Пользователь № 126736 →  Правда о законе полиции/милиции



По результатам прошедшего всенародного обсуждения законопроекта «О полиции» гражданами, представителями общественности, экспертами было сформулировано и представлено большое число полезных и важных замечаний и предложений. Неудивительно, что текст документа, направленный Президентом России в Государственную Думу, был существенно скорректирован – как кажется нам, его разработчикам, безусловно, улучшен, доработан в интересах общества и граждан. В целом и изменения, и дополнения могут быть сгруппированы в несколько условных смысловых блоков, которые хотелось бы представить вниманию общественности. Сергей Булавин

Поехали…

Все рассуждения иных участников блога про принцип состязательности в уголовном процессе, про плохой закон о полиции/милиции, являются лишь абстрактной теорий, оторванной от реальной жизни. А вот если бы комментаторы данных мыслей, вернулись бы на землю и посмотрели на реальную ситуацию в милиции (их условия работы), нагрузку, то стало бы понятно почему у нас в стране такая ситуация и с раскрываемостью преступлений, и с текучкой кадров, с материальным обеспечением сотрудников правоохранительных органов. А рассуждать с научной точки зрения легко, особенно когда сам не работаешь в той организации, которой даёшь советы. Булгаков Дмитрий

НАдо заметить: сама по себе структурная реформа сферы государственного принуждения (та самая полицейская реформа) мало что даст. Если у нас не будет подлинно независимых судов (имей мы правосудие, давно бы сформировалась практика наказания за полицейский произвол, отказ от защиты граждан, пытки и издевательства и, соответственно, давно бы «силовики» научились думать о неотвратимой ответственности за средневековое отношение к людям). Во-вторых, трудно надеяться на успех без политической реформы, ибо без создания нормальной системы политической конкуренции реформа ни одного государственного института (ни суда, ни полиции) не может быть полностью успешной.

Главный вопрос для проведения полицейской реформы формулируется просто: какую правоохранительную систему хотело бы иметь общество? Самый общий ответ — такую, чтобы она умела защищать людей от преступных посягательств, моментально реагировать на любые нарушения закона и, наконец, помогать людям. Но даже в такой форме ответ не столь банален, как кажется на первый взгляд. Ведь кто-то формулирует задачу полицейской системы и по-другому, например, как борьбу с преступностью. Вроде бы тоже правильно. Привычно — да, но правильно ли?

Во-первых, само слово «борьба» предполагает «победу». В идеале хорошо, конечно, полностью ликвидировать преступность. Но поскольку это нереально (так уж устроен мир), милитаризация цели милитаризирует и средства ее достижения. Неудивительно, что у нас сегодня силовой стиль доминирует над сугубо правовым, процессуальным.

Во-вторых, «борьба» неизбежно востребует принцип «лес рубят — щепки летят». Поэтому и задача «отличить» преступника от невиновного отходит на задний план. Здесь уже не до защиты человека, не до помощи ему. Главным становится слоган «найти и обезвредить». Так что же, полицейские или контрразведчики должны стать «сестрами милосердия»? Вовсе нет. Но и не «меченосцами», не сотрудниками «карательных органов».

В-третьих, когда речь идет о «борьбе», неизбежно появляется соблазн продемонстрировать ее успехи. Во что это выливается известно: поменьше фиксировать правонарушений, по возможности отказывать в возбуждении дел, выбивать из подозреваемых признание любыми способами, в т.ч. и пытками. В конечном счете это ведет к морально-психологическому разложению самих сотрудников правоохранительных органов. И это разложение приобрело уже масштабный характер. Полицейская функция, можно сказать, «приватизирована», т.е. стала для многих (естественно, не для всех) источником гораздо большего дохода, нежели официальное денежное вознаграждение. Никого уже не потрясают обнародуемые факты полицейского рэкета, прямого или косвенного участия сотрудников правоохранительных органов и спецслужб в организованных преступных сообществах (например, при рейдерстве) и т.д.

