Линия Права →  Обзор реформы листинга

Приказ ФСФР России от 30.07.2013 № 13-62/пз-н «О Порядке допуска ценных бумаг к организованным торгам»
Принят отдельный нормативный акт, подробно регулирующий порядок допуска ценных бумаг к организованным торгам
В настоящее время порядок допуска ценных бумаг к организованным торгам регулируется главой IV приказа ФСФР России от 28.12.2010 № 10-78/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг» (далее — Положение). Указанная глава IV утратит силу по истечении 1 года с даты вступления в силу рассматриваемого приказа (далее – Приказ).
Приказ подготовлен в целях совершенствования существующей системы допуска ценных бумаг к организованным торгам. Среди декларируемых целей такого совершенствования можно выделить наиболее существенные с нашей точки зрения:
— упрощение структуры списка ценных бумаг, допущенных к торгам (далее — Список): вместо 6 разделов вводятся 3 (высший котировальный список, второй котировальный список и некотировальная часть Списка);
— предоставление организаторам торговли права самостоятельно определять некоторые величины требований листинга, закрепляя их на уровень правил листинга организатора торговли (далее – правила листинга);
— введение практики экспертного мнения биржи в части оценки соответствия требованиям регулирования и правил листинга.
Под листингом (допуском к организованным торгам) далее по тексту в зависимости от контекста будет пониматься включение ценных бумаг как в Список, так и в один из котировальных списков (или некотировальную часть Списка).
Переходные положения Приказа
Переходные положения Приказа (п.п. 1 -20 Приказа) устанавливают правила листинга ценных бумаг в период с момента вступления в силу Приказа и до момента применения к эмитентам и лицам, обязанным по ценным бумагам, общих положений Приказа.
В течение одного года со дня вступления Приказа в силу организаторы торговли обязаны привести свои правила листинга в соответствие с ним и сформировать Список. До этого момента организаторы торговли руководствуются нормами Положения.
Формирование Списка осуществляется организаторами торговли в соответствии с правилами, изложенными в переходных положениях Приказа. Торговые системы формируют Список из всех ценных бумаг, которые на дату, предшествующую дате вступления новых правил листинга, были допущены к торгам. Биржи формируют список в соответствии со следующими правилами:
• В котировальный список первого (высшего) уровня включаются ценные бумаги эмитентов, включенные в котировальный список «А» (первого и второго уровней);
• В котировальный список второго уровня включаются ценные бумаги эмитентов, включенные в котировальные списки «Б», «В» и «И», а также ценные бумаги эмитентов, включение которых во второй список обусловлено заявлением такого эмитента;
• Некотировальная часть списка формируется из ценных бумаг, допущенных к торгам, а также из ценных бумаг, эмитенты которых отказались от их включения в один из котировальных списков.
Формирование Списка не предполагает соблюдение эмитентами и лицами, выдавшими ценные бумаги (обязанным по ценным бумагам), (далее – эмитент) требований, установленных Приказом (за исключением Переходных положений). Кроме того, Переходные положения содержат специальные условия исключения ценных бумаг из Списка и из котировальных списков.

Приказ
Включение в Список
Включение в Список будет осуществляться при соблюдении установленных правилами листинга и Приказом требований. При этом в правилах листинга организатор торговли вправе устанавливать дополняющие Приказ требования для включения в Список и исключения из него ценных бумаг.
Следует отметить, что Приказ и Положение содержат различные подходы к установлению видов ценных бумаг, к которым применяются одинаковые требования: если Положение выделяло только биржевые ценные бумаги, ценные бумаги иностранных эмитентов, а также ценные бумаги, выпущенные от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и Банка России, то Приказ значительно усложняет данную структуру. Основная группа ценных бумаг в соответствии с Приказом объединена понятием эмиссионных ценных бумаг, среди которых специальные требования устанавливаются для:
(а) государственных и муниципальных ценных бумаг, которые не могут предлагаться неограниченному кругу лиц;
(б) облигаций Банка России;
(в) ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов.
