Антон Михайлов → Введение в основы уголовного процесса Англии (продолжение)
В этой заметке я представлю краткую характеристику органов, осуществляющих производство по уголовным делам.
Формально юридически, согласно основным постулатам английского состязательного процесса, считается, что любое частное лицо может начать уголовное преследование. Тем не менее, на практике предпринимаемое частными лицами уголовное преследование встречается крайне редко — обычно это случается по делам незначительной общественной значимости или в тех случаях, когда соответствующие государственные органы исполняют свои профессиональные обязанности по уголовному преследованию правонарушителей ненадлежащим образом.
В Англии по многим категориям преступных деяний уголовное преследование осуществляется специальными должностными лицами и лишь с их согласия — к таким должностным лицам относятся Генерал-Атторней, Генерал-Солиситор, Директор Публичных преследований. К таким категориям преступлений относятся, в частности, следующие: дела о противоправном рекламировании не лицензированных медицинских средств, дела о публикации материалов, растлевающих детей и молодых людей, дела о действиях, угрожающих безопасности аэродромов, дела о применении пыток, дела о публикации сведений, которые могут способствовать установлению личности потерпевшей от сексуальных преступлений, дела о пособничестве лицам, находящимся за пределами Англии, в применении атомного, биологического и химического оружия, а равно как и дела по обвинению в совершении подстрекательства к данным категориям преступлений.
Ведущее место среди органов, осуществляющих сбор обвинительных доказательств, компоновку обвинительного досье и поддерживающих обвинение в суде, являются полиция и Королевская служба преследования.
Полиция. Общепризнанно, что полиция начинает формироваться в Англии в 1663 году, а к XIX веке уже превращается в официальную организацию. В составе современной полиции в Англии около 130 тыс полицейских, выполняющие свои служебные обязанности в составе 43 региональных полицейских служб, возглавляемых старшими констеблями. Общее руководство полицейскими службами в Англии возложено на Министра внутренних дел. Основное ядро полиции составляют констебли, которые осуществляют оперативно-розыскные действия по выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию преступлений всех категорий (наряду с полицией в Англии опреативно-розыскные функции по определенным категориям дел возложены на такие органы как Налоговая Служба, Инспекция здравоохранения и санитарной безопасности, Департамент социального обеспечения, Таможенная служба, Инспекция по вопросам заработной платы и др.).
Полицейские в Англии принимают достаточно важные решения, непосредственно связанные с предметом уголовно-процессуального права, такие, например, как решение о прекращении производства каких-либо действий, связанных с собиранием обвинительных доказательств по конкретному делу.
Королевская служба преследования. Crown Prosecution Service — это система государственных органов исполнительной власти, созданная на основании Закона о преследовании правонарушений (1985), осуществляющая уголовное преследование лиц, совершивших преступления, а также поддержание обвинения со стороны государства по серьезным уголовным делам в суде Короны, возглавляемая Директором публичных преследователей. На современном этапе Служба представляет собой систему специализированных государственных органов исполнительной власти; ее низовые звенья или местные подразделения расположены в 93 населенных пунктах и возглавляются местными королевскими преследователями, на которых, наряду с рядовыми должностными лицами этих подразделений, возложена работа по организации и осуществлению уголовного преследования в судах.
Для выполнения основной своей функции — преследования лиц, совершивших преступления на территории Англии и Уэльса, подразделения и должностные лица Королевской службы Законом 1985г. наделены рядом полномочий, в частности:
1) дача рекомендаций полиции в связи с возможным началом производства по конкретным уголовным делам;
2) проверка начатых полицией уголовных дел с целью обеспечения того, чтобы «надлежащие обвиняемые преследовались по надлежащим обвинениям»;
3) подготовка материалов для суда;
4) осуществление уголовного преследования в судах и инструктирование адвокатов обвинения, выступающих в качестве преследователей в суде Короны или вышестоящих судебных инстанциях;
5) взаимодействие с другими правоохранительными органами « с целью повышения эффективности и результативности системы уголовной юстиции». Среди таких органов следует назвать полицию, службу пробации, адвокатуру.