Таким образом, неточно ставя задачи, общество не вправе ожидать от полиции и спецслужб адекватной работы — эффективной, но законной, ибо эта работа в психологическом смысле едва ли не самая трудная из всех видов государственной деятельности. Если, например, для медиков существует лишь один принцип — спасать, то полицейские (в широком смысле этого слова) вынуждены и спасать, и «губить». Или если для военнослужащих главная задача — готовиться к возможным боевым действиям, а ведя их, победить врага, то для полицейских, по большому счету, не должно существовать ни понятия «победа», ни понятия «враг», ибо они имеют дело, как правило, со своими же согражданами, чью виновность еще предстоит доказать в суде. И все эти особенности сочетаются с тем, что повседневно имея дело с аномальными, зачастую отвратительными проявлениями человеческой природы, рискуя при этом жизнью и здоровьем, часто находясь в ситуации, когда приходится быстро реагировать на происходящее, полицейский обязан ни на секунду не забывать, что он представляет закон.

Требуются новые законы

Нужно определиться с тем, кто именно выполняет полицейские функции. Российское законодательство оперирует разными терминами — «правоохранительные органы», «спецслужбы», «контролирующие органы», «органы государственной охраны». Однако при этом нет четких критериев отнесения того или иного органа к соответствующей группе. И что особенно важно, законодательно пока четко не определено, какие структуры относятся к собственно полицейским (правоохранительным?). Потому, например, непонятно, как та же Прокуратура должна осуществлять предписанную ей законом «координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», если законодательно не установлена система этих органов?

Правда, в ст.8 Закона о прокуратуре говорится, что прокуроры «координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов». То есть частично правоохранительные органы названы. Но, во-первых, опять-таки не все. А во-вторых, так и не известны критерии отнесения того или иного органа к «правоохранительным» (например, непонятно, почему таможенные органы отнесены к правоохранительным. Или сама Прокуратура – это правоохранительный орган или орган надзорный?)

Слово «полиция» происходит от греческого «politeia» (полития), что означает управление делами государства или просто управление. По мере усложнения государственных функций понятие «полиция» сузилось и стало означать систему «особых органов, обеспечивающих правопорядок и внутреннюю безопасность государства путем надзора и принуждения, а также, в некоторых государствах, разновидность внутренних войск» (цитата из учебника). Если опираться на это определение, придется признать, что у нас существует порядка двадцати ведомств, которые отвечают названным признакам, поскольку вправе (некоторые полностью, некоторые частично):

а) ограничить личную свободу гражданина (задержание, арест);

б) нарушить неприкосновенность жилища и собственности (обыск, выемка, арест или использование транспортных средств и т.п.);

в) нарушить неприкосновенность частной жизни (перлюстрация корреспонденции, прослушивание);

г) нанести вред здоровью или лишить жизни человека (применение физической силы, в т.ч. с помощью огнестрельного оружия).

Итак, для начала нужно создать систему законодательных актов, регулирующих правовой статус правоохранительных органов и спецслужб. Возможна следующая структура законодательства в данной сфере:

· федеральный закон о полицейской деятельности;

· федеральный закон о специальных службах;

· федеральные законы об отдельных ведомствах (полицейских и спецслужбах).

Необходимо изменить критерии оценки работы полицейских ведомств. Среди них (в зависимости от специфики органа, критерии могут варьироваться):

· число выявляемых преступлений и административных правонарушений;

· число предотвращенных преступлений (в т.ч. попыток и покушений на преступление);

· число лиц, обратившихся за помощью и защитой;

· число лиц, обратившихся за помощью и защитой, которым удалось помочь;

· уровень раскрываемости преступлений;

· экономический эффект, в т.ч.: а) сумма средств и материальных ценностей, возвращенных собственникам (государственным и частным); б) сумма взысканного по суду материального ущерба от преступлений;

· число удовлетворенных заявлений (жалоб), поданных в суд, в связи с неправомерными действиями сотрудников полицейских ведомств.

Перестать воевать с гражданами

Пора демилитаризовать органы, входящие в полицейскую систему. В этих целях нужно:

· структурно развести оперативно-следственный аппарат и войсковые структуры (проще говоря, вывести последние из состава соответствующих ведомств);

· пересмотреть военноподобные системы званий (начиная с самого их количества) и порядок прохождения службы во всех структурах. Разумеется, реформирование здесь должно не ухудшить, но, наоборот, существенно улучшить материальное положение сотрудников и создать перспективы профессиональной карьеры.

Следует провести существенную реорганизацию МВД.

И вот на этом хотел бы остановиться подробнее.