Ценные бумаги иностранных эмитентов и ценные бумаги, которые в соответствии с законодательством РФ не являются эмиссионными (инвестиционные паи и ипотечные сертификаты участия), включаются в Список при соблюдении отдельных условий, указанных в Приказе.
Включение в Список эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов (за исключением ценных бумаг, указанных выше) будет осуществляться при соблюдении требований, часть которых повторяет Положение. Основные отличия от условий включения в Список, установленных Положением, состоят в следующем:
1) Отсутствует требование о наличии зарегистрированного отчета об итогах выпуска или направленного уведомления об итогах выпуска ценных бумаг.
2) Включена новая обязанность эмитентов российских депозитарных расписок по раскрытию информации об эмитенте акций или облигаций, права в отношении которых удостоверяют представляемые российскими депозитарными расписками ценные бумаги, установленной правилами листинга организатора торговли.
Условия листинга ценных бумаг иностранных эмитентов (за исключением паев (акций, долей) иностранных биржевых паевых инвестиционных фондов) не претерпели значительных изменений. Однако Приказ не предусматривает отдельных оснований для листинга ценных бумаг иностранных государств и центральных банков иностранных государств, вместо этого, выделяется отдельная подгруппа паев (акций, долей) иностранных биржевых инвестиционных фондов.
В отношении требований к основной группе ценных бумаг иностранных эмитентов следует отметить следующее:
(1) исключено требование о регистрации проспекта ценных бумаг, так как к публичному обращению могут быть допущены ценные бумаги иностранных эмитентов по решению биржи;
(2) исключено требование о прохождении процедуры листинга (в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) в 2012 году);
(3) исключено требование о предоставлении бирже проспекта ценных бумаг;
(4) устанавливаются дополнительные требования о предоставлении бирже информации для ее раскрытия биржей в соответствии с требованиями законодательства РФ (либо принятии на себя биржей обязанности по раскрытию информации) и о принятии на себя эмитентом депозитарных расписок и(или) эмитентом представляемых ценных бумаг обязанности раскрывать информацию об иностранных депозитарных расписках и эмитенте представляемых ценных бумаг.
Следует отметить, что в отличие от Положения, не предусмотрено отдельных условий для включения в Список биржевых облигаций, что, по нашему мнению, связано с внесением изменений в статью 27.5-2. Закона о рынке ценных бумаг, которые привели к размытию границ между понятиями биржевых облигаций и обычных облигаций.
Исключение из Списка
Условно, случаи, при наступлении которых возможно исключение ценных бумаг из Списка, можно разделить на следующие категории:
(1) когда организатор торговли вправе исключить ценные бумаги (в рамках данной категории реализуется заявленная цель Приказа по учету мнения биржи при оценке соответствия требованиям регулирования и правил листинга);
(2) когда организатор торговли обязан исключить ценные бумаги из Списка;
(1) Право организатора торговли на делистинг ценных бумаг возникает в следующих случаях:
— введения в отношении эмитента одной из процедур, применяемой в деле о банкротстве (за исключением процедуры конкурсного производства);
— если эмитент не соблюдает требования законодательства о ценных бумагах, об инвестиционных фондах и об ипотечных ценных бумагах и в установленный биржей срок не устраняет такое нарушение;
— при нарушении эмитентом порядка раскрытия информации.
(2) Обязанность организатора торговли произвести делистинг возникает в случаях, среди которых можно выделить условные (биржа принимает решение на основании действий эмитентов, которые носят объективный характер) и безусловные основания для делистинга.
(а) Случаи условного делистинга:
— при подаче эмитентом заявления на делистинг, в этом случае организатор торговли вправе отказать в делистинге в случае, если не соблюдены требования и условия, установленные законодательством для делистинга, в частности, принятия решения о делистинге общим собранием акционеров;
— в случае расторжения договора, на основании которого осуществляется листинг;
— в случае передачи прав и обязанностей по договору доверительного управления ПИФ или ипотечным покрытием от одной управляющей компанией другой и незаключения новой управляющей компанией договора с организатором торговли.
