Владимир Мусинский →  вполне банальное убийство.

Известный наш кинодеятель Светлана Кармалита в одной телепередаче высказалась так: наши потомки через пятьсот лет будут, наверное, ужасаться, как мы это жили в такое время, когда на улицу было опасно выйти. Увы, права Кармалита! Нарваться на опасность сейчас — плёвое дело.
… Встретились случайно давно не видевшиеся Дмитрий Тагинцев, Александр Константинов, Ирина Савельева и Ксения Крылова. По такому поводу купили вина и присели на детской площадке у доме №2, корпус 2 по улице Сосновой в славном городе Ярославле. Не орали, никому не мешали, благо дело было вечером и ни детей, ни взрослых на площадке не было. Встреча как встреча, но закончилась она тем, что через короткое время один из парней получил три смертельных удара ножом в грудь и брюшную полость.
… Нетрезвые юнцы Андрей Рыбкин и Александр Корнев увидели, что в детском домике компания молодых людей пьет вермут (Рыбкин запомнил эту деталь — мелочь, которую пьющий не пропустит). Ему это показалось нарушением порядка:
— В этом детском городке гуляет мой младший брат, а вы тут пьёте. Уходите!
— Поздно уже гулять твоему брату, — ответила Ирина Савельева. Действительно, времени было уже около 22.30.
По никем неподтверждённым словам Андрея, она и ребята ответили по-хамски, матом. Юнцы были настроены крайне агрессивно, у Александра Корнева была заметна характерная тюремная наколка, оттопыренные карманы показывали, что в них могло быть оружие, поэтому компания ушла с площадки и направилась к зданию школы №48. Андрей Рыбкин и Александр Корнев пошли домой к Рыбкину. На этом всё должно было кончиться, но пара юнцов решила проучить молодых людей за выдуманное хамство, для чего вооружилась кухонными ножами.
— Давай шуганём их и отберём телефоны, — предложил Александр Корнев. Андрей Рыбкин, который был годом старше, согласился. Компанию они догнали у входа в школу.
— Чья девушка грубо нам ответила?
— Не важно, чья.
Александр Корнев первым достал из рукава нож с синей ручкой. Это же сделал и Андрей Рыбкин, у которого нож был с чёрной ручкой. Этот короткий разговор был лишь поводом.
— Отдавайте телефоны!
Компания решила не лезть на ножи, и грабителям достались два телефона и рюкзак с разной продуктовой мелочью.
Дмитрий Тагинцев стоял неподвижно.
— А ты чего не отдаёшь телефон? — спросил Александр Корнев.
— У меня его нет. Если ты мне не веришь, обшманай.
Эти правдивые слова окончательно взбесили Александра Корнева. Неожиданно для Андрея Рыбкина он нанёс удар ножом Дмитрию Тагинцеву в грудь. Дмитрий Тагинцев вскинул руку, Андрею Рыбкину показалось, что по его словам, что он хочет ударить Александра Корнева, поэтому и он ударил Тагинцева ножом куда-то в бок. Несмотря на неожиданность, парни действовали согласованно, хотя оба вышли за пределы первоначальной договорённости. Скорее всего в этом момент оба уже были на взводе и готовы к кровавому приключению. Возможно также, что Александра Корнева взорвало то, что Дмитрий Тагинцев заметил его броскую наколку на руке — это же примета!
— Что вы делаете!? — вскрикнула Ирина Савельева.
— Беги, а то и вас порежем! — крикнул Андрей Рыбкин.
Острия ножей грабителей направлялись от одного к другому. Александр Константинов отодвинул нож от груди и убежал. Ирина Савельева бросилась в «скорую», у неё ведь уже не было телефона. А Ксения Крылова смогла позвонить в полицию. Наверное это и определило дальнейший ход событий. Андрей Рыбкин был схвачен нарядом ППС буквально на пороге его дома, попытка вырваться и убежать ему не удалась. Когда полицейские прищучили Александра Корнева, он закричал:
— Я подросток, вы не имеете права меня задерживать!
