Линия Права →  Обзор событий в сфере ГЧП

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.07.2013 по делу № А28-10757/2012
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 02.07.2013 по делу № А28-10757/2012 (далее – Постановление) рассмотрены вопросы соотношения законов субъектов РФ о государственно-частных партнерствах и законодательства о государственных закупках.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области (далее — заявитель) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее — УФАС).
В соответствии с требованиями Закона Кировской области от 04.06.2010 № 529-ЗО «Об участии Кировской области в проектах государственно-частного партнерства» (далее – Закон № 529-ЗО) заявителем был проведен конкурс на право заключения договора на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них. Согласно указанному закону одной из форм участия Кировской области в проектах ГЧП является заключение договора на выполнение подрядных работ, заключаемого в соответствии с долгосрочной целевой программой или иным нормативным правовым актом субъекта и предусматривающего рассрочку платежа в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Кировской области. По результатам вскрытия конвертов с конкурсными предложениями конкурс был признан несостоявшимся, и договор был заключен с единственным участником.
УФАС провело проверку процедуры проведения конкурса и признало факт нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), поскольку, по мнению УФАС, конкурс должен был проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ). Нарушение было выражено в ограничении прав хозяйствующих субъектов на участие в торгах, на информирование о проведении торгов, а также на обжалование результатов торгов.
В настоящее время на федеральном уровне отсутствует единое регулирование соглашений о государственно-частных партнерствах, проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», вносящий определенность в данную сферу отношений, находится на стадии подготовки ко второму чтению в Государственной думе РФ. Субъекты РФ принимают собственные законы, регулирующие данную сферу отношений, однако применение их на практике связано с некоторыми юридическими рисками. Применительно к рассматриваемому постановлению данные риски связаны с возможной необходимостью соблюдения положений Закона № 94-ФЗ.
Действующее законодательство не содержит правил разграничения сфер действия Закона 94-ФЗ и законов субъектов о государственно-частных партнерствах. Более того, законодательно не разграничены сферы действия указанных выше законов и Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». В этих условиях законы субъектов могут содержать формы участия в государственно-частных партнерствах, регулирование которых осуществляется на федеральном уровне.
Судебная практика по указанным вопросам единична. Рассматриваемое постановление является одним из наиболее существенных судебных актов в данной области. В нем суд исходил из следующего:
(а) предметом торгов являлось право на заключение договора подряда;
(б) подрядные работы, предназначенные для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного контракта;
(в) оплата по договору производилась из средств областного бюджета;
Учитывая это, заявитель обязан был организовать и провести конкурс в соответствии с требованиями Закона № 94-ФЗ. Нарушение антимонопольного законодательства заключается в несоблюдении заявителем требований указанного закона при подготовке и проведении торгов. Заявитель был признан виновным в нарушении п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, согласно которому запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и осуществления таких действий, в частности не допускается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Следует отметить, что коллизия норм федерального законодательства и законодательства субъекта существует только на настоящий момент. С точки зрения проекта закона «Об основах государственно-частного партнерства» условия договора, являющегося предметом судебного разбирательства, не относятся к отношениям в сфере государственно-частного партнерства, так как согласно ст. 11 указанного проекта закона частный партнер обязуется как профинансировать (полностью или частично), так и осуществлять либо эксплуатацию объекта, либо его техническое обслуживание.
Из рассматриваемого постановления можно сделать важный вывод о недопустимости установления законом субъекта соглашений, по своему предмету идентичных предмету закупок для государственных и муниципальных нужд, тем самым ограничивая формы участия субъектов РФ в проектах государственно-частного партнерства. Что касается вопроса о допустимости соглашений, отличных от предусмотренных Законом № 94-ФЗ или Законом о концессионных соглашениях, то представляется преждевременным утверждение об увеличении риска признания их недействительными. Очевидно, что заключение соглашения о государственно-частном партнерстве, предусматривающего выполнение только подрядных работ без принятия на себя частным партнером иных обязательств, характерных для этой области отношений, было направлено скорее на обход процедур, предусмотренных законодательством о государственных закупках.
