, направляют в Министерство образования и науки России (далее – Минобрнауки России) заявки на предоставление субсидий для софинансирования создания недостающих объектов инфраструктуры. При этом форма осуществления инвестиций в объекты инфраструктуры не оговаривается.
Из указанного можно сделать вывод о возможности использования средств федерального бюджета для финансирования расходов субъекта РФ (муниципального образования) по строительству и реконструкции зданий образовательных организаций, произведенных в рамках ГЧП соглашений. Однако сроки предоставления субсидий ограничены только текущим финансовым годом (2013 год) и плановым периодом (2014 и 2015 гг.).
24 мая 2013 года были приняты поправки в ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период», в соответствии с которым Минобрнауки России были выделены бюджетные ассигнования на реализацию Постановления.
Порядок предоставление субсидий включает заключение соглашения между Минобрнауки России и высшим исполнительным органом власти субъекта РФ на финансирование расходных обязательств субъекта в рамках реализации комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования субъекта РФ (далее – «дорожная карта»), а также утверждение распределения субсидий Правительством РФ. «Дорожные карты» приняты большинством субъектов РФ, и некоторые из них предусматривают строительство объектов дошкольного образования на основе ГЧП.
Размер субсидий будет устанавливаться на основании заявки субъекта и формулы, приведенной в Постановлении. Формула включает в себя такие показатели, как общий объем средств федерального бюджета, направляемых на модернизацию системы дошкольного образования, численность детей в возрасте от 3 до 7 лет и уровень расчетной бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта.
Условия предоставления субсидий включают в себя следующие ключевые положения:
(а) наличие бюджетных ассигнований субъекта РФ на исполнение своих расходных обязательств;
(б) наличие «дорожной карты»;
(в) наличие планов по внедрению федеральных государственных стандартов дошкольного образования, предусматривающих опережающую подготовку педагогических кадров, а также повышение квалификации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций, и их реализация;
(г) выполнение мероприятий «дорожной карты» (достижение показателей, характеризующих развитие дошкольного образования).
В настоящее время для получения субсидии субъектом РФ соответствующая «дорожная карта» должна содержать план мероприятий по достижению к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, включающий в том числе:
(1) реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий дошкольных образовательных организаций;
(2) строительство зданий дошкольных образовательных организаций;
(3) поддержку развития негосударственного сектора дошкольного образования.
Отбор субъектов для предоставления субсидий будет осуществляться на основании наличия потребности в увеличении доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Если такая потребность существует и субъект отвечает указанным выше условиям, то с таким субъектом Минобнауки заключает соглашение о предоставлении субсидий, среди существенных условий которого Постановление выделяет следующие:
(а) о размере и сроках предоставления субсидий (а также условиях их предоставления и расходования);
(б) о значениях показателей результативности предоставления субсидий;
(в) сроки и порядок предоставления отчетности субъектом РФ (Постановление устанавливает в качестве отчетного периода 1 квартал) + информация о значениях показателей результативности (форма – Минобрнауки России);
(г) последствия недостижения показателей результативности;
(д) поэтапный план по введению дополнительных мест (в соответствии с «дорожной картой») с указанием стоимости каждого такого места (по мероприятиям, связанным с капитальными вложениями)
(и) иные условия. Перечисленные в Постановлении (см. п. 7 Постановления).
Уровень софинансирования региональных бюджетных обязательств устанавливается в процентном соотношении к размеру расходных обязательств субъекта РФ и составляет не менее 20 и не более 80 процентов таких обязательств. При этом уровень софинансирования федеральным бюджетом региональных обязательств находится в обратной зависимости с двойным коэффициентом от уровня бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта РФ.
Оценка эффективности осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и соблюдения условий ее предоставления осуществляется Минобрнауки России на основании сравнения планируемых и достигнутых значений следующих показателей результативности предоставления субсидии:
(а) количество мест для реализации программ дошкольного образования, созданных в ходе реализации «дорожной карты»;
(б) количество детей в возрасте от 3 до 7 лет в очереди на получение дошкольного образования;
(в) соотношение заработной платы педагогов дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования в соответствующем субъекте;
(г) повышение доли педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций прошедших в течение последних 3 лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку.
Следует отметить, что оценка результативности реализации «дорожных карт» в некоторых субъектах РФ производится по значительно меньшему количеству критериев. Так, в долгосрочной целевой программе «Развитие инфраструктуры сети дошкольных образовательных учреждений Астраханской области на 2012 — 2016 годы и на перспективу до 2028 года» установлены только два критерия: (1) количество созданных рабочих мест и (2) количество детей (от 1 до 7 лет) в очереди на получение дошкольного образования. То есть для привлечения софинансирования из федерального бюджета некоторым субъектам РФ будет необходимо внести корректировки в «дорожные программы» (аналогичное положение содержится в пп. в п. 4 Постановления).
Минобрнауки России может принять решение о сокращении размера субсидий при наступлении одного из следующих фактов:
(а) в отчетном году не достигнуты показатели результативности (установленные соглашением);
(б) невыполнения субъектом РФ расходного обязательства, на исполнение которого была предоставлена субсидия;
(в) отсутствия потребности в субсидии в утвержденном на соответствующий финансовый год размере.
Постановление носит максимально широкий характер, предоставляя субъектом РФ право самостоятельно определять способы и формы исполнения принятых на себя в рамках «дорожных карт» обязательств.
Документ вступает в силу по истечении 7 дней со дня официального опубликования (документ опубликован не был)
Нет комментариев