Саркис Дарбинян → Русский SOPA принят! Рунет ожидает новая волна массовых блокировок.
Дискуссия о принятии в России антипиратского закона, а-ля SOPA, разгорелась зимой 2013 г., когда впервые появилась информация о заключении двустороннего соглашения между США и Россией о противодействию пиратству в сети, и была опубликована первая версия законопроекта, подготовленного Минкультом. Уже на тот момент, имея негативный полугодовой опыт по блокировке сайтов, содержащих противоправный контент, у нас существовало обоснованное опасение, что закон может быть принят очень быстро в довольно жестких формулировках, без должного согласования с кем-либо из индустрии и надлежащего всестороннего анализа.
И вот свершился самый негативный сценарий: закон поспешно принят в 1,2 и 3 чтении без какого-либо согласования с общественностью, правозащитниками и он-лайн бизнесом, и начнет действовать с 01 августа 2013 г. Начинается новая эпоха российского интернета. К сожалению — эпоха упадка и массовых блокировок.
Кроме того, 24 мая 2013 г. президент Путина на встрече в Сочи по развитию отечественного кинематографа, после долгого выступления министра культуры Мединского о разваливающейся индустрии развлечений и жалующихся на бедность от пиратства режиссеров, пообещал киношникам, что закон будет принят в самое ближайшее время. Тем самым Президент, подтвердив готовность поддержки российского кино путем правовой защиты их прав в сети Интернет, дал зеленый свет законопроекту.
И не успели крупнейшие участники Интернет отрасли и представители общественности обсудить предлагаемый к принятию законопроект, как 06 июня 2013 г. он уже был внесен в Госдуму в новом виде по инициативе депутатов Бортко (КПРФ), Драпеко (Справедливая Россия), Максаковой-Игенбергс (Единая Россия), Кожевниковой (Единая Россия) и др. Хочется напомнить, что депутаты, внесшие законопроект на рассмотрение, являются деятелями индустрии развлечений (кино, музыки и телевидения), а потому, лоббируя интересы отрасли, явно лично заинтересованы в принятии подобного закона.
Кто стоит за этим законом – довольно очевидно. С Голливудских холмов давно предпринимаются различные усилия для изменения внутренней политики государств в области охраны авторских прав, однако такое заигрывание со стороны российских властей с агрессивной американской экономикой, которая зарабатывает миллиарды долларов на продаже копирайта и патентов, в ущерб развитию только набирающей обороты отечественной интернет отрасли, которая уже дает около 4% ВВП, не вполне понятна. Конечно, России уже повязала себя обязательствами по ВТО и ТРИПС, и, дабы выйти из списка «мирового авторского зла», который публикуется ежегодно Конгрессом в специальном докладе 301, должна показывать своим американским партнерам усиление охраны авторских прав. Кстати, в последнем докладе США начало петь дифирамбы России в связи с принятием первичных мер по усилению ответственности за интернет-пиратство.
Первое чтение по представленному проекту в Государственной Думе состоялось 14 июня 2013 г., в котором за законопроект проголосовало 257 человек, и только 3 — против. Лишь только несколько депутатов в лице Ильи Пономарева, Дмитрия Гудкова и Сергея Иванова высказались против принятия законопроекта с предложением вернуть законопроект на доработку, пригласить представителей отрасли и принять новый законопроект, в котором не будет присутствовать явный дисбаланс интересов с перевесом в строну американских мейджеров.
Однако, несмотря на повышенное внимание общества к законопроекту по причине того, что закон может внести тотальный коллапс в деятельность российского сегмента Интернета, депутаты выделили всего три дня на выработку предложений от отрасли. Все интернет-компании, осуществляющие он-лайн бизнес, блоггеры и общественные организации в один голос заявили о том, что закон плох, а его принятие может обернуться для всей индустрии непоправимыми последствиями.
Тем не менее, отрасль и общественные протесты были проигнорированы, а 21 июня 2013 г. было объявлено голосование по 2-му и 3-му чтению. И вуаля! Несмотря на изначально кажущееся отсутствие согласия между депутатами по законопроекту, большинством голосов было принято решение принять законопроект в представленном виде. За законопроект проголосовало 337 человек, против – 1 человек. Единственным проголосовавшим против стал Дмитрий Гудков, который постарался вникнуть в возможные последствия его принятия.
Уже стало известно, что законопроект одобрен правовым комитетом и комитетом по науке, образованию, культуре и информационной политике при Совете Федерации. Вместе с тем, по мнению Комитета по культуре, законопроект даже не требует обязательного рассмотрения в Совете Федерации, так как не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации, а если даже он будет заблокирован сенаторами, то по действующему законодательству закон будет считаться принятым, если при повторном голосовании за него проголосуют не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
А потому, сомневаться в том, что скоро он будет подписан Президентом и вступит в силу не приходится.
