Сергей Романов →  Нужен ли Дорожный кодекс РФ?

В 2010 году в дорожно-транспортных происшествиях в России погибло более 25000 человек. Пострадавших от ДТП свыше 200000 человек.

Для изменения сложившейся ситуации государство предпринимает различные действия. Из самых заметных — это ужесточение законодательства за нарушения Правил дорожного движения. Как показывает практика – одной такой меры явно не достаточно.

Проблема безопасности дорожного движения является комплексной. Ее составляющими можно определить:

— недостаточный уровень правовой культуры участников дорожного движения;

— плохое состояние дорог (зачастую именно качество дорог может стать причиной ДТП);

— низкий уровень эффективности ГИБДД (сюда можно в первую очередь отнести их не профилактическую работу, а работу, направленную на как можно большее количество выявленных нарушений);

— недостаточно эффективная организация дорожного движения (особенно это касается крупных городов);

— и т.д.

Каждый из Вас сможет назвать другие немаловажные причины. Я указал лишь самые явные.

Нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности дорожного движения также разнообразно: есть и законы, но гораздо больше подзаконных актов. И чаще всего при возникновении каких-либо вопросов применяется «точечное регулирование», то есть устранение наиболее острой проблемы. А как устранение такой проблемы будет влиять на другие составляющие дорожного движения может и не всегда продумывается в должной мере.

Сам комплекс проблем, связанных с организацией дорожного движения в России, обширен и многогранен. На мой взгляд, и решение этой проблемы должно быть комплексным. Поэтому сейчас назрела необходимость принятия Дорожного кодекса РФ.

Почему именно Кодекс? Как известно кодексам свойственно именно системное регулирование отдельных отраслей права. И пусть безопасность дорожного движения не является отдельной отраслью права, но то, что ее составляющими являются очень многие вопросы, бесспорно. Поэтому эти составляющие требуют системного подхода и, соответственно, регулирования.

По моему мнению, Дорожный кодекс РФ мог бы регулировать следующие вопросы:

— определение уполномоченных и ответственных за содержание дорог, требования к качеству дорог;

— определение уполномоченных органов или должностных лиц, в чье ведение буде входить организация дорожного движения;

— непосредственно Правила дорожного движения;

— требования к органам ГИБДД по профилактике ДТП;

Интересно будет узнать Ваше мнение по вопросам, которые могли бы попасть в сферу регулирования Дорожного кодекса.

Думаю, что именно системность при решении проблем безопасности дорожного движения может изменить к лучшему нынешнюю ситуацию.

Конечно, ни один кодекс не заставит водителя или пешехода уважительно относиться к другим участникам дорожного движения, поэтому должную культуру поведения на дороге нужно поддерживать в любом случае. Поэтому будьте внимательны на дорогах!

630 комментариев

Марат Сайфутдинов
Актуальная тема
0
Сергей Романов
а есть идеи по содержанию такого Кодекса?
1
Марат Сайфутдинов
а есть ли заграничные аналоги транспортного кодекса?
0
Анна Летавина
Тут пишут, что в европейских странах есть.
0
Марат Сайфутдинов
нус господа :) с чего начнем?!
0
Сергей Романов
Начнем с того: нужен ли такой кодекс или нет?
0
Антон Рыжов
немного ли кодексов? мне кажется даже бывалые юритсы уже путаются от такого большого количества нормативных актов
1
Сергей Романов
Бывалые юристы не запутаются. А такую острую проблему как безопасность дорожного движения нужно решать немедленно. Столько людей ежегодно теряем.
-1
Владимир Полуянов
От самоубийств, знаете ли, больше теряем. Не кодексами проблемы решаются. Во всяком случае не эта проблема.