(б) Случаи безусловного делистинга:
— признание эмитента банкротом (при этом организатор торговли вправе как сразу исключить ценные бумаги их списка, так и приостановить торги ценными бумагами и исключить их из списка в течение 7 торговых дней );
— в случае прекращения деятельности эмитента (за исключением случаев замены эмитента – правопреемства);
— в случае возникновения оснований для прекращения ПИФ (при этом организатор торговли вправе как сразу исключить ценные бумаги их списка, так и приостановить торги ценными бумагами и исключить их из списка в течение 7 торговых дней );
— в случае делистинга ценных бумаг у иного организатора торговли, если включение ценных бумаг у такого организатора является основанием для включения в Список организатора торговли без заключения договора с ним.
Следует отметить, что Приказ отдельно не предусматривает такие основания для делистинга, как признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, а также погашение (аннулирование) всех ценных бумаг соответствующего вида, категории (типа). Однако данное обстоятельство не отменяет действие Закона о рынке ценных бумаг, согласно которому признание выпуска несостоявшимся или недействительным влечет за собой изъятие из обращения всех ценных бумаг выпуска.
Котировальные списки
Включение в котировальные списки
Основной характеристикой условий включения ценных бумаг в котировальные списки в соответствии с Приказом является высокая степень участия организаторов торговли в определении и установлении количественных значений критериев листинга и уход от повсеместного нормативного закрепления требований к эмитентам. Далее будут рассмотрены основные условия включения в котировальные списки для отдельных видов ценных бумаг.
Общее для всех котировальных списков:
1) Отсутствие убытков определяется по единой формуле, в соответствии с которой учитывается финансовый результат эмитента и финансовый результат поручителя (гаранта). При этом основным условием является положительность таких результатов. Также устанавливаются единые для всех ценных бумаг, где используется данный критерий, исключения: (а) если финансовый результат эмитента положительный, то финансовый результат поручителя (гаранта) не учитывается и (б) финансовый результат обоих может быть отражен в консолидированной финансовой отчетности холдинговой компании, в которую входят как эмитент, так и поручитель (гарант). Также следует отметить, что при расчете общего финансового результата учитываются финансовые показатели юридического лица, в результате реорганизации которого был создан эмитент или поручитель (гарант).
2) Несоблюдение требований к корпоративному управлению не является препятствием для включения ценных бумаг в котировальные списки. Согласно Приказу, если эмитент соблюдает иные требования Приказа и правил листинга, и бирже представлен согласованный с советом директоров и акционером эмитента, владеющим более 50% его акций, план мероприятий по устранению несоответствия требованиям к корпоративному управлению, то ценные бумаги эмитента могут быть допущены в соответствующий котировальный список. При этом срок реализации такого плана мероприятий не может превышать 2 лет с момента вступления новых правил листинга в силу.
Акции российских эмитентов
Приказ устанавливает следующие условия для включения в высший котировальный список:
(а) количество акций эмитента в свободном обращении (далее – free float) и их общая рыночная стоимость;
(б) срок существования эмитента или юридического лица, в результате реорганизации которого был создан эмитент или который осуществляет контроль над одним или более бизнесами (доля подконтрольного бизнеса в группе – не менее 50%) в группе, в которую входит эмитент – не менее 3-х лет;
(в) составление и раскрытие финансовой отчетности по МСФО – за 3 завершенных года;
(г) требования к корпоративному управлению.
Перечисленные условия существенно отличаются от предусмотренных в Положении, в частности, Положение не предусматривало free float, ограничиваясь условием о предельно допустимом участии одного лица в уставном капитале эмитента.
Согласно Приказу количественные показатели free float и рыночной стоимости обыкновенных акций эмитента зависят от капитализации эмитента:
i) если капитализация эмитента не больше 60 млрд. рублей, то размер free float определяется по формуле, а предельный размер общей рыночной стоимости – не менее 3 млрд. рублей.
ii) если капитализация эмитента больше 60 млрд. рублей, то размер free float – не менее 10% от общего количества выпущенных обыкновенных акций эмитента, а предельный размер общей рыночной стоимости – не менее 3 млрд. рублей.
В отношении привилегированных акций устанавливаются единые требования: общая рыночная стоимость акций эмитента в свободном обращении — не менее 1 млрд. рублей и free float – не менее 50% от общего количества выпущенных привилегированных акций эмитента.
