Евгений Киминчижи → Защита приобретателей транспортных средств с перебитой маркировкой или поддельным техническим паспортом
Никто не может быть застрахован против неприятных неожиданностей, подстерегающих нас едва ли ни на каждом углу. Так и наш герой, приобрел свой автомобиль у продавца, который сам является собственником уже более пяти лет. Однако внешнее спокойствие легко обернулось хлопотами, натыкающимися на несовершенство, а порой и неразумность наших законов.
При обращении в регистрационное подразделение территориального управления внутренних дел, обнаружилось, что автомобиль, приобретенный нашим героем, имеет следы изменения маркировки кузова, что явилось основанием для отказа в совершении регистрационных действий. Автомобиль был изъят у приобретателя для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, впрочем таковое в отношении него не было решено положительно.
Возникла, казалось бы, патологическая ситуация – имеется собственник, чье право собственности не оспаривает никто. Однако осуществить регистрацию автомобиля он не может.
Следует отметить, что регистрация автомобилей не является правопорождающим фактом, как это имеет место при регистрации недвижимости. Вместе с тем закон определяет, что регистрация автомобилей является условием допуска их к эксплуатации, устанавливая также запрет на регистрацию автомобилей с измененной искусственным образом маркировкой.
До недавнего времени, решить проблему едва ли можно было законным способом, если только не имелось объективных доказательств, основанных на заключениях эксперта, о естественном (как правило, в результате коррозии) изменении маркировочных сведений. Если же речь заходит о подделке документов на автомобиль, то ситуация в принципе представляется тупиковой.
Сегодня, хотя и с определенными сложностями, проблема решается. Однако для этого необходимо соблюдение ряда условий. Попробуем в них разобраться.
Для приобретателей автомобилей, ставших заложниками нормативных предписаний, панацеей может явиться Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2011 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в связи с жалобой гражданки Ш.», а также Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 7-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина К.».
В п. 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 5-П. содержится важное разъяснение, что осуществляя регулирование права собственности и связанных с ним отношений по владению, пользованию и распоряжению имуществом, федеральный законодатель должен действовать в рамках предоставленных ему Конституцией Российской Федерации дискреционных полномочий и руководствоваться требованиями ее ч. 3 ст. 55, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; при этом исходя из фундаментальных принципов верховенства права и юридического равенства, вмешательство государства в отношение собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем, чтобы обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению; ограничения права собственности в силу ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 8, 17 (ч. 3), 19 (части 1 и 2), 34 и 35 могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают существо данного конституционного права. Отнесение к источникам повышенной безопасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию в частности; именно поэтому пункт 3 ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения», связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности движения, что не может рассматриваться, как нарушение конституционных прав и свобод граждан. Вместе с тем названное положение пункта 3 ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения» по существу предусматривает ограничение правомочий собственника транспортного средства и как таковое является аналогичным тем законоположениям, применительно к которым Конституционный суд РФ сформулировал приведенные правовые позиции, признав недопустимым нарушение баланса конституционно защищаемых ценностей и возложение на собственника чрезмерных обременении.
В силу п. 4 того же Постановления Конституционного суда РФ, согласно действующему правовому регулированию паспорт транспортного средства предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию; его наличие является обязательным для регистрации транспортных средств. Выявление нарушений в оформлении паспорта транспортного средства не может являться безусловным основанием для лишения собственника правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предписанием. Следовательно, сам по себе факт подделки паспорта транспортного средства, будучи основанием для отказа в регистрации транспортного средства либо ее аннулированием в соответствии с пунктами 3 и 51 Правил регистрации автомототранспортных средств не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства ? при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения.
Исходя из п. 5 того же Постановления Конституционного суда РФ пункт 3 ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения» не предполагает отказ в защите прав собственника транспортного средства при рассмотрении по его требованию судом дела о восстановлении регистрационного учета (предполагает и постановку на учет) транспортного средства приобретенного на законном основании, исходя из одного лишь факта подделки иным, помимо собственника лицом паспорта транспортного средства, без исследования всех обстоятельств, подтверждающих соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.
Все, казалось бы, просто и совершенно понятно. Однако для применения выявленной правовой позиции, суду необходимо представить доказательства соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Этот вопрос, как требующий специальных познаний, разрешается экспертным путем.