А) Задачи (функции) Министерства внутренних дел сегодня настолько разнообразны, что главная задача — защита личности и общества от преступных посягательств — становится отнюдь не главной. По сути, у нас вообще нет ведомства, целиком нацеленного и полностью отвечающего за тяжкую преступность «традиционно уголовного» характера.

Б) Наличие такой крупной задачи МВД, как поддержание боеготовности Внутренних войск и их использование, милитаризует всю полицейскую систему. Это весьма опасно, так как военная и полицейская функции государства имеют не только разный смысл, но и разные психологические основы. Неизбежно возникает соблазн переносить военные методы на полицейскую деятельность, что снижает общий квалификационный уровень последней.

В) Имея разветвленную не только горизонтальную, но и вертикальную структуру, МВД (а с ним и государство в целом) утеряло необходимую маневренность в сфере противодействия преступности (профилактики, выявления, пресечения преступлений, доведения дел до суда). Речь идет о том, что органы МВД (хотя и в виде разных структурных подразделений) обязаны сегодня не только бороться с квалифицированной, профессиональной, организованной преступностью, но и выполнять функции рутинного поддержания порядка. Это ведет к следующим негативным последствиям:

· размывается ответственность местных (региональных и муниципальных) органов власти за состояние правопорядка на их территориях;

· личный состав территориальных органов внутренних дел не ощущает в должной мере свою ответственность перед местными жителями;

· теряется или не повышается квалификация милицейской элиты – сыщиков, в т.ч. и потому, что эти сотрудники часто отвлекаются для выполнения не свойственных им задач (патрулирования, охраны и т.д.);

· централизация разноплановых полицейских функций в рамках МВД не позволяет быстро перестраивать и перенацеливать милицию для решения специфических для данной местности задач (например, где-то акцент должен быть сделан на молодежной, подростковой преступности, где-то – на корыстных преступлениях и т.п.).

Как реорганизовать МВД

Из сказанного вытекают и основные направления реорганизации МВД. Предлагается упразднить МВД, создав вместо этого ведомства несколько самостоятельных систем.

На федеральном уровне создается Федеральная уголовная полиция (в статусе федеральной службы), занимающаяся выявлением, пресечением и расследованием наиболее опасных преступлений (насильственных, корыстных, некоторых преступлений против порядка управления). Их перечень предстоит определить.

Внутренние войска преобразуются в Национальную гвардию, целиком подчиненную Президенту РФ.

Федеральная миграционная служба должна быть полностью самостоятельным органом, в целом сохраняющим свои нынешние функции и полномочия.

В каждом из субъектов РФ создаются полицейские управления со своими нижестоящими подразделениями, в ведении которых будут находиться:

· выявление, пресечение и расследование некоторых преступлений;

· физическая защита контролирующих органов (силами спецподразделений);

· безопасность дорожного движения (эта сфера, видимо, должна быть поделена с муниципальной милицией, о чем ниже);

· вневедомственная охрана,

· разрешительная система (лицензирование оружия и проч.);

· экологическая полиция, «полиция нравов» и т.п. (по усмотрению самого субъекта РФ).

Региональные полицейские управления должны контролироваться органами власти соответствующего субъекта РФ и подчиняться им.

Наконец, на местном (но только поселенческом) уровне создается муниципальная милиция. Замечу, что именно на этом уровне термин «милиция» является оправданным, поскольку изначально и был предназначен для самозащиты граждан (см., например, Поправку II к Конституции США). Собственно говоря, и Ленин применял этот термин только потому, что рассчитывал заменить платную полицию и армию вооружением народа. Разумеется, муниципальная милиция не будет именно таким, непосредственным вооружением народа, а тем более, она не аналог «народных дружин». Это будет фактически сегодняшняя милиция общественной безопасности, но имеющая принципиально иное качество (к сожалению, сопротивление руководства МВД в конце 90-х годов не позволило реализовать указ Президента о формировании муниципальной милиции вне системы МВД).

Во-первых, муниципальная милиция не будет иметь вышестоящего «милицейского» органа, а будет подчиняться только местному сообществу (непосредственно и в лице его выборных органов).

Во-вторых, она будет содержаться исключительно на средства местных бюджетов. Такой способ финансирования представляет собой одну из принципиальных гарантий того, что милиция перестанет смотреть на людей как на потенциальных обитателей «обезьянников». Конечно, переход к этому составляет сегодня трудность, в силу бюджетной нищеты местного самоуправления. Поэтому необходимо будет одновременно пересмотреть и его источниковую базу.