О праве на жизнь другого человека он не подумал ни в этот момент, ни позже.
Ограбление увидела со своего балкона Екатерина Катышева и немедленно вызвала «скорую», которая прибыла на место едва ли не раньше полиции. Попытки друзей зажать рану до приезда врачей были тщетными. Увы, добрый, неконфликтный Дмитрий Тагинцев умер в больнице от обильной кровопотери. Он ведь получил три раны, каждая из которых была сама по себе опасной для жизни. Экспертиза чётко потом показала, что они были нанесены двумя ножами с чёрной и синей ручкой. То есть обоими напавшими.
Окровавленные ножи с отпечатками, опознанные владельцами вещи, чёткое опознание грабителей потерпевшими — что ещё нужно для успешного следствия!? Причём Андрея Рыбкина 8 апреля опознали непосредственно при задержании совсем недалеко от места преступления, Александра Корнева — наследующий день, помогла характерная тюремная наколка, сделанная, наверное, для бахвальства — он был судим, но не сидел.
Опишу коротко поведение убийц на следствии и в суде, от допроса к допросу, от протокола к протоколу.
АНДРЕЙ РЫБКИН. Сначала категорически отрицал, что они договорились заранее о нападении; он никого не бил ножом, был ли Корнев кого-нибудь, не видел; как молодой человек получил ножевые ранения, не знает; у подъезда их неожиданно задержали полицейские; ножи и телефоны валялись у подъезда, ни у меня, ни у Корнева ножей и похищенных телефонов в этот момент не было. Я не знаю, когда мы напали, не исключаю, что это происходило около 23.15. Мы не распределяли роли, заранее не договаривались применять ножи. Он даже не заметил, что секундами раньше сам сказал, что они с Корневым договорились проучить молодых людей. Это по всей форме было запротоколировано в присутствии адвоката, когда Рыбкин был подозреваемым.
На допросе в качестве обвиняемого он снова (важная деталь!) подтвердил, что они с Корневым заранее договорились отомстить молодым людям, «шугануть» их и забрать телефон. Подробно описал ножи. Они оба достали из рукавов ножи и направили их на Тагинцева. Один парень и девушка, которая им якобы нахамила, отдали им телефоны. И тут Рыбкин заметил, что Корнев нанёс удар Тагинцеву. По какой причине, он не знает. Куда и сколько нанёс ударов Тагинцеву он сам, не помнит. По какой причине — не знает, был пьяный. Убегая, они прихватили с собой ножи, телефоны и продукты питания. Ножом он хотел только причинить телесные повреждения Тагинцеву, но не убивать его. Сколько и куда нанёс ударов Корнев, он не обратил внимания.
Лишь на дополнительном допросе Андрей Рыбкин указал на важнейшую деталь: это Александр Корнев предложил отомстить молодым людям, отняв у них сотовый телефон, с чем он согласился. В решающий момент Корнев стал очень активным, он первым достал нож и стал угрожать молодым людям, сделал это самостоятельно.(Не исключено, что это просто отговорка, чтобы не получить лишнюю статью). Он тоже достал нож. Когда парень и девушка стали доставать телефоны, Корнев неожиданно стал бить Тагинцева ножом. Тагинцев схватил рукой плечо Корнева. Андрей решил, что Тагинцев хочет ударить Корнева, и поэтому нанёс удар ножом в грудь Тагинцева. Он не исключил, что Корнев нанёс ему два удара.
В конце концов Андрей Рыбкин полностью признал свою вину и от дачи дальнейших показаний отказался, не желая повторять все подробности. Этой же линии он держался и в Ярославском областном суде, ответив лишь на некоторые вопросы защитника. И повторив, что не хотел убивать.