Ожидать, что в судебных заседаниях ответчик исковые требования признает, ? вряд ли возможно. Как правило, представители управлений внутренних дел, а также сотрудники регистрационных подразделений, приводят следующие возражения. Закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 года «О полиции» к обязанностям полиции относит осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения (п.19 ст. 12). Статьей 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлен запрет на эксплуатацию транспортных средств, при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень таких неисправностей и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Постановлением Правительства Российской Федерации. Согласно пункту 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров ? Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года за № 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов иди регистрационные знаки. По смыслу указанных норм и Постановления Совета Министров ? Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств», Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России № 399, ГТК России № 388, Госстандарта России № 915 от 30 июня 1997 года, Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», документом, удостоверяющим соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, является паспорт транспортного средства. Наличие паспорта транспортного средства является обязательным условием для регистрации транспортного средства и допуска его к участию в дорожном движении. Следовательно, регистрация транспортного средства при отсутствии ПТС (наличие в ПТС данных, не соответствующих данным конкретного транспортного средства), и (или) с измененными номерными агрегатами, недопустима. Это подтверждается также положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который, определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил обязательную регистрацию транспортных средств. В силу п. 3 ст. 15 названного федерального закона допуск транспортных средств для участия в дорожном движении осуществляется посредством их регистрации и выдачи соответствующего документа. Регистрация транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения (паспорта транспортного средства), запрещается.
Однако ранее мы видели, что положения ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» были предметом конституционного надзора. А стало быть, эти положения применяются с учетом конституционно-правового смысла, выявленного в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2011 г. № 5-П. Отсюда следует, что отныне позиция регистрирующего органа является уязвимой.
Следует отметить, что согласно п. 17 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных приказом МВД России от 27 января 2003 года № 59, при обнаружении признаков сокрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах, организациями изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки предоставленных документов, регистрационные действия не производятся. В соответствии с п. 55 указанных Правил не производится регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел. В связи с этим. судебной практике известны случаи возложения обязанности произвести регистрацию автомобиля до решения вопроса об его угоне, о чем делаются специальные отметки в паспорте трарнспортного средства.
Положение о невозможности допуска транспортных средств с перебитыми номерными агрегатами и (или) поддельными документами на них, нашло прямое закрепление в решении Верховного Суда РФ от 24 сентября 2004 года № ГКПИ04-1204, в Обобщении судебной практики рассмотрения судами гражданских дел, возникающих из публичных правоотношений, Справке о практике рассмотрения административных материалов об отказе в регистрации автотранспортных средств с фальсифицированными регистрационными данными за 2002 и 2004 года, из которых также следует, что понятие владения, пользования распоряжения и допуска к эксплуатации транспортного средства являются различными категориями. Запрещение эксплуатации автотранспорта с измененными номерными агрегатами и (или) с поддельными документами на них путем отказа в производстве регистрационных действий, направлено не на ограничение конституционных прав гражданина, а на обеспечение безопасности участников дорожного движения. Основываясь на этом, суды, как правило, считают, что прекращение или приостановление уголовного дела в отношении лица, управляющего транспортным средством с перебитыми номерными агрегатами либо поддельными документами на них, отсутствие лиц, заявляющих свои права на транспортное средство, не может служить основанием удовлетворения исковых требований, так как от данных обстоятельств допуск транспортного средства к участию в дорожном движении не зависит. Однако такое мнение не основано на законе.
Необходимо четко помнить, что Приказом МВД РФ от 4 июня 2007 г. № 488 были внесены изменения в Правила регистрации автомототранспортных средств, утвержденные приказом МВД России от 27 января 2003 г. № 59. Пункт 55 правил был дополнен положениями о том, что вслучае устранения причин, явившихся основанием для аннулированиярегистрационного действия, производится восстановление регистрационногоучета с выдачей новых регистрационных документов и регистрационныхзнаков, а также паспорта транспортного средства. В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
На основании статьи 1 Протокола N 1 от 20.03.1952 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (ратифицированы Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ) каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения ни в коей мере не ущемляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов.
Соответственно, наличие подтвержденных условий соответствия транспортных средств требования безопасности, не позволяет государственным органам, произвольно ограничивать права собственников.
Дела рассматриваемой категории, характеризуются еще одни небольшим нюансом, который влияет на возможность удовлетворения требований приобретателя.
В силу п. 16 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 24 августа 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» для совершения регистрационных действий, собственники или владельцы транспортных средств представляют в том числе паспорт транспортного средства. Как же быть, если представляемый паспорт транспортного средства является поддельным?
В силу действующего законодательства ГИБДД не всегда вправе выдать паспортные средства, поскольку в соответствии с п. 7 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития РФ от 23 июня 2005 года № 496/192/134 подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями ? изготовителями до 01 июля 1993 года или ввозимые на территорию Российской Федерации до 01 июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанной даты. На транспортные средства, ввозимые на территорию РФ и оформленные в установленном законом порядке после 01 июля 1997 года, в соответствии с п. 6 вышеуказанного приказа паспорта выдаются Таможенными органами Российской Федерации.
Соответственно, субъектный состав по исковым требованиям будет представлен не только истцом и привлекаемыми в качестве ответчика продавцом транспортного средства (по требованию о признании права собственности) и территориального управления внутренних дел (по требованию о регистрации транспортного средства), но также и таможенный орган – в части требований о выдаче паспорта транспортного средства.