В своих предыдущих постах я неоднократно критиковал существование такого законопроекта и приводил аргументы в защиту того, что российское общество и пользователи сети не нуждаются в таком законе, а интересы американских правообладателей не должны ставиться в приоритет перед интересами российских граждан и отечественного он-лайн бизнеса. Борьба с пиратством в сети Интернет губительна и абсолютно неэффективна. Это подтверждается мировой практикой и статистикой, показывающей значительный рост доходов развлекательной индустрии за последние годы.
Сами отечественные кинодеятели, как нам известно, довольно сильно лукавят, говоря о том, что зарабатывать на кино становится невозможно. В основном все отечественное кино снимается за счет средств налогоплательщиков. Объем финансирования из федерального бюджета отечественной кинематографии сегодня превысил 6.6 миллиардов рублей. Кроме того, РСП и РАО сегодня также собирают с импортеров, производителей оборудования, кинотеатров, кафе и других объектов по всей территории РФ значительные денежные средства за сбор авторских отчислений. Казалось бы и авторы, и правообладатели уже получили свое, а граждане имеют возможность получить отечественные фильмы в общественное достояние, наслаждаться снятыми за счет бюджета кинолентами и осуществлять свободный некоммерческий обмен фильмами после их официальной кинопремьеры. Однако, правообладателям кажется этого мало. Жадность копирайта не знает границ. Государственная власть, вместо того, чтобы обуздать неуемные аппетиты индустрии кино и ТВ на распоряжение монопольными правами на фильмы, лишь расширяет возможность для злоупотреблений и преследования правообладателями сайтов и пользователей, нарушающих устаревшие в цифровую эпоху нормы об авторском праве.
Кроме губительных последствий для российского сегмента Интернета в связи с введением в действие нового закона, проблемы могут наступить и в других странах. Архитектура глобальной сети устроена таким образом, что Россия кроме самостоятельного потребления Интернет трафика осуществляет также и транзит трафика в другие страны, а лицензионные соглашения в развлекательной отрасли заключаются, как правило, на определенную в договоре территорию, срок и определенными способами. Таким образом, блокировка страниц и сайтов по требованию российских лицензиатов видеоконтента, обладающих правами на территории РФ, может быть осуществлена и на территории других стран, в которых правообладатель может и не иметь никаких прав. Такое положение дел может привести к коллапсу глобальной сети, когда множество интернет сайтов будут недоступны также и пользователям соседних государств.
P.S.: Детальный анализ законопроекта расшарен здесь
P.S.S: Как принимался закон в 1 чтении
Как принимался закон во 2-м и 3-м чтениях
И вот свершился самый негативный сценарий: закон поспешно принят в 1,2 и 3 чтении без какого-либо согласования с общественностью, правозащитниками и он-лайн бизнесом, и начнет действовать с 01 августа 2013 г. Начинается новая эпоха российского интернета. К сожалению — эпоха упадка и массовых блокировок.
Кроме того, 24 мая 2013 г. президент Путина на встрече в Сочи по развитию отечественного кинематографа, после долгого выступления министра культуры Мединского о разваливающейся индустрии развлечений и жалующихся на бедность от пиратства режиссеров, пообещал киношникам, что закон будет принят в самое ближайшее время. Тем самым Президент, подтвердив готовность поддержки российского кино путем правовой защиты их прав в сети Интернет, дал зеленый свет законопроекту.
И не успели крупнейшие участники Интернет отрасли и представители общественности обсудить предлагаемый к принятию законопроект, как 06 июня 2013 г. он уже был внесен в Госдуму в новом виде по инициативе депутатов Бортко (КПРФ), Драпеко (Справедливая Россия), Максаковой-Игенбергс (Единая Россия), Кожевниковой (Единая Россия) и др. Хочется напомнить, что депутаты, внесшие законопроект на рассмотрение, являются деятелями индустрии развлечений (кино, музыки и телевидения), а потому, лоббируя интересы отрасли, явно лично заинтересованы в принятии подобного закона.
Кто стоит за этим законом – довольно очевидно. С Голливудских холмов давно предпринимаются различные усилия для изменения внутренней политики государств в области охраны авторских прав, однако такое заигрывание со стороны российских властей с агрессивной американской экономикой, которая зарабатывает миллиарды долларов на продаже копирайта и патентов, в ущерб развитию только набирающей обороты отечественной интернет отрасли, которая уже дает около 4% ВВП, не вполне понятна. Конечно, России уже повязала себя обязательствами по ВТО и ТРИПС, и, дабы выйти из списка «мирового авторского зла», который публикуется ежегодно Конгрессом в специальном докладе 301, должна показывать своим американским партнерам усиление охраны авторских прав. Кстати, в последнем докладе США начало петь дифирамбы России в связи с принятием первичных мер по усилению ответственности за интернет-пиратство.
