Администратор блогов →  Помощь Баумгертнеру возможна - нужен договор

После задержания в Белоруссии главы «Уралкалия» Владислава Баумгертнера стали появляться сообщения, что к оказанию ему юридической помощи российских адвокатов не допускают. «Вчера же в Минск прибыл адвокат «Уралкалия», который будет консультировать своего белорусского коллегу по линии защиты Баумгертнера (по местному законодательству, представлять интересы клиента может лишь адвокат, имеющий разрешение на работу в Белоруссии)».

Белоруссия известна стремлением не допускать к оказанию юридических услуг на своей территории российских адвокатов: над ними осуществлять такой же контроль, как над их белорусскими коллегами, невозможно.

В связи с этим я подумал, почему бы не попытаться обеспечить непосредственное участие в этом деле российских адвокатов через механизмы либерализации международной торговли услугами, которые активно развиваются в Таможенном союзе, членами которого являются и Россия, и Белоруссия?

Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» от 30.12.2011 г. № 334-З предусматривает в ст. 3, что его действие не распространяется на юридическую помощь, оказываемую в рамках своей деятельности «органами и лицами, осуществляющими представительство в случаях, установленных законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь».

Следовательно, этот закон допускает возможность оказания юридической помощи в виде процессуального представительства не только белорусских адвокатов, но и других лиц (включая, иностранных, т.е. российских адвокатов), когда это основано на положении международного договора Белоруссии.

Россия и Белоруссия участвуют в Соглашении о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства, заключенного в Москве 09.12.2010 г. и вступившем в силу с 01.01.2012 г. («Соглашение о торговле услугами»). Договор вступил в силу по решениею Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 г. № 9.

Согласно п. 2 ст. 3 этого Соглашения, «Каждая Сторона предоставляет при аналогичных обстоятельствах лицам любой другой Стороны в отношении учреждения и (или) деятельности на своей территории режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый лицам государств, не являющихся участниками настоящего Соглашения».

Аналогичное по смыслу правило содержится в п. 2 ст. 9 Соглашения: «Каждая Сторона предоставляет при аналогичных обстоятельствах услугам и поставщикам услуг любой другой Стороны в отношении торговли услугами режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным услугам и поставщикам услуг государств, не являющихся участниками настоящего Соглашения, за исключением случаев, предусмотренных индивидуальным национальным перечнем для каждой из Сторон в Приложении II к настоящему Соглашению». Деятельность адвокатов к таким исключениям, предусмотренным Приложением II, не отнесена.

Между тем, Белоруссия предоставляет благоприятный режим для оказания правовой помощи адвокатам некоторых государств, не являющихся участниками Соглашения о торговле услугами.
Так, согласно п. 3 Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях (вступил в силу 11.07.1993 г.), «При осуществлении правовой защиты граждане одной Договаривающейся Стороны имеют право свободно и беспрепятственно пользоваться на территории другой Договаривающейся Стороны как услугами адвокатов своего государства, так и услугами адвокатов другой Договаривающейся Стороны. Адвокаты одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны такими же правами, как и адвокаты этой Договаривающейся Стороны, и имеют право беспрепятственно оказывать правовую помощь гражданам другой Договаривающейся Стороны».
В силу действия принципа наибольшего благоприятствования, закрепленного в приведенных выше положениях Соглашения о торговле услугами, можно утверждать, что такой же режим должен распространяться на российских адвокатов на территории Белоруссии.

Следовательно, адвокаты РФ имеют право и должны быть допущены к оказанию услуг на территории Белоруссии.

Правда, тут возникает два момента. Во-первых, предложенную логику можно пытаться нейтрализовать ссылкой на то, что такой режим должен распространяться на российских адвокатов на территории Белоруссии, только если какое-то право будет предоставлено лицу из третьей страны после вступления в силу Соглашения о торговле услугами, тогда как право литовских адвокатов возникло ранее. Однако из общих формулировок Соглашения о торговле услугами этот контраргумент не так уж и следует.

Во-вторых, можно пытаться утверждать, что коль скоро в договоре с Литвой речь идет об оказании услуг белорусским и литовским гражданам, то и российские адвокаты должны иметь право оказывать услуги только таким же лицам. Подобную логику следует, очевидно, парировать ссылками на Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан (Москва, 25 декабря 1998 г.).

Кстати, Соглашение о торговле услугами также устанавливает для поставщиков услуг, в том числе адвокатов, национальный режим. То есть по общему правилу российские адвокаты по своим правам на территории Белоруссии приравниваются к белорусским. Однако Белоруссия все же сделала важную оговорку в соглашении: «Правовая помощь разрешена только по международному частному праву, международному публичному праву и праву государства, в юрисдикции которого персонал поставщика услуг получил квалификацию». Поскольку в данном случае правовая помощь может потребоваться по местному уголовному праву, а российские адвокаты могут и не иметь белорусского диплома о юридическом образовании, данная оговорка может препятствовать им оказывать услуги в Белоруссии по таким вопросам.

Однако на принцип наибольшего благоприятствования это все никак не влияет.
Можно вспомнить и о том, что согласно ст. 62 Конституции Республики Беларусь «Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается». Эти правила не исключают оказания юридической помощи иностранными адвокатами и даже запрещают противодействие оказанию такой помощи, в том числе на основании Соглашения о торговле услугами.

Так что механизмы либерализации международной торговли услугами можно пытаться задействовать и в областях, на первый взгляд, с такой торговлей не связанных.
Кстати, недавно адвокат из Санкт-Петербурга Сергей Голубок добился права представлять интересы белорусского клиента в белорусском суде. При этом он ссылки на Соглашение о торговле услугами, насколько мне известно, использовал.

Интересно отметить, что в ходе переговоров внутри Таможенного союза Белоруссия в последнее время стала занимать позицию, направленную на делиберализацию торговли юридическими услугами. Она вполне всерьез требует изменить уже заключенные международные договоры, внеся туда ограничительные условия, которые она сама же сначала ввела в свое внутреннее законодательство, в том числе об адвокатуре. То есть не национальное законодательство должно меняться под воздействием международного договора, а наоборот! Само собой, логике развития Таможенного союза это не отвечает.

Автор — Александр Муранов, к.ю.н., доцент МГИМО (У) МИД РФ, управляющий партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры»

1 комментарий

Aleh Fiadotau
Только не Белоруссия, а Беларусь.
Если России так уж важен Баумгартнер, то давно уже могла (ВАС тот же) сделать запрос в Суд Евразэс, чтобы истолковали Соглашение о торговле услугами и инвестициях 2010 г., касательно возможностей российских адвокатов в Беларуси. Если, конечно, российская адвокатская контора признаётся хозяйствующим субъектом

А российский адвокат тем временем мог бы подать жалобу на действия органа уголовного преследования, которые ущемляют его права (производство из административно-правовых отношений). Да и Баумгартнер через местного адвоката мог бы то же самое сделать. Все-таки право на защитника по собственному выбору еще никто не отменял.
0