заведующий ЦКА БО, адвокат Евгений Киминчижи
При обращении в регистрационное подразделение территориального управления внутренних дел, обнаружилось, что автомобиль, приобретенный нашим героем, имеет следы изменения маркировки кузова, что явилось основанием для отказа в совершении регистрационных действий. Автомобиль был изъят у приобретателя для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, впрочем таковое в отношении него не было решено положительно.
Возникла, казалось бы, патологическая ситуация – имеется собственник, чье право собственности не оспаривает никто. Однако осуществить регистрацию автомобиля он не может.
Следует отметить, что регистрация автомобилей не является правопорождающим фактом, как это имеет место при регистрации недвижимости. Вместе с тем закон определяет, что регистрация автомобилей является условием допуска их к эксплуатации, устанавливая также запрет на регистрацию автомобилей с измененной искусственным образом маркировкой.
До недавнего времени, решить проблему едва ли можно было законным способом, если только не имелось объективных доказательств, основанных на заключениях эксперта, о естественном (как правило, в результате коррозии) изменении маркировочных сведений. Если же речь заходит о подделке документов на автомобиль, то ситуация в принципе представляется тупиковой.
Сегодня, хотя и с определенными сложностями, проблема решается. Однако для этого необходимо соблюдение ряда условий. Попробуем в них разобраться.
Для приобретателей автомобилей, ставших заложниками нормативных предписаний, панацеей может явиться Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2011 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в связи с жалобой гражданки Ш.», а также Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 7-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина К.».
В п. 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 5-П. содержится важное разъяснение, что осуществляя регулирование права собственности и связанных с ним отношений по владению, пользованию и распоряжению имуществом, федеральный законодатель должен действовать в рамках предоставленных ему Конституцией Российской Федерации дискреционных полномочий и руководствоваться требованиями ее ч. 3 ст. 55, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; при этом исходя из фундаментальных принципов верховенства права и юридического равенства, вмешательство государства в отношение собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем, чтобы обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению; ограничения права собственности в силу ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 8, 17 (ч. 3), 19 (части 1 и 2), 34 и 35 могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают существо данного конституционного права. Отнесение к источникам повышенной безопасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию в частности; именно поэтому пункт 3 ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения», связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности движения, что не может рассматриваться, как нарушение конституционных прав и свобод граждан. Вместе с тем названное положение пункта 3 ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения» по существу предусматривает ограничение правомочий собственника транспортного средства и как таковое является аналогичным тем законоположениям, применительно к которым Конституционный суд РФ сформулировал приведенные правовые позиции, признав недопустимым нарушение баланса конституционно защищаемых ценностей и возложение на собственника чрезмерных обременении.
В силу п. 4 того же Постановления Конституционного суда РФ, согласно действующему правовому регулированию паспорт транспортного средства предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию; его наличие является обязательным для регистрации транспортных средств. Выявление нарушений в оформлении паспорта транспортного средства не может являться безусловным основанием для лишения собственника правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предписанием. Следовательно, сам по себе факт подделки паспорта транспортного средства, будучи основанием для отказа в регистрации транспортного средства либо ее аннулированием в соответствии с пунктами 3 и 51 Правил регистрации автомототранспортных средств не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства ? при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения.
Исходя из п. 5 того же Постановления Конституционного суда РФ пункт 3 ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения» не предполагает отказ в защите прав собственника транспортного средства при рассмотрении по его требованию судом дела о восстановлении регистрационного учета (предполагает и постановку на учет) транспортного средства приобретенного на законном основании, исходя из одного лишь факта подделки иным, помимо собственника лицом паспорта транспортного средства, без исследования всех обстоятельств, подтверждающих соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.
Все, казалось бы, просто и совершенно понятно. Однако для применения выявленной правовой позиции, суду необходимо представить доказательства соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Этот вопрос, как требующий специальных познаний, разрешается экспертным путем.
Ожидать, что в судебных заседаниях ответчик исковые требования признает, ? вряд ли возможно. Как правило, представители управлений внутренних дел, а также сотрудники регистрационных подразделений, приводят следующие возражения. Закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 года «О полиции» к обязанностям полиции относит осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения (п.19 ст. 12). Статьей 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлен запрет на эксплуатацию транспортных средств, при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень таких неисправностей и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Постановлением Правительства Российской Федерации. Согласно пункту 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров ? Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года за № 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов иди регистрационные знаки. По смыслу указанных норм и Постановления Совета Министров ? Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств», Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России № 399, ГТК России № 388, Госстандарта России № 915 от 30 июня 1997 года, Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», документом, удостоверяющим соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, является паспорт транспортного средства. Наличие паспорта транспортного средства является обязательным условием для регистрации транспортного средства и допуска его к участию в дорожном движении. Следовательно, регистрация транспортного средства при отсутствии ПТС (наличие в ПТС данных, не соответствующих данным конкретного транспортного средства), и (или) с измененными номерными агрегатами, недопустима. Это подтверждается также положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который, определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил обязательную регистрацию транспортных средств. В силу п. 3 ст. 15 названного федерального закона допуск транспортных средств для участия в дорожном движении осуществляется посредством их регистрации и выдачи соответствующего документа. Регистрация транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения (паспорта транспортного средства), запрещается.