В-третьих, будет введен принцип выборности населением руководителей муниципальной милиции в каждом населенном пункте и их регулярной подотчетности жителям.

В-четвертых, основной задачей муниципальной милиции станет охрана общественного порядка — патрульно-постовая служба с полномочиями по дознанию, институт участковых, детские комнаты милиции и т.п. В городах, возможно, на эту милицию будет возложена и безопасность дорожного движения. Здесь придется поделить эту сферу компетенции с региональными властями.

Таковы некоторые, самые общие и предварительные наброски направлений полицейской реформы, под которой я разумею, конечно же, отнюдь не только реформу милиции, но и спецслужб, и прокуратуры, и ряда контролирующих органов.

575 комментариев

Динар Виноградов
Государственная защита участников судопроизводства, безусловно, должна быть выделена в отдельную федеральную службу, подчиняющуюся непосредственно президенту, ни в коем случае нельзя доверять ее полиции, это абсурд в условиях сегодняшней повальной всеохватной коррупции.
0
Светлана Михайлова
Надо добавить в закон, что полиция не имеет права препятствовать гражданину производить аудио-, фото- и видеофиксацию проводимых в отношении гражданина действий в случае, если гражданин считает производимые в отношении него действия противозаконными.
0
Евгении Дорофеев
Сотрудник полиции обязан быть вежлив при обращении к гражданину, обязан представиться и назвать причину обращения. Категорически запретить хамское обращение к гражданам!!!
0
Антон РуССкий
Основным критерием оценки деятельности полиции считать отношение к полиции большей части населения, проживающего на территории обслуживаемого муниципального образования.
0
Дмитрий Пугачев
Доверие к милиции увеличится, когда милиция будет добросовестно реагировать на сообщения граждан. Сейчас, если гражданин привезет в ГАИ видеозапись, как автомобиль проехал на красный свет, протокола не будет в 100% случаев. Я лично 5 раз обращался. Милиция не доверяет гражданам. О каком доверии к милиции может идти тогда речь.
0
Степан Соловьев
Подавляющее большинство наших нынешних милиционеров в принципе не приучены предъявлять свои удостоверения личности, тем более если вы попробуете записать их данные… Должно быть четко прописано, что удостоверения могут не предъявляться только при вооруженном сопротивлении. Даже при физическом сопротивлении гражданина обязаны предъявить документ (их же много).
0
Георгий Дзнеладзе
а я считаю что каждую полицейскую машину необходимо оснастить ноутбуком с доступом к банку данных, а также видеокамерой для фиксации нарушений.
0
Джулия Давидова
Самое главное из этого закона!!! Нельзя давать сотрудникам полиции заходить в жилище граждан без санкции суда. В противном случае недобросовестные сотрудники полиции будут «прикрываться» законными основаниями для беспрепятственного прохождения в квартиру гражданина, для того чтобы получить «какую-то свою выгоду».
0
Юрий Шедько
Забыли о самом главном, денежное довольствие, и обеспечение жильем надо было конкретизировать на примере закона «О статусе военнослужащих»
0
Любовь Дудкина
Не забыть внести соответствующие изменения в трудовое законодательство, а то пенсии не видать.
0
Светлана Евтюхина
Государство потратить огромные деньги на новые бланки, удостоверения, нашивки всякие, вывески и при этом ничего не изменится. как не изменилось переименования ГАИ на ГИБДД, но будем надеяться на лучшее. Полиция мне больше нравиться, чем милиция, с милицией ассоциации не хорошие были всегда, тем более в последнее время в нашей стране.
0
Тимур Титенко
переименование милиции в полицию — насколько это дорогое удовольствие? У нас есть опыт переименования ГАИ в ГИБДД. Потребовалось менять нашивки на форме, вывески, бланки, служебные удостоверения. Есть какие-то прикидки, во сколько это обойдется?
1
Евгений Грачев
Вроде не проводили смету финансовых расходов. Вступление закона в силу предполагается с 1 января 2011 года, и будет еще год на то, чтобы осуществить переименование. Да и сам процесс переименования будет происходить постепенно. Даже если где-то какое-то время будет написано «отделение милиции», это не страшно. Лишь бы работали хорошо.
0
Алексей Павловский
Теперь что будет — отделение милиции (ОВД) или полицейский участок?
1
Виктория Кубинская
Полагаю, что будет отделение полиции, и они будут делиться на ТИПЫ, например ОВД по району Марино будет — Полицейский участов 3 типа). Это не столь важно. Главное, чтобы он эффективно выполнял свои функции, чтобы жители района чувствовали себя в безопасности.
0
Сергей Астахов
Советскую милицию воспринимали как народную дружину, а полиция, предполагается, будет более профессиональная, будем надеяться, но с трудом верится.
1
Мариша Майорова
Я бы не сказала, что причисляли к дружинникам. В 17-м году были созданы органы правопорядка, которые стали именоваться милицией, тем самым подчеркивая их народный характер.
1
Тимур Кантиев
Кроме того, у людей в то время было отторжение к самому слову «полиция». Однако обеспечением правопорядка в стране милиция занималась на профессиональной основе, и поэтому ее переименование в полицию в настоящее время является вполне закономерным решением. Это логичный итог развития органов правоохраны в России, которая идет по пути формирования правового федеративного государства. Очередной шаг в процессе интеграции в мировое полицейское сообщество.
1
Армен Агабабян
Интересует вопрос, а что будет со званиями в полиции, говорят что будут какие то изменения, или это дезинформация?
0
Александр Акмелин
Все останется как есть. Это определенные этапы службы сотрудника полиции, он должен знать о возможных перспективах своей служебной деятельности и карьерного роста. Кроме того, специальные звания имеются в полициях практически всех стран. Это — общепринятая практика, и у нас нет объективных причин отказываться от нее.
2
Ольга Белова
Будем надеяться, что новый закон поможет вернуть доверие людей к стражам порядка!
0
Женя Скворцов
Такова главная цель реформирования системы МВД. Разумеется, само по себе принятие нового закона не может в одночасье изменить отношение к органам правопорядка. Многое зависит прежде всего от самих сотрудников.Граждане должны себя чувствовать защищенными, спокойно трудиться, учиться, отдыхать.
0
Александр Миронов
Никакие дураки, кроме нас, кто уже работает в милиции, не пойдет работать в полицию, а руководство думает что клевый и честный народ в очередь встанет в полицию. Мы здесь пашем, а над нами издеваются, людей сокращают, а работы в 10 раз прибавилось и прибавляется каждый день. Уже забываешь о своей жизни, потому что она вся проходит на работе, годы летят, а социальной поддержки у нас никакой.
1
Павел Воронин
zhora+1

