Манс Справедливый → Трудности в получении образования.
О необходимости направления запроса о проверке конституционности отдельного положения нормативного акта органа государственной власти, а именно п. 3 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ в редакции от 02.07.2013 года Конституции Российской Федерации.
В соотвествии с п. 4 ст. 125 Конституции Российской Федерации Конституционный суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке установленном федеральным законом.
Основанием написания данного топика явилось обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ в редакции от 02.07.2013 года. Закон «О статусе военнослужащих» принят Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации 06.03.1998 г. Государственный орган принявший указанный закон расположен по адресу: 103265, г. Москва, улица Охотный ряд, дом 1. Указанный закон опубликован в «Российской газете», № 104, 02.06.1998, в «Собрании законодательства РФ», № 22, 01.06.1998, ст. 2331. (в действующей редакции, с учетом изменений внесенных Федеральным законом от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерльного закона «Об образовании в Российской Федерации» опубликованы «Собрание законодательства РФ», 08.07.2013, № 27, ст. 3477, «Российская газета», № 148, 10.07.2013).
Согласно п.3 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ в редакции от 02.07.2013 года военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования не разрешается. В свою очередь в ст. 43 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на образование.
Между тем, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В этой связи применению подлежит норма права содержащаяся в ст. 2 Протокола 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая гласит, что никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении функции, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям. Согласно философским и религиозным убеждениям моих родителей и лично меня, чуждо получение военного образования. Наши философские убеждения и жизненная позиции расходятся с силовыми, вооруженными методами осуществления общественных отношений.
По данному вопросу имеется правовая позиция Европейского Суда по правам человека выраженная в постановлении по делу Тимишев против России. Так в указанном постановлении, Европейский Суд указывает на то, что принимая на себя обязательство не «отказывать в праве на образование» в соотвествии со статьей 2 Протокола № 1 к Конвенции, Договаривающиеся государства гарантируют всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, право доступа к образовательным учреждениям, существующим в данное время, и возможность иметь выгоду от полученного образования путем официального признания завершения лицом курса обучения. Статья 2 Протокола 1 к Конвенции запрещает отказ от предоставления права на образование. Данное положение не имеет установочных исключений, и его структура аналогична структуре статей 2 и 3, пункта 1 статьи 4 и статьи 7 Конвенции («Никто не может быть…»), которые вместе олицетворяют основополагающие ценности демократических обществ, создавших Совет Европы. В демократическом обществе право на образование, являющееся необходимым для продвижения иных прав человека, играет настолько фундаментальную роль, что ограничительное толкование первого предложения статьи 2 Протокола № 1 к Конвенции не соответствует цели данного положения.
Так подлежащая рассмотрению норма п. 3 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ в редакции от 02.07.2013 года, предполагающая получение только военного образования, не коррелируется с принципом плюрализма в обучении. Необходимость соблюдения данного принципа содержится в правовой позиции Европейского Суда по правам человека выраженной в Постановлении по делу Кьелдсен, Буск Мадсен и Педерсен против Дании, а именно, что положение статьи 2 Протокола 1 к Конвенции направлено на защиту возможности плюрализма в обучении, и наличие этой возможности существенно важно для сохранения демократического общества, как это понимается в Конвенции. Взяв на себя обязательство не отказывать в праве на образование, Договаривающиеся Стороны гарантируют любому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, право на доступ к учебным заведениям, существующим в данное время, и возможность воспользоваться полученным образованием при официальном признании знаний после окончания занятий.
Хочется особенно обратить внимание на то обстоятельство, что в случае если гражданин подлежащий призыву в Вооруженные Силы Российской Федерации во время осеннего призыва с 1 октября по 31 декабря, обучается на заочном отделение высшего профессионального образовательного учреждения, то право гражданина на образование становить особенно уязвимым (неосуществимым), в силу императивности нормы содержащейся в п. 3 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» («обучение… не разрешается»).
Между тем, политика Российской Федерации в области образования основывается на следующих принципах:
• Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
• Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
• Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
• Свобода и плюрализм в образовании;
• Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждениях.
При таких обстоятельствах считаю недопустимым примат военного образования над иными формами (видами) образования, примат военного образовательного учреждения над иными образовательными учреждениями.
Необходимость соблюдения требований ст. 43 Конституции Российской Федерации, справедливо находит отражение во многих принимаемых нормативно-правовых актах Российской Федерации. Так Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации содержит в себе нормы позволяющие осужденным к лишению свободы получать образование в общеобразовательных организация, профессиональных образовательных организациях (ст. 141 УИК РФ). В ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» содержаться принципы, с которыми должны считаться иные законы, действующие (обладающие юридической силой) на территории Российской Федерации. Например:
• Признание приоритетности образования;
• Обеспечение право каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (следует особо подчеркнуть необходимость соблюдения данного принципа «недопустимость дискриминации в сфере образования», и подчеркнуть что данный принцип опосредует регуляцию не только субъектов правоотношений – граждан в сфере образования, но и в том числе недопустимость дискриминации образовательных учреждений согласно их статусу (военное – невоенное образовательное учреждение);
• Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
• Единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
• Создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
• Светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
• Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
• обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
• Автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
• Демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
• Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
• Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Приведенные доводы свидетельствуют о наличии неопределённости в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации положение указанного закона.
На основании изложенного считаю необходимым направить запрос о проверке конституционности отдельного положения нормативного акта органа государственной власти, а именно о проверке соответствия Конституции Российской Федерации п. 3 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ в редакции от 02.07.2013 года.