АЛЕКСАНДР КОРНЕВ. Он подтвердил, что Рыбкин сделал молодым людям замечание, после чего они пошли со двора. Признает ножи, разговора с Рыбкиным не помнит, зачем пошел с ним к школе, пояснить не может, что ответили Рыбкину молодые люди в ответ на замечание, не помнит. Зачем ударил Тагинцева, не помнит, откуда на его брюках кровь потерпевшего, не знает и т.д. и т. п. А на следующем допросе всё вспомнил, только группу лиц не признал. Впрочем, под конец всё признал, кроме умысла на убийство. И тоже отказался давать показания и отвечать на вопросы.
Так как показания подсудимых на предварительном следствии (в суде они бормотали невнятно, как двоечники у доски) были оформлены законным образом, без возражений обвинитель Елена Смирнова огласила их полностью.
Защита решила огласить результаты судебно-психиатрической экспертизы Александра Корнева. Есть у него некоторые психические расстройства, но интеллект не нарушен, он полностью вменяем. Психические расстройства обнаружены и у Андрея Рыбкина, они вызваны травмами головы, он тоже вменяем. Не совсем понятно, зачем понадобилось защите до прений оглашать эти бумаги, они никакой пользы ее клиентам не приносили. Как и вреда… Нет причин предъявлять защите какое-то претензии, из-за дубовой линии поведения её клиентов она была полностью лишена свободы маневра.
Александру Корневу ещё нет 18 лет, но он давняя проблема для семьи, из-под родительского контроля давно вышел, избивал младшего брата, у него два условных срока. Первый — ладно, а вот второй подряд за угрозу убийством неприятно удивляет. Получи он хоть небольшой реальный срок, может, Дмитрий Тагинцев был бы жив. То, что Андрей Рыбкин попал под суд только сейчас, скорее всего дело случая: когда его обследовали психиатры, он со смехом подробно рассказывал о том, как стал убийцей. Он лживый, хитрый, упрямый. Употреблял «травку», правда, на наркологическом учёте не состоит.
В прениях обвинитель Елена Смирнова естественно доказывала, что подсудимые заранее договорились о совершении преступления, действовали в момент ограбления и убийства согласованно, оба вышли за пределы договорённости, перечислила крайне ограниченное количество смягчающих обстоятельств. Андрею Рыбкину она попросила назначить в общей сложности 19 лет строгого режима с ограничением свободы на 2 года, Александру Корневу — 10 лет воспитательной колонии. С учётом двух его условных сроков он, конечно, заслужил больше, но через закон не перепрыгнешь!
Суд признал допустимыми все доказательства. Одним из немногочисленных смягчающих вину Андрея Рыбкина обстоятельств суд признал… мирную выпивку потерпевших на детской площадке, сочтя её противоправным деянием. Он получил 17 лет колонии строгого режима с ограничением свободы на один год. Александр Корнев получил, конечно, свою заслуженную десятку. Возмещение морального и материального вреда потерпевшим придётся добиваться через гражданский суд. Значит, матери погибшего снова придётся пережить боль утраты.
Подсудимые обычно приносят потерпевшим извинения. Конечно это чистая формальность ради смягчающей строки в приговоре, все это знают. А эта пара явки с повинной не писала и даже формальных извинений никому не принесла.
Но на этот раз у меня есть возможность закончить материал не этой неприятной фразой. По-моему впервые за всё время моего судебного репортёрства 15 октября этого года областной суд вынес частное постановление, в котором отметил высокий профессионализм сотрудников отдельного батальона патрульно-постовой службы Некрасова, Разживина, Мастакова и Уханова. Благодаря их слаженным действиям убийцы были задержаны по приметам недалеко от места преступления, собраны все улики. Если бы полицейские промедлили хотя бы несколько минут, Андрей Рыбкин и Александр Корнев скорее всего скрылись бы в многоквартирном доме. Кроме того, Некрасов, Рызживин, Мастаков и Уханов дали в суде подробные уличающие преступников показания. Исходя из этого, Ярославский областной суд попросил руководство областного УВД наградить этот экипаж. Слышать такое постановление в адрес неизбалованных похвалами полицейских было очень удивительно. Но оно заслуженное, эта четвёрка сработала действительно на отлично.
В.МУСИНСКИЙ.

Нет комментариев