Ужесточаются требования к корпоративному управлению, в частности, требования к независимому директору, который не может быть связан с эмитентом, существенным акционером, существенным контрагентом эмитента, с конкурентом эмитента или государством, а также должен обладать достаточной степень профессионализма и опыта. Кроме того, в соответствии с новым Приказом количество независимых директоров не должно быть менее 20% от общего количества членов совета директоров, но не менее 3.
Важным представляется то, что критерии связанности независимых директоров устанавливаются биржей на основании наилучших стандартов корпоративного управления. Данный подход находится в полном соответствии с тенденцией ухода от нормативного определения всех условий правил допуска ценных бумаг на организованные торги.
Среди прочих изменений в требованиях к корпоративному управлению следует отметить расширение функций комитета по аудиту, комитета по вознаграждениям и кадрам, возникновение обязанности по созданию структурного подразделения (наличие лица), осуществляющего функции корпоративного секретаря.
Условия листинга, применимые к высшему котировальному списку сохраняются для второго котировального списка, при этом количественные значения данных условий устанавливаются биржей. В отношении требований к корпоративному управлении помимо императивно установленных требований эмитент также должен соответствовать как минимум 3 требованиям (за исключением указанных выше), установленным по решению биржи для ценных бумаг, подлежащих включению в высший котировальный список.
Некоторые вопросы также вызывает порядок определения «бизнеса» и степени контроля в группе лиц. Представляется, что данный термин не вполне определен, а его введение не исключает субъективного толкования.
Облигации российских эмитентов
Приказ устанавливает следующие условия включения облигаций российских эмитентов в высший котировальный список:
(а) объем выпуска – не менее 2 млрд. рублей;
(б) номинальная стоимость облигаций – не более 50 000 рублей;
(в) срок существования эмитента, лица, в результате реорганизации которого был создан эмитент, или поручителя (гаранта) – не менее 3-х лет;
(г) составление и раскрытие финансовой отчетности по МСФО – за три завершенных года;
(д) отсутствие убытков – по итогам двух из трех лет;
(е) отсутствие дефолта или при условии, что с момента прекращения обязательств, в отношении которых был допущен дефолт, прошло не менее трех лет;
(ж) наличие кредитного рейтинга у эмитента, выпуска или поручителя (гаранта) не ниже B+;
(з) соблюдение требований по корпоративному управлению.
Следует отметить, что по сравнению с Положением в два раза увеличилось требование об объеме выпуска – в соответствии с Приказом он должен составлять не менее 2 млрд. рублей. Исключено требование о ежемесячном объеме сделок с облигациями соответствующего типа или облигациями иностранного эмитента. Расширяется круг лиц, которые могут соответствовать требованиям о минимальном сроке существования, вместе с тем, дополнительно указывается на неприменение данного требования в случае предъявления залогового обеспечения, покрывающего объем выпуска облигаций.
Среди нововведений следует отметить включение в список требований пункта (е) и повышение требований к кредитному рейтингу.
Среди нововведений в отношении корпоративного управления следует выделить отсутствие требования о наличии у руководителя структурного подразделения, осуществляющего функции внутреннего аудита, статуса независимого директора (вместо этого Приказом устанавливается процедура его назначения, в которой решающую роль должен играть совет директоров, принимающий решение о его назначении).
Количественные характеристики условий включения во второй котировальных список облигаций российских эмитентов устанавливаются нормативно только в отношении номинальной стоимости облигаций, которая, не может превышать 50 000 рублей. Иные критерии включения облигаций во второй котировальный список аналогичны указанным для высшего списка, а их количественные характеристики устанавливаются биржей. Следует учитывать, что при включении во второй котировальный список требования о наличии кредитного рейтинга и соблюдении требований по корпоративному управлению согласно Приказу не предъявляются.

Ценные бумаги иностранных эмитентов
Ценные бумаги иностранных эмитентов (за исключением специальных случаев, перечисленных ниже) могут включаться в высший или второй котировальные списки при соблюдении одного из условий: листинг на одной из иностранных бирж или соблюдение требований, предъявляемых к ценным бумагам российских эмитентов и к эмитентам.