Генеральный атторней — главный юридический советник Правительства и Королевы, являющийся одновременно членом Парламента и членом Правительства. Генеральный Атторней осуществляет общее руководство Королевской службой преследования — он назначает на должность Директора публичных преследований, контролирует его деятельность, утверждает нормативные акты по вопросам деятельности королевских преследователей, осуществляет контроль за принятием решений о целесообразности уголовного преследования конкретных лиц, обвиняемых в преступлениях, в отношении которых в законах имеются соответствующие оговорки, а также Генерал-Атторней лично поддерживает обвинение в судах по делам о совершении преступлений, преследующих цель нанесения вреда правомерным интересам Королевы, Правительства и его членов.
Коронеры. В Англии данная категория должностных лиц появилась уже в XII веке. В то время они избирались населением графств и на них возлагались обязанности по охране интересов Короны (отсюда их название — коронеры). В настоящее время коронеры — независимые должностные лица судебного ведомства, назначаемые на должность местными органами власти из числа лиц, имеющих пятилетний опыт работы, отвечающих требованиям, которые предъявляются к кандидатам на судейские должности, либо из числа практикующих медиков, получивших юридическую подготовку. Оплата труда коронеров осуществляется из местного бюджета в размере, определяемом договором. Предельный возраст нахождения коронера в должности составляет 70 лет. При осуществлении своих полномочий коронеры руководствуются законами и другими подзаконными нормативными актами, и действуют от имени Короны.
Основная функция коронера заключается в проверке обстоятельств, при которых наступила смерть лица, чье тело обнаружено на территории коронерского участка «при наличии разумных оснований считать, что смерть была насильственной, неестественной или наступила по неизвестной причине, независимо от места наступления смерти или возникновения ее причины». В случае необходимости по его указанию производится патологоанатомическое вскрытие трупа, дает разрешение на захоронение или кремацию трупа либо его вызов за пределы Англии, а также на эксгумацию, когда в ней есть необходимость.
Если в ходе проверки обнаруживаются обстоятельства, свидетельствующие о криминальном происхождении наступившей смерти, коронер вступает в контакт с руководством местной полиции и по согласованию с ним определяет, какие действия по раскрытию возможного преступления должны произвести полицейские. Все собранные полицией материалы должны быть представлены коронеру. Коронер в соответствии с законодательством Англии обладает широкими полномочиями по истребованию от организаций и частных лиц информации, необходимой для принятия решения о причине смерти лица.
Материалы, собранные коронером исследуются с участием патологоанатома, производившего вскрытие, в открытом заседании по правилам, которыми руководствуются судьи в ходе предварительной проверки данных, собранных по уголовному делу полицией. Такое заседание по решению коронера может быть проведено с вызовом необходимых свидетелей и участием присяжных (в количестве от 6 до 20 человек). Присутствие присяжных считается гарантией объективности выводов коронера о причинах смерти, а их вердикт — доказательством только факта смерти.
По итогам коронерского разбирательства выносится решение, в котором формулируется вывод о причинах смерти. Данный документ передается королевскому преследователю, который решает, как действовать дальше — направлять материалы в суд, поручить полиции выполнение каких-либо дополнительных действий или прекратить производство по делу.
Формально юридически, согласно основным постулатам английского состязательного процесса, считается, что любое частное лицо может начать уголовное преследование. Тем не менее, на практике предпринимаемое частными лицами уголовное преследование встречается крайне редко — обычно это случается по делам незначительной общественной значимости или в тех случаях, когда соответствующие государственные органы исполняют свои профессиональные обязанности по уголовному преследованию правонарушителей ненадлежащим образом.