Вы сталкивались с ситуацией по ДТП, где разрешение проблемы зашло в тупик из-за неурегулированности вопроса? Или где отсутствие ДК воспрепятствовало реализации чьих-то прав?
0
Эльдар Гайнетдинов
Конечно! Практически все случаи вынесения ГИБДД определения о прекращении производства по административному делу!
-1
Сергей Романов
Это проблема нечеткости прописанности некоторых норм ПДД.
0
Нафися Абдулвагапова
Безусловно, решение проблемы безопасности дорожного движения, невозможно без четких законодательных основ. Принятие Дорожного кодекса смогло бы устранить существующие пробелы в законодательстве. Однако необходимо также изучить опыт зарубежных стран, например, на сколько я знаю, в Италии и Франции был принят дорожный кодекс.
1
Сергей Романов
интересно было бы узнать о содержании таких кодексов. Надо будет в Интернете посмотреть.
0
Амир Агапов
Вот, к примеру, я нашел интересную информацию: «29 июля 2010 года Сенат итальянского парламента одобрил новый Дорожный кодекс (ДК), призванный сделать дороги страны более безопасными. Документ состоит из 61-й главы. Согласно положениям нового ДК владельцы гостиниц, баров и ресторанов будут обязаны предоставлять клиентам «этилометры», измеряющие содержание алкоголя в крови. Отсутствие подобных приборов может обернуться штрафом в размере до 1200 евро». И, следовательно, учитывая положительный опыт зарубежных стран, данная тема в РФ является актуальной.
2
Марат Сайфутдинов
У нас так то вобще пить за рулем нгельзя :)
0
Сергей Романов
по нижеуказанной ссылке можно почитать интересную статью по этой же теме.

dpr.ru/journal/journal_27_21.htm
0
Анна Летавина
очень интересная статья. Я думаю, что принятие Дорожного кодекса необходимо. Ради интереса поискала еще информацию в Интернете, так нашла, что автомобилисты России давно уже просят принятие такого акта.
0
Илья Шевченко
А без кодекса эти проблемы решить никак нельзя разве?

Разве уголовный кодекс как-то искореняет коррупцию? Разве УПК как-то влияет на качество правосудия и, например, искореняет пытки? Да нет конечно. Но мы юристы продолжаем свято верить в то, что вот издадим закон, да ещё если сделаем его как кодекс, то тут вдруг все проблемы и решатся. Да не решаться они, так как причины их слишком сложно устроены и воздействовать на них нужно не только кодексами.
3
Нафися Абдулвагапова
Конечно же, Вы правы, лишь принятием кодекса здесь не обойтись. Но никто и не говорит, что принятие Дорожного кодекса является панацеей и решит все существующие проблемы в этой сфере. Это лишь один шаг на пути к развитию нашего законодательства, к улучшению сложившейся ситуации.
0
Анна Летавина
Проблему коррупции он может и не решит, то в одном кодексе четко прописать кто и за что отвечает можно. Не раз по телевидению показывали ситуации, когда не могли найти ответственных за качество дорог. Оказывается дорога может одновременно «числиться» (в плане ответственности) за несколькими органами власти или юр.лицами. А значит вряд ли можно найти кто все-таки должен ее содержать на должном уровне.
1
Анна Янина
:)))))) Прямо как ситуация с мостом в фильме «Королева бензоколонки».

Времена идут, а ничего особо не меняется. :)))
0
Владимир Полуянов
То есть Вы предлагаете полномочия ГИБДД в целом определять в одном акте, а в части профилактики ДТП в этом кодексе?

И так далее. Общие положения по качеству работ будут в ГК (конкурс, подряд), а по специальному предмету (дорожное полотно) в ДК?

Полагаете это поспособствует качественному правоприменению?
2
Сергей Романов
Тут вот вообще предлагают создать Дорожную полицию и вывести ее из системы МВД. Такое отдельное дорожное ведомство могло бы объединить в себе дорожную полицию и дорожную службу.
0
Леська Сабирова
Данная тема действительно является очень актуальной, и я считаю необходимым принятие данного кодекса!!!
1
Марат Сайфутдинов
Для начала пусть создадут этот кодекс, дадут общественности на обозрение, поправят ошибки и потом только пусть принимают
1
Сергей Романов
Публичное обсуждение проекта такого кодекса обязательно должно быть. Очень много нюансов может быть отражено мнениями людей. Ведь многие из нас являются водителями.
0