Включение ценных бумаг иностранных эмитентов во второй котировальный список российских бирж осуществляется в случае их включения в один из утвержденных российской биржей листов (списков, рынков, сегментов) иностранных бирж.
Приказ устанавливает специальные требования в следующих случаях:
(а) эмитентом облигаций является международная финансовая организация;
(б) эмитентом ценных бумаг является иностранное государство или центральный банк иностранного государства
(в) эмитентом ценных бумаг является иностранный биржевой инвестиционный фонд.

Облигации концессионера
Облигации концессионера в целях повышения их привлекательности среди институциональных инвесторов должны размещаться в высшем котировальном списке. Условия их листинга в высшем котировальном списке по сравнению с ранее действовавшими правилами допуска изменились и включают в себя следующие:
(а) объем выпуска – не менее 1 млрд. рублей;
(б) номинальная стоимость облигаций – не более 50 000 рублей.
(в) срок утверждения решения о выпуске – после заключения концессионного соглашения;
(г) условие решения о выпуске – целевой характер выпуска;
(д) отсутствие убытков – отсутствие убытков по итогам 2-х из 3-х последних лет, считая с 8-ого года создания;
(е) отсутствие дефолта – отсутствует либо прошло не менее 3-х лет с момента прекращения соответствующих обязательств;
(ж) составление и раскрытие финансовой отчетности – МСФО эмитента и, если исполнение обязательств обеспечивается поручительством или банковской гарантией, поручителя (гаранта), существующих более одного года.
В Приказе не нашли отражения условия Положения, касающиеся необходимости закрепления в решении о выпуске права держателей облигаций на предъявление их к досрочному погашению в случае их делистинга на всех фондовых биржах, обращения одной из сторон в суд с требованием расторжения концессионного соглашения или досрочного прекращения концессионного соглашения по соглашению сторон.
Изменению поверглось условие об отсутствии убытков эмитента, если согласно Положению условие об отсутствии убытков не применялось к эмитенту облигаций концессионера (в случае существования эмитента менее 3-х лет), то согласно Приказу условие об отсутствия убытков применяется к эмитенту начиная с восьмого года его создания.
Среди нововведений можно также выделить условие о номинальной стоимости облигаций, которая не должна превышать 50 000 рублей.
Перечень условий включения во второй список полностью соответствуют условиям для включения облигаций концессионера в высший котировальный список. Количественные характеристики таких условий, как номинальная стоимость облигаций, срок принятия решения о выпуске, его условия и сроки составления и раскрытия финансовой отчетности полностью совпадают для обоих уровней. Количественные характеристики таких требований, как объем выпуска, отсутствие убытков за определенный период и срок с момента прекращения обязательств, в отношении которых эмитентом был допущен дефолт, устанавливаются биржей.

Исключение из котировального списка
Исключение из Списка является основанием для прекращения торговли ценными бумагами. Исключение из котировальных списков не влечет прекращение торговли ценными бумагами, в указанном случае биржа перемещает ценные бумаги, не соответствующие требованиям для включения в соответствующий котировальный список, во второй список либо в некотировальную часть Списка.
Приказ устанавливает следующие случаи исключения ценных бумаг из котировальных списков:
i) в случае введение в отношении эмитента процедуры, применяемой в деле о банкротстве (за исключением конкурсного производства);
ii) для облигаций и РДР в соответствии с переходными положениями Приказа — при снижении среднемесячного объема сделок, рассчитанного по итогам последних 6 месяцев, ниже минимального объема, если маркет-мейкеры не подавали встречные заявки более двух третей каждого торгового дня в течение 6 месяцев и размер спрэда (в процентах к номинальной стоимости облигаций) по таким заявкам меньше установленного значения;
iii) заявление об исключении ценных бумаг из котировального списка;
iv) нарушение эмитентом требований по раскрытию информации и нераскрытие информации по истечение срока, установленного организатором торговли;
Вместе с тем предусматриваются отдельные основания для исключения из котировальных списков каждой категории ценных бумаг.
Документ вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. Документ был опубликован: 19 сентября 2013 года.

Нет комментариев