LAWYERS ASTAPOV → Андрей Астапов, управляющий партнер Международной юридической группы AstapovLawyers
Совместно с редакцией информационно-правового портала Международная юридическая группа AstapovLawyers рассматривает проблему нагруженности судов арбитражными исками.
В 2009 г. Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел 153 014 дел, из которых 45 576 дел (почти 30%) о признании недействительными договоров страхования. С чем связана столь высокая доля подобных дел? Есть ли зависимость от распложения в Москве головных офисов крупнейших страховый компаний России?
Для крупнейших страховых компаний РФ АСГМ является «домашним» комфортным форумом для рассмотрения споров и поэтому тенденция к выбору этого суда в оговорках о подсудности вполне понятна. Юристы этих компаний много работают в этом суде, понимают особенности его практики по схожим делам и для них, конечно, этот форум понятнее чем, предположим, суд в Краснодаре, где многие вопросы могут решаться совсем по- другому, хотя суды применяют одно и то же право. Кроме того, суды в регионах могут с большей симпатией относиться к «своему» то есть зарегистрированному в своем регионе страхователю. В конце концов на командировочных затратах можно сэкономить.
Такая высокая доля дел о признании недействительными договоров страхования по всей видимости говорит о росте количества страховых случаев с одной стороны, а также нежеланием или неспособностью страховщиков проводить выплаты – с другой. Интересно было бы прибавить к этим делам также дела в который страховщики оспаривают свою обязанность выплатить страховое возмещение.
В 2008 г. доля подобных дел, рассмотренных АСГМ, составляла 16%, а в 2007 г. — только 5%. Связан ли такой резкий прирост с какими-либо изменениями в законодательстве либо с изменением социально-экономической обстановки (например, с последствиями финансовго кризиса)?
Страна только начинает выходить из одного из самых тяжелых финансовых и экономических кризисов в своей новейшей истории. Кризис это всегда встряска и коренная ломка экономических устоев которые существовали. Договор, заключенный до кризиса который был выгоден, с изменением экономических реалий уже не кажется так уж привлекательным и конечно возникает соблазн избавиться от него воспользовавшись доступными правовыми средствами. Поэтому на мой взгляд рост литигативности страховых отношений как и рост количества судов в других отраслях — прямое следствие кризиса. Последствия его, как мы ожидаем, будут сказываться еще 2- 3 года.
В среднем заявленная сумма требований в подобных делах в 2009 г. составляла 211 000 руб. Отражает ли эта цифра реальное положение дел или же она формируется из большого числа «копеечных» исков и относительно малого числа крупных исков?
Статистика – вещь обманчивая. Столь маленькая сумма получается вследствие того, что на один миллиардный иск приходится бесчисленное количество мизерных. Однако суд обязан уделить должное внимание обеспечению качественного правосудия по всем делам не зависимо от суммы. Это и порождает перегруженность системы и, подчас, неспособность ее быть адекватной сложным правовым вопросам требующим разрешения.
По статистике, каждый день АСГМ рассматривает 125 исков исков о признании недействительными договоров страхования. Возможно ли рассмотрении части этих дел в судах иной инстанции? Есть ли возможность решать часть конфликтов во внесудебном порядке?
«Вопрос о перегруженности судебной системы постоянно муссируется. Нужно ведь разгружать суды, но при этом не лишать стороны права на судебную защиту, которое гарантировано Конституцией. Адекватное решение, на мой взгляд пока не найдено.»
Какое количество времени занимает в среднем у суда рассмотрения одного подобного дела?
Российское правосудие одно из самых быстрых по европейским меркам. Два- три месяца – нормальная продолжительность рассмотрения в первой инстанции. Это хороший результат.
Продолжилась ли в 2010 г. тенденция по увеличению как количества подобных дел, так и их доли в общем массиве рассмотренных исков?
По нашему мнению тенденция к увеличению количества исков сохранится еще в этом году. Потом оно по видимому пойдет на спад по мере нормализации пост- кризисных правоотношений.
Кто чаще выступает заявителем подобных исков, страховые компании или их клиенты?
Из нашего опыта чаще всего заявителем выступают страхователи которые требуют выплаты страхового возмещения.
В 2009 г. Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел 153 014 дел, из которых 45 576 дел (почти 30%) о признании недействительными договоров страхования. С чем связана столь высокая доля подобных дел? Есть ли зависимость от распложения в Москве головных офисов крупнейших страховый компаний России?
Для крупнейших страховых компаний РФ АСГМ является «домашним» комфортным форумом для рассмотрения споров и поэтому тенденция к выбору этого суда в оговорках о подсудности вполне понятна. Юристы этих компаний много работают в этом суде, понимают особенности его практики по схожим делам и для них, конечно, этот форум понятнее чем, предположим, суд в Краснодаре, где многие вопросы могут решаться совсем по- другому, хотя суды применяют одно и то же право. Кроме того, суды в регионах могут с большей симпатией относиться к «своему» то есть зарегистрированному в своем регионе страхователю. В конце концов на командировочных затратах можно сэкономить.
Такая высокая доля дел о признании недействительными договоров страхования по всей видимости говорит о росте количества страховых случаев с одной стороны, а также нежеланием или неспособностью страховщиков проводить выплаты – с другой. Интересно было бы прибавить к этим делам также дела в который страховщики оспаривают свою обязанность выплатить страховое возмещение.
В 2008 г. доля подобных дел, рассмотренных АСГМ, составляла 16%, а в 2007 г. — только 5%. Связан ли такой резкий прирост с какими-либо изменениями в законодательстве либо с изменением социально-экономической обстановки (например, с последствиями финансовго кризиса)?
Страна только начинает выходить из одного из самых тяжелых финансовых и экономических кризисов в своей новейшей истории. Кризис это всегда встряска и коренная ломка экономических устоев которые существовали. Договор, заключенный до кризиса который был выгоден, с изменением экономических реалий уже не кажется так уж привлекательным и конечно возникает соблазн избавиться от него воспользовавшись доступными правовыми средствами. Поэтому на мой взгляд рост литигативности страховых отношений как и рост количества судов в других отраслях — прямое следствие кризиса. Последствия его, как мы ожидаем, будут сказываться еще 2- 3 года.
В среднем заявленная сумма требований в подобных делах в 2009 г. составляла 211 000 руб. Отражает ли эта цифра реальное положение дел или же она формируется из большого числа «копеечных» исков и относительно малого числа крупных исков?
Статистика – вещь обманчивая. Столь маленькая сумма получается вследствие того, что на один миллиардный иск приходится бесчисленное количество мизерных. Однако суд обязан уделить должное внимание обеспечению качественного правосудия по всем делам не зависимо от суммы. Это и порождает перегруженность системы и, подчас, неспособность ее быть адекватной сложным правовым вопросам требующим разрешения.
По статистике, каждый день АСГМ рассматривает 125 исков исков о признании недействительными договоров страхования. Возможно ли рассмотрении части этих дел в судах иной инстанции? Есть ли возможность решать часть конфликтов во внесудебном порядке?
«Вопрос о перегруженности судебной системы постоