Сергей Бакешин → К вопросу о реформе высших судебных инстанций
Президент РФ внес в Государственную Думу проект поправок в Конституцию, касающихся объединения Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Данный документ предусматривает образование Верховного Суда Российской Федерации, в юрисдикцию которого будут входить не только гражданские, уголовные, административные дела, но и разрешение экономических споров, относящееся в настоящее время к компетенции арбитражных судов. Проект поправок не только предполагает упразднение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, но и исключает из Конституции всякое упоминание об арбитражных судах.
Предполагается, что в течение шести месяцев с момента вступления поправок в силу («переходный период») будет упразднен ВАС РФ. При этом судьи ВАС РФ продолжат осуществлять свои полномочия до начала работы вновь образованного ВС РФ, сроки формирования которого законом не определены. Законопроект не разъясняет, войдут ли судьи ВАС РФ после упразднения последнего, но до образования нового ВС РФ в состав старого ВС РФ или будут осуществлять свои полномочия в порядке частной практики.
Новый ВС РФ будет состоять из 170 судей. ВС РФ в настоящее время насчитывает 125 судей, а ВАС РФ по состоянию на 29 октября 2013 года – 53 судьи, хотя еще полгода назад его численность составляла 60 человек.
Кандидатов на должности судей нового ВС РФ будет отбирать Специальная квалификационная коллегия, состоящая из 27 человек (по одному представителю президента, Общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов и по три представителя от.действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации). Предполагается, что эта коллегия будет рассматривать заявления кандидатов и принимать решения по ним в течение «переходного периода». Отобранные коллегией кандидаты будут представлены президенту для назначения. В не определенный законопроектом момент кандидаты на должности судей нового ВС РФ должны будут пройти квалификационный экзамен, который будет принимать Специальная экзаменационная комиссия, состоящая из 11 человек (три члена, избираемые общероссийскими общественными объединениями юристов, и по одному члену от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации). Назначаться судьи нового ВС РФ будут Советом Федерации по представлению президента.
Порядок формирования Специальной квалификационной коллегии и Специальной экзаменационной комиссии, порядок отбора кандидатов на должности судей ВС РФ, порядок приема экзамена будет установлен каким-то другим, пока неведомым, законопроектом, который должен быть в спешке разработан и принят в «переходный период», с таким расчетом, чтобы в течение этого переходного периода успеть сформировать новый ВС РФ.
Законопроект представляет интерес с точки зрения юридической техники. Дело в том, что Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, – особый вид законодательных актов, для которых предусмотрен специальный порядок вступления в силу – одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Законопроект об упразднении ВАС РФ формально является проектом Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, однако он содержит не только положения, изменяющие Конституцию, но и нормы, в Конституцию не инкорпорируемые (положение о численном составе ВС РФ, общее описание процедуры формирования первоначального состава ВС РФ). Но, поскольку эти нормы включены в закон о поправке к Конституции, на них распространяется режим принятия и вступления в силу, предусмотренный для таких законов. На практике это означает, что последующее изменение численности ВС РФ или процедуры формирования его первоначального состава, предусмотренных предложенными президентом поправками к Конституции, может потребовать принятия нового Закона РФ о поправке к Конституции РФ, который не будет содержать никаких поправок к Конституции.
Такая абсурдная ситуация станет возможной только потому, что одновременно с проектом Закона РФ о поправке в Конституцию РФ в Государственную Думу не были внесены проекты законов, детально регулирующих порядок формирования, состав, структуру ВС РФ и т.п. Почему этого не было сделано, остается только гадать. Либо потому, что не хватило времени на разработку этих законопроектов, либо для того, чтобы после принятия резонансных поправок к Конституции тихо и незаметно для уставшей от этой темы широкой публики «протащить» еще более одиозные законы о судебной системе, о Верховном Суде, о порядке его формирования, о порядке формирования Специальной квалификационной коллегии и Специальной экзаменационной комиссии, о программе экзаменов и пр., и пр.
Как отмечено выше, проект поправок в Конституцию исключает из нее упоминание об арбитражных судах и арбитражном процессе. При этом судьба системы арбитражных судов в законопроекте никак не решена. Что произойдет с максимально профессиональной, компетентной, открытой, добросовестной, эффективной, четко и слаженно работающей системой судов (во всяком случае в сравнении с судами общей юрисдикции арбитражные суды предстают именно такими), остается неизвестным. Они останутся самостоятельной системой, превратятся в специализированные суды (по аналогии с военными судами) или исчезнут совсем? По каким правилам будут разрешаться экономические споры? Превосходство арбитражных судов над судами общей юрисдикции в плане качества правосудия единодушно отмечается всеми. Также большинство экспертов сходятся в своей негативной оценке предложенных президентом поправок к Конституции. Фактически этот законопроект нарушает конституционный принцип несменяемости судей, поскольку предполагает прекращение полномочий действующих судей ВС РФ и ВАС РФ и формирование нового состава ВС РФ с помощью неясных процедур, включающих в себя непонятный квалификационный экзамен. Неудивительно, что ряд судей ВАС РФ сочли для себя неприемлемой предлагаемую президентом процедуру и подали заявления об отставке.
На фоне объединения ВС РФ и ВАС РФ малозаметными остаются содержащиеся в том же проекте поправок к Конституции положения, усиливающие прямое влияние президента на органы прокуратуры. Согласно действующей редакции Конституции генеральный прокурор назначается Советом Федерации по представлению президента, все иные прокуроры назначаются генеральным прокурором. Президент предлагает изменить этот порядок: распространить на заместителей генерального прокурора порядок назначения, предусмотренный для генерального прокурора, и закрепить за президентом полномочия по назначению всех иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров (самого нижнего звена системы прокуратуры РФ).
Предполагается, что в течение шести месяцев с момента вступления поправок в силу («переходный период») будет упразднен ВАС РФ. При этом судьи ВАС РФ продолжат осуществлять свои полномочия до начала работы вновь образованного ВС РФ, сроки формирования которого законом не определены. Законопроект не разъясняет, войдут ли судьи ВАС РФ после упразднения последнего, но до образования нового ВС РФ в состав старого ВС РФ или будут осуществлять свои полномочия в порядке частной практики.
Новый ВС РФ будет состоять из 170 судей. ВС РФ в настоящее время насчитывает 125 судей, а ВАС РФ по состоянию на 29 октября 2013 года – 53 судьи, хотя еще полгода назад его численность составляла 60 человек.
Кандидатов на должности судей нового ВС РФ будет отбирать Специальная квалификационная коллегия, состоящая из 27 человек (по одному представителю президента, Общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов и по три представителя от.действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации). Предполагается, что эта коллегия будет рассматривать заявления кандидатов и принимать решения по ним в течение «переходного периода». Отобранные коллегией кандидаты будут представлены президенту для назначения. В не определенный законопроектом момент кандидаты на должности судей нового ВС РФ должны будут пройти квалификационный экзамен, который будет принимать Специальная экзаменационная комиссия, состоящая из 11 человек (три члена, избираемые общероссийскими общественными объединениями юристов, и по одному члену от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации). Назначаться судьи нового ВС РФ будут Советом Федерации по представлению президента.
Порядок формирования Специальной квалификационной коллегии и Специальной экзаменационной комиссии, порядок отбора кандидатов на должности судей ВС РФ, порядок приема экзамена будет установлен каким-то другим, пока неведомым, законопроектом, который должен быть в спешке разработан и принят в «переходный период», с таким расчетом, чтобы в течение этого переходного периода успеть сформировать новый ВС РФ.
Законопроект представляет интерес с точки зрения юридической техники. Дело в том, что Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, – особый вид законодательных актов, для которых предусмотрен специальный порядок вступления в силу – одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Законопроект об упразднении ВАС РФ формально является проектом Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, однако он содержит не только положения, изменяющие Конституцию, но и нормы, в Конституцию не инкорпорируемые (положение о численном составе ВС РФ, общее описание процедуры формирования первоначального состава ВС РФ). Но, поскольку эти нормы включены в закон о поправке к Конституции, на них распространяется режим принятия и вступления в силу, предусмотренный для таких законов. На практике это означает, что последующее изменение численности ВС РФ или процедуры формирования его первоначального состава, предусмотренных предложенными президентом поправками к Конституции, может потребовать принятия нового Закона РФ о поправке к Конституции РФ, который не будет содержать никаких поправок к Конституции.
Такая абсурдная ситуация станет возможной только потому, что одновременно с проектом Закона РФ о поправке в Конституцию РФ в Государственную Думу не были внесены проекты законов, детально регулирующих порядок формирования, состав, структуру ВС РФ и т.п. Почему этого не было сделано, остается только гадать. Либо потому, что не хватило времени на разработку этих законопроектов, либо для того, чтобы после принятия резонансных поправок к Конституции тихо и незаметно для уставшей от этой темы широкой публики «протащить» еще более одиозные законы о судебной системе, о Верховном Суде, о порядке его формирования, о порядке формирования Специальной квалификационной коллегии и Специальной экзаменационной комиссии, о программе экзаменов и пр., и пр.
Как отмечено выше, проект поправок в Конституцию исключает из нее упоминание об арбитражных судах и арбитражном процессе. При этом судьба системы арбитражных судов в законопроекте никак не решена. Что произойдет с максимально профессиональной, компетентной, открытой, добросовестной, эффективной, четко и слаженно работающей системой судов (во всяком случае в сравнении с судами общей юрисдикции арбитражные суды предстают именно такими), остается неизвестным. Они останутся самостоятельной системой, превратятся в специализированные суды (по аналогии с военными судами) или исчезнут совсем? По каким правилам будут разрешаться экономические споры? Превосходство арбитражных судов над судами общей юрисдикции в плане качества правосудия единодушно отмечается всеми. Также большинство экспертов сходятся в своей негативной оценке предложенных президентом поправок к Конституции. Фактически этот законопроект нарушает конституционный принцип несменяемости судей, поскольку предполагает прекращение полномочий действующих судей ВС РФ и ВАС РФ и формирование нового состава ВС РФ с помощью неясных процедур, включающих в себя непонятный квалификационный экзамен. Неудивительно, что ряд судей ВАС РФ сочли для себя неприемлемой предлагаемую президентом процедуру и подали заявления об отставке.
На фоне объединения ВС РФ и ВАС РФ малозаметными остаются содержащиеся в том же проекте поправок к Конституции положения, усиливающие прямое влияние президента на органы прокуратуры. Согласно действующей редакции Конституции генеральный прокурор назначается Советом Федерации по представлению президента, все иные прокуроры назначаются генеральным прокурором. Президент предлагает изменить этот порядок: распространить на заместителей генерального прокурора порядок назначения, предусмотренный для генерального прокурора, и закрепить за президентом полномочия по назначению всех иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров (самого нижнего звена системы прокуратуры РФ).
Нет комментариев