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»
Утверждены правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ организаций ЖКХ
Под инвестиционной программой в законодательстве РФ понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. А под производственной программой – программа текущей (операционной) деятельности организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения. Основные положения, касающиеся инвестиционных и производственных программ, установлены в Федеральном законе от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении). Указанным законом также предусмотрена обязанность Правительства РФ по утверждению «Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» (далее – Правила разработки инвестиционных программ) и «Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» (далее — Правила разработки производственных программ).
Субъектами регулирования данных правил являются организации, осуществляющие горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем (в случае разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ – за исключением организаций, осуществляющих горячее водоснабжение с использованием открытых систем) (далее – регулируемые организации).
Централизованная система водоснабжения разделяется на закрытую и открытую. В открытых системах предусматривается непосредственное смешение сетевой воды с нагреваемой в смесительных устройствах, в которых нагреваемая вода вступает в непосредственный контакт с теплоносителем. Закрытые, наоборот, основаны на разделении теплоносителя и нагреваемой воды.
Важными нововведениями рассматриваемого постановления являются устанавливаемые сроки согласования и утверждения программ, процедуры внесения изменений в проекты программ, а также некоторые аспекты внесения изменений в утвержденные программы.
Так, в соответствии с рассматриваемым постановлением устанавливается срок утверждения инвестиционных и производственных программ – до 20 декабря года, предшествующего началу реализации соответствующей программы.
Инвестиционные программы
Содержание инвестиционной программы в соответствии с Правилами разработки инвестиционных программ представляет собой перечень необходимых положений, в числе которых наиболее важными являются целевые показатели деятельности регулируемых организаций, перечень мероприятий по строительству, проектированию, реконструкции, а также обоснование и технические характеристики, объем финансовых потребностей (в случае заключения концессионного соглашения – источники финансирования определяются в соответствии с условиями такого соглашения), а также предварительный расчет тарифов. Следует особо отметить, что инвестиционная программа не может содержать мероприятия, не обеспеченные источниками финансирования. Данное требование является новым в правовом регулировании водоснабжения и водоотведения, и не содержится в Законе о водоснабжении.
Разработка инвестиционных программ осуществляется на основании технического задания регулируемыми организациями, и проект инвестиционной программы утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (в случае если законом субъекта Российской Федерации полномочия по утверждению инвестиционной программы переданы органу местного самоуправления). При этом в случае утверждения инвестиционной программы субъектом РФ необходимо также согласование с органами местного самоуправления, на территории которых расположены объекты.
Отказ в согласовании инвестиционной программы органом местного самоуправления возможен в случае ее несоответствия техническому заданию, требованиям к содержанию инвестиционной программы, а также в случаях принятия решения органом местного самоуправления, что в результате реализации мероприятий программы не будут достигнуты целевые показатели, или в случае если реализация программы возможна при меньшем уровне затрат.
Отказ в утверждении программы производится, если (а) отсутствуют утвержденные схемы водоснабжения и водоотведения и (б) если индекс изменения тарифа регулируемой организации выше предельного индекса максимально возможного изменения тарифов, установленных в среднем по соответствующему субъекту РФ на очередной период регулирования (далее – оценка доступности) и (i) отсутствует возможность привлечения займов и кредитов в целях реализации программы (ее части) или (ii) отсутствует возможность установления тарифа регулируемой организации выше предельного индекса и (или) финансирования инвестиционной программы за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности.
Во всех перечисленных случаях отказ в согласовании или утверждении проекта инвестиционной программы не является окончательным и регулируемая организация вправе отправить на согласование и (или) утверждение проект измененной инвестиционной программы.
В случае возникновения разногласий при согласовании и утверждении программы стороны могут принять решение о рассмотрении разногласий в рамках согласительных совещаний, куда приглашаются помимо непосредственных участников согласования и утверждения программы также независимые организации и орган регулирования тарифов. Решение, принятое на таком совещании, является обязательным для его участников и подлежит исполнению, по общему правилу, в течение одного месяца со дня принятия.