Моё мнение таково, что дело не в отдельно взятых слоёв общества(как граждан так и сотрудников ), а в исполнительной части законодательной системы. Ведь она не работает!!! Какая разница кто даёт взятки, если их берут!

По поводу профессии. Работа у всех тяжёлая начиная с дворника заканчивая начальниками каких-либо организаций и структур. Вопрос лишь в том на сколько она тяжёлая! А трудно всем! У всех свои задачи которые надо выполнять и у милиционера и у водителя. Говорить о том что милиционерам очень тяжело работать — не корректно! Не кого же не заставляли идти работать туда… более того вы сами выбрали свою работу, а теперь говорить на сколько она тяжёлая! Да тьфу на вас! Противно слышать!!!
0
Леонид Добич
читаешь статьи о реформе милиции и не перестаешь удивляться!, оперов и участковых в системе МВД при реорганизации трогать не будут, а в действительности все идет наооборот, было 8-мь оперов-сократили 4-х, нагрузки сокращенных разделили на оставшихся, при этом требования к раскрываемости в процентном соотношении увеличели в разы, как была показуха так она и осталась, кто придумал критерии оценки деятельности подразделений ОВД? он хоть сам работал на«земле»? имеет предстовления как раскрываются преступления в наше время? Вероятнее всего после реорганизации будут работать в полициине непонятно КТО!!! потому что как говорится с такими требованиями изложенныз в законе желающих подстовлять грудь под непонятные действия вряд ли найдутся!
1
Оксана Калашникова
Полномочий у полицейских не прибавиться, а ответственность увеличиться в трое. Хорошо еще что зарплату прибавят. Сама еще мала, чтобы рассуждать о законе федерального значения. Время покажет.
1
Альберт Санышев
Хочется сказать словами классика «Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет...»

Да вот всё дело в том, что наша правоохранительная система, пахнет далеко не розами.
0