Однако ранее мы видели, что положения ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» были предметом конституционного надзора. А стало быть, эти положения применяются с учетом конституционно-правового смысла, выявленного в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2011 г. № 5-П. Отсюда следует, что отныне позиция регистрирующего органа является уязвимой.
Следует отметить, что согласно п. 17 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных приказом МВД России от 27 января 2003 года № 59, при обнаружении признаков сокрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах, организациями изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки предоставленных документов, регистрационные действия не производятся. В соответствии с п. 55 указанных Правил не производится регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел. В связи с этим. судебной практике известны случаи возложения обязанности произвести регистрацию автомобиля до решения вопроса об его угоне, о чем делаются специальные отметки в паспорте трарнспортного средства.
Положение о невозможности допуска транспортных средств с перебитыми номерными агрегатами и (или) поддельными документами на них, нашло прямое закрепление в решении Верховного Суда РФ от 24 сентября 2004 года № ГКПИ04-1204, в Обобщении судебной практики рассмотрения судами гражданских дел, возникающих из публичных правоотношений, Справке о практике рассмотрения административных материалов об отказе в регистрации автотранспортных средств с фальсифицированными регистрационными данными за 2002 и 2004 года, из которых также следует, что понятие владения, пользования распоряжения и допуска к эксплуатации транспортного средства являются различными категориями. Запрещение эксплуатации автотранспорта с измененными номерными агрегатами и (или) с поддельными документами на них путем отказа в производстве регистрационных действий, направлено не на ограничение конституционных прав гражданина, а на обеспечение безопасности участников дорожного движения. Основываясь на этом, суды, как правило, считают, что прекращение или приостановление уголовного дела в отношении лица, управляющего транспортным средством с перебитыми номерными агрегатами либо поддельными документами на них, отсутствие лиц, заявляющих свои права на транспортное средство, не может служить основанием удовлетворения исковых требований, так как от данных обстоятельств допуск транспортного средства к участию в дорожном движении не зависит. Однако такое мнение не основано на законе.
Необходимо четко помнить, что Приказом МВД РФ от 4 июня 2007 г. № 488 были внесены изменения в Правила регистрации автомототранспортных средств, утвержденные приказом МВД России от 27 января 2003 г. № 59. Пункт 55 правил был дополнен положениями о том, что вслучае устранения причин, явившихся основанием для аннулированиярегистрационного действия, производится восстановление регистрационногоучета с выдачей новых регистрационных документов и регистрационныхзнаков, а также паспорта транспортного средства. В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
На основании статьи 1 Протокола N 1 от 20.03.1952 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (ратифицированы Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ) каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения ни в коей мере не ущемляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов.
Соответственно, наличие подтвержденных условий соответствия транспортных средств требования безопасности, не позволяет государственным органам, произвольно ограничивать права собственников.
Дела рассматриваемой категории, характеризуются еще одни небольшим нюансом, который влияет на возможность удовлетворения требований приобретателя.
В силу п. 16 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 24 августа 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» для совершения регистрационных действий, собственники или владельцы транспортных средств представляют в том числе паспорт транспортного средства. Как же быть, если представляемый паспорт транспортного средства является поддельным?
В силу действующего законодательства ГИБДД не всегда вправе выдать паспортные средства, поскольку в соответствии с п. 7 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития РФ от 23 июня 2005 года № 496/192/134 подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями ? изготовителями до 01 июля 1993 года или ввозимые на территорию Российской Федерации до 01 июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанной даты. На транспортные средства, ввозимые на территорию РФ и оформленные в установленном законом порядке после 01 июля 1997 года, в соответствии с п. 6 вышеуказанного приказа паспорта выдаются Таможенными органами Российской Федерации.
Соответственно, субъектный состав по исковым требованиям будет представлен не только истцом и привлекаемыми в качестве ответчика продавцом транспортного средства (по требованию о признании права собственности) и территориального управления внутренних дел (по требованию о регистрации транспортного средства), но также и таможенный орган – в части требований о выдаче паспорта транспортного средства.
заведующий ЦКА БО, адвокат Евгений Киминчижи
Нет комментариев