Правила разработки инвестиционных программ также предусматривают порядок изменения инвестиционных программ. Так, инвестиционная программа в соответствии с рассматриваемым правилами подлежит корректировке в случае изменения объективных условий ее реализации. К таким случаям указанные правила относят:
(а) изменение законодательства РФ, влекущие увеличение расходов на ее реализацию более чем на 10%;
(б) изменение объема бюджетных ассигнований более чем на 10%;
(в) необходимость подключения новых объектов, не предусмотренная инвестиционной программой на дату ее утверждения, при отсутствии технической возможности подключения вследствие отсутствия свободной мощности;
(г) отказ лица, указанного в инвестиционной программе, от подключения;
(д) получение уведомление от органа исполнительной власти, осуществляющего государственный санитарный эпидемиологический надзор.
Регулируемая организация вправе в одностороннем порядке принять решение об изменении перечня мероприятий программы в пределах 10% при условии, что такое изменение не повлечет увеличение общих расходов на реализацию программы в целом.
Следует особо отметить, что в случае заключения концессионного соглашения, объем инвестиций при изменении инвестиционной программы изменению не подлежит.
Еще одним нововведением является включение в инвестиционные программы требований к качеству воды. Правилами предъявляются требования к регулируемым организациям по (а) приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, (б) снижению сбросов загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ. Планы мероприятий подлежат согласованию с соответствующими органами и организациями, указанными в Правилах разработки инвестиционных программ. Основанием для отказа в согласовании плана мероприятий является невозможность достижения требований, установленных законодательством РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, в течение 7 лет с начала реализации плана мероприятий.
Контроль за выполнением инвестиционных программ осуществляется либо уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, либо уполномоченным органом местного самоуправления.
Предметом контроля со стороны уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления являются сроки реализации, финансирование и достижение целевых показателей инвестиционных программ. В рамках осуществления контроля возможно проведение проверок соответствующими органами, а также предусматривается обязанность регулируемых организаций по предоставлению отчетов:
(а) за отчетный квартал – не позднее чем через 45 дней после окончания отчетного периода;
(б) за отчетный год – не позднее чем через 45 дней после сдачи годовой бухгалтерской отчетности.
Производственные программы
Порядок разработки производственных программ во многом аналогичен порядку, предусмотренному для инвестиционных программ. Отличия заключаются в том, что производственные программы не проходят процедуру согласования, проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулировании тарифов или органом местного самоуправления (если он уполномочен на регулирование тарифов законом субъекта). И во-вторых, отсутствует техническое задание на разработку производственной программы.
Производственная программа должна в частности содержать:
(а) перечень плановых мероприятий по ремонту объектов, по улучшению качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
(б) планируемый объем подачи воды;
(в) объем финансовых потребностей;
(г) целевые показатели деятельности (устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ отдельно на каждый год);
(д) расчет эффективности программы.
Утверждение производственной программы производится соответствующим органом в случае, если:
(а) производственная программа соответствует требованиям, предъявляемым правилами к ее содержанию;
(б) индекс изменения тарифа регулируемой организации меньше или равен предельному индексу максимально возможного изменения тарифов.
Рассмотрение разногласий при утверждении производственных программ идентично аналогичной процедуре, предусмотренной для инвестиционных программ.
Изменение условий производственной программы осуществляется в случае, если изменяются условия реализации мероприятий программы, ведущие к росту расходов. Уполномоченный орган обязан рассмотреть и вправе утвердить корректировки программы по правилам принятия производственной программы.
Аналогично Правилам разработки инвестиционных программ, контроль в рамках реализации производственных программ осуществляется в отношении сроков, достижения целевых показателей и финансирования. Также предусматривается проведение проверок хода реализации производственных программ, и на регулируемые организации возложена обязанность по ежегодному предоставлению отчетов о выполнении производственных программ за предыдущий год.
Документ вступает в силу 14.08.2013 г.

Нет комментариев