Первое чтение по представленному проекту в Государственной Думе состоялось 14 июня 2013 г., в котором за законопроект проголосовало 257 человек, и только 3 — против. Лишь только несколько депутатов в лице Ильи Пономарева, Дмитрия Гудкова и Сергея Иванова высказались против принятия законопроекта с предложением вернуть законопроект на доработку, пригласить представителей отрасли и принять новый законопроект, в котором не будет присутствовать явный дисбаланс интересов с перевесом в строну американских мейджеров.
Однако, несмотря на повышенное внимание общества к законопроекту по причине того, что закон может внести тотальный коллапс в деятельность российского сегмента Интернета, депутаты выделили всего три дня на выработку предложений от отрасли. Все интернет-компании, осуществляющие он-лайн бизнес, блоггеры и общественные организации в один голос заявили о том, что закон плох, а его принятие может обернуться для всей индустрии непоправимыми последствиями.
Тем не менее, отрасль и общественные протесты были проигнорированы, а 21 июня 2013 г. было объявлено голосование по 2-му и 3-му чтению. И вуаля! Несмотря на изначально кажущееся отсутствие согласия между депутатами по законопроекту, большинством голосов было принято решение принять законопроект в представленном виде. За законопроект проголосовало 337 человек, против – 1 человек. Единственным проголосовавшим против стал Дмитрий Гудков, который постарался вникнуть в возможные последствия его принятия.
Уже стало известно, что законопроект одобрен правовым комитетом и комитетом по науке, образованию, культуре и информационной политике при Совете Федерации. Вместе с тем, по мнению Комитета по культуре, законопроект даже не требует обязательного рассмотрения в Совете Федерации, так как не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации, а если даже он будет заблокирован сенаторами, то по действующему законодательству закон будет считаться принятым, если при повторном голосовании за него проголосуют не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
А потому, сомневаться в том, что скоро он будет подписан Президентом и вступит в силу не приходится.
В своих предыдущих постах я неоднократно критиковал существование такого законопроекта и приводил аргументы в защиту того, что российское общество и пользователи сети не нуждаются в таком законе, а интересы американских правообладателей не должны ставиться в приоритет перед интересами российских граждан и отечественного он-лайн бизнеса. Борьба с пиратством в сети Интернет губительна и абсолютно неэффективна. Это подтверждается мировой практикой и статистикой, показывающей значительный рост доходов развлекательной индустрии за последние годы.
Сами отечественные кинодеятели, как нам известно, довольно сильно лукавят, говоря о том, что зарабатывать на кино становится невозможно. В основном все отечественное кино снимается за счет средств налогоплательщиков. Объем финансирования из федерального бюджета отечественной кинематографии сегодня превысил 6.6 миллиардов рублей. Кроме того, РСП и РАО сегодня также собирают с импортеров, производителей оборудования, кинотеатров, кафе и других объектов по всей территории РФ значительные денежные средства за сбор авторских отчислений. Казалось бы и авторы, и правообладатели уже получили свое, а граждане имеют возможность получить отечественные фильмы в общественное достояние, наслаждаться снятыми за счет бюджета кинолентами и осуществлять свободный некоммерческий обмен фильмами после их официальной кинопремьеры. Однако, правообладателям кажется этого мало. Жадность копирайта не знает границ. Государственная власть, вместо того, чтобы обуздать неуемные аппетиты индустрии кино и ТВ на распоряжение монопольными правами на фильмы, лишь расширяет возможность для злоупотреблений и преследования правообладателями сайтов и пользователей, нарушающих устаревшие в цифровую эпоху нормы об авторском праве.
Кроме губительных последствий для российского сегмента Интернета в связи с введением в действие нового закона, проблемы могут наступить и в других странах. Архитектура глобальной сети устроена таким образом, что Россия кроме самостоятельного потребления Интернет трафика осуществляет также и транзит трафика в другие страны, а лицензионные соглашения в развлекательной отрасли заключаются, как правило, на определенную в договоре территорию, срок и определенными способами. Таким образом, блокировка страниц и сайтов по требованию российских лицензиатов видеоконтента, обладающих правами на территории РФ, может быть осуществлена и на территории других стран, в которых правообладатель может и не иметь никаких прав. Такое положение дел может привести к коллапсу глобальной сети, когда множество интернет сайтов будут недоступны также и пользователям соседних государств.
P.S.: Детальный анализ законопроекта расшарен здесь
P.S.S: Как принимался закон в 1 чтении
Как принимался закон во 2-м и 3-м чтениях
Нет комментариев