В соотвествии с п. 4 ст. 125 Конституции Российской Федерации Конституционный суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке установленном федеральным законом.
Основанием написания данного топика явилось обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ в редакции от 02.07.2013 года. Закон «О статусе военнослужащих» принят Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации 06.03.1998 г. Государственный орган принявший указанный закон расположен по адресу: 103265, г. Москва, улица Охотный ряд, дом 1. Указанный закон опубликован в «Российской газете», № 104, 02.06.1998, в «Собрании законодательства РФ», № 22, 01.06.1998, ст. 2331. (в действующей редакции, с учетом изменений внесенных Федеральным законом от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерльного закона «Об образовании в Российской Федерации» опубликованы «Собрание законодательства РФ», 08.07.2013, № 27, ст. 3477, «Российская газета», № 148, 10.07.2013).
Согласно п.3 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ в редакции от 02.07.2013 года военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования не разрешается. В свою очередь в ст. 43 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на образование.
Между тем, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В этой связи применению подлежит норма права содержащаяся в ст. 2 Протокола 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая гласит, что никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении функции, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям. Согласно философским и религиозным убеждениям моих родителей и лично меня, чуждо получение военного образования. Наши философские убеждения и жизненная позиции расходятся с силовыми, вооруженными методами осуществления общественных отношений.
По данному вопросу имеется правовая позиция Европейского Суда по правам человека выраженная в постановлении по делу Тимишев против России. Так в указанном постановлении, Европейский Суд указывает на то, что принимая на себя обязательство не «отказывать в праве на образование» в соотвествии со статьей 2 Протокола № 1 к Конвенции, Договаривающиеся государства гарантируют всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, право доступа к образовательным учреждениям, существующим в данное время, и возможность иметь выгоду от полученного образования путем официального признания завершения лицом курса обучения. Статья 2 Протокола 1 к Конвенции запрещает отказ от предоставления права на образование. Данное положение не имеет установочных исключений, и его структура аналогична структуре статей 2 и 3, пункта 1 статьи 4 и статьи 7 Конвенции («Никто не может быть…»), которые вместе олицетворяют основополагающие ценности демократических обществ, создавших Совет Европы. В демократическом обществе право на образование, являющееся необходимым для продвижения иных прав человека, играет настолько фундаментальную роль, что ограничительное толкование первого предложения статьи 2 Протокола № 1 к Конвенции не соответствует цели данного положения.
Так подлежащая рассмотрению норма п. 3 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ в редакции от 02.07.2013 года, предполагающая получение только военного образования, не коррелируется с принципом плюрализма в обучении. Необходимость соблюдения данного принципа содержится в правовой позиции Европейского Суда по правам человека выраженной в Постановлении по делу Кьелдсен, Буск Мадсен и Педерсен против Дании, а именно, что положение статьи 2 Протокола 1 к Конвенции направлено на защиту возможности плюрализма в обучении, и наличие этой возможности существенно важно для сохранения демократического общества, как это понимается в Конвенции. Взяв на себя обязательство не отказывать в праве на образование, Договаривающиеся Стороны гарантируют любому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, право на доступ к учебным заведениям, существующим в данное время, и возможность воспользоваться полученным образованием при официальном признании знаний после окончания занятий.
Хочется особенно обратить внимание на то обстоятельство, что в случае если гражданин подлежащий призыву в Вооруженные Силы Российской Федерации во время осеннего призыва с 1 октября по 31 декабря, обучается на заочном отделение высшего профессионального образовательного учреждения, то право гражданина на образование становить особенно уязвимым (неосуществимым), в силу императивности нормы содержащейся в п. 3 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» («обучение… не разрешается»).
Между тем, политика Российской Федерации в области образования основывается на следующих принципах:
• Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
• Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
• Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
• Свобода и плюрализм в образовании;
• Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждениях.
При таких обстоятельствах считаю недопустимым примат военного образования над иными формами (видами) образования, примат военного образовательного учреждения над иными образовательными учреждениями.
Необходимость соблюдения требований ст. 43 Конституции Российской Федерации, справедливо находит отражение во многих принимаемых нормативно-правовых актах Российской Федерации. Так Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации содержит в себе нормы позволяющие осужденным к лишению свободы получать образование в общеобразовательных организация, профессиональных образовательных организациях (ст. 141 УИК РФ). В ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» содержаться принципы, с которыми должны считаться иные законы, действующие (обладающие юридической силой) на территории Российской Федерации. Например:
• Признание приоритетности образования;
• Обеспечение право каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (следует особо подчеркнуть необходимость соблюдения данного принципа «недопустимость дискриминации в сфере образования», и подчеркнуть что данный принцип опосредует регуляцию не только субъектов правоотношений – граждан в сфере образования, но и в том числе недопустимость дискриминации образовательных учреждений согласно их статусу (военное – невоенное образовательное учреждение);
• Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
• Единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
• Создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
• Светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
• Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
• обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
• Автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
• Демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
• Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
• Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Приведенные доводы свидетельствуют о наличии неопределённости в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации положение указанного закона.
На основании изложенного считаю необходимым направить запрос о проверке конституционности отдельного положения нормативного акта органа государственной власти, а именно о проверке соответствия Конституции Российской Федерации п. 3 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ в редакции от 02.07.2013 года.
Нет комментариев