В Англии по многим категориям преступных деяний уголовное преследование осуществляется специальными должностными лицами и лишь с их согласия — к таким должностным лицам относятся Генерал-Атторней, Генерал-Солиситор, Директор Публичных преследований. К таким категориям преступлений относятся, в частности, следующие: дела о противоправном рекламировании не лицензированных медицинских средств, дела о публикации материалов, растлевающих детей и молодых людей, дела о действиях, угрожающих безопасности аэродромов, дела о применении пыток, дела о публикации сведений, которые могут способствовать установлению личности потерпевшей от сексуальных преступлений, дела о пособничестве лицам, находящимся за пределами Англии, в применении атомного, биологического и химического оружия, а равно как и дела по обвинению в совершении подстрекательства к данным категориям преступлений.
Ведущее место среди органов, осуществляющих сбор обвинительных доказательств, компоновку обвинительного досье и поддерживающих обвинение в суде, являются полиция и Королевская служба преследования.
Полиция. Общепризнанно, что полиция начинает формироваться в Англии в 1663 году, а к XIX веке уже превращается в официальную организацию. В составе современной полиции в Англии около 130 тыс полицейских, выполняющие свои служебные обязанности в составе 43 региональных полицейских служб, возглавляемых старшими констеблями. Общее руководство полицейскими службами в Англии возложено на Министра внутренних дел. Основное ядро полиции составляют констебли, которые осуществляют оперативно-розыскные действия по выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию преступлений всех категорий (наряду с полицией в Англии опреативно-розыскные функции по определенным категориям дел возложены на такие органы как Налоговая Служба, Инспекция здравоохранения и санитарной безопасности, Департамент социального обеспечения, Таможенная служба, Инспекция по вопросам заработной платы и др.).
Полицейские в Англии принимают достаточно важные решения, непосредственно связанные с предметом уголовно-процессуального права, такие, например, как решение о прекращении производства каких-либо действий, связанных с собиранием обвинительных доказательств по конкретному делу.
Королевская служба преследования. Crown Prosecution Service — это система государственных органов исполнительной власти, созданная на основании Закона о преследовании правонарушений (1985), осуществляющая уголовное преследование лиц, совершивших преступления, а также поддержание обвинения со стороны государства по серьезным уголовным делам в суде Короны, возглавляемая Директором публичных преследователей. На современном этапе Служба представляет собой систему специализированных государственных органов исполнительной власти; ее низовые звенья или местные подразделения расположены в 93 населенных пунктах и возглавляются местными королевскими преследователями, на которых, наряду с рядовыми должностными лицами этих подразделений, возложена работа по организации и осуществлению уголовного преследования в судах.
Для выполнения основной своей функции — преследования лиц, совершивших преступления на территории Англии и Уэльса, подразделения и должностные лица Королевской службы Законом 1985г. наделены рядом полномочий, в частности:
1) дача рекомендаций полиции в связи с возможным началом производства по конкретным уголовным делам;
2) проверка начатых полицией уголовных дел с целью обеспечения того, чтобы «надлежащие обвиняемые преследовались по надлежащим обвинениям»;
3) подготовка материалов для суда;
4) осуществление уголовного преследования в судах и инструктирование адвокатов обвинения, выступающих в качестве преследователей в суде Короны или вышестоящих судебных инстанциях;
5) взаимодействие с другими правоохранительными органами « с целью повышения эффективности и результативности системы уголовной юстиции». Среди таких органов следует назвать полицию, службу пробации, адвокатуру.
Генеральный атторней — главный юридический советник Правительства и Королевы, являющийся одновременно членом Парламента и членом Правительства. Генеральный Атторней осуществляет общее руководство Королевской службой преследования — он назначает на должность Директора публичных преследований, контролирует его деятельность, утверждает нормативные акты по вопросам деятельности королевских преследователей, осуществляет контроль за принятием решений о целесообразности уголовного преследования конкретных лиц, обвиняемых в преступлениях, в отношении которых в законах имеются соответствующие оговорки, а также Генерал-Атторней лично поддерживает обвинение в судах по делам о совершении преступлений, преследующих цель нанесения вреда правомерным интересам Королевы, Правительства и его членов.
Коронеры. В Англии данная категория должностных лиц появилась уже в XII веке. В то время они избирались населением графств и на них возлагались обязанности по охране интересов Короны (отсюда их название — коронеры). В настоящее время коронеры — независимые должностные лица судебного ведомства, назначаемые на должность местными органами власти из числа лиц, имеющих пятилетний опыт работы, отвечающих требованиям, которые предъявляются к кандидатам на судейские должности, либо из числа практикующих медиков, получивших юридическую подготовку. Оплата труда коронеров осуществляется из местного бюджета в размере, определяемом договором. Предельный возраст нахождения коронера в должности составляет 70 лет. При осуществлении своих полномочий коронеры руководствуются законами и другими подзаконными нормативными актами, и действуют от имени Короны.
Основная функция коронера заключается в проверке обстоятельств, при которых наступила смерть лица, чье тело обнаружено на территории коронерского участка «при наличии разумных оснований считать, что смерть была насильственной, неестественной или наступила по неизвестной причине, независимо от места наступления смерти или возникновения ее причины». В случае необходимости по его указанию производится патологоанатомическое вскрытие трупа, дает разрешение на захоронение или кремацию трупа либо его вызов за пределы Англии, а также на эксгумацию, когда в ней есть необходимость.
Если в ходе проверки обнаруживаются обстоятельства, свидетельствующие о криминальном происхождении наступившей смерти, коронер вступает в контакт с руководством местной полиции и по согласованию с ним определяет, какие действия по раскрытию возможного преступления должны произвести полицейские. Все собранные полицией материалы должны быть представлены коронеру. Коронер в соответствии с законодательством Англии обладает широкими полномочиями по истребованию от организаций и частных лиц информации, необходимой для принятия решения о причине смерти лица.
Материалы, собранные коронером исследуются с участием патологоанатома, производившего вскрытие, в открытом заседании по правилам, которыми руководствуются судьи в ходе предварительной проверки данных, собранных по уголовному делу полицией. Такое заседание по решению коронера может быть проведено с вызовом необходимых свидетелей и участием присяжных (в количестве от 6 до 20 человек). Присутствие присяжных считается гарантией объективности выводов коронера о причинах смерти, а их вердикт — доказательством только факта смерти.
По итогам коронерского разбирательства выносится решение, в котором формулируется вывод о причинах смерти. Данный документ передается королевскому преследователю, который решает, как действовать дальше — направлять материалы в суд, поручить полиции выполнение каких-либо дополнительных действий или прекратить производство по делу.
Что касается полиции как «структуры» обеспечивающей «правопорядок», то таковой мы узнали ее сравнительно недавно, на стыке XIX-XX вв. На мой взгляд, изначально, полиция, а точнее ее исторический прообраз, возникла еще в античную эпоху и даже само название произошло от «Polis», (город, т.е. городовые или как сегодня «policeman») и ранее «Civitas» (в соответствии с более поздней, уже переработанной политической теорией Цицерона).
С тех пор и до конца XIX в., ознаменовавшегося началом расцвета агрессивного социализма, полиция в Европе и Северной Америке была негосударственным, а частным, рыночным институтом, задачами которой были исключительно обеспечение безопасности личности и собственности гражданина от насильственных посягательств (т.е. защита жизни, свободы и собственности). В отличие от такого искусственного образования как «милиция» — порождения тотального государства — охранявшего порядок навязанный социалистическим режимом государств эпохи злонамеренного низложения классического либерализма (кон. XIX нач. XX), породившего первую волну глобализации (а 2-я началась лишь сегодня).
Как видно, с моей точки зрения, полиция в наши дни и полиция прежних времен, наделялись далеко неодинаковыми функциями, нынешняя «полиция» по сути была превращена в милицию, но с умышленным сохранением названия. Занимательно в этой связи, что в России до недавнего времени милицию называли собственным, правильным именем. :)
Было бы интересно почитать, если бы кто-нибудь нарыл качественный материал по истории полиции или еще лучше сравнительное исследование, желательно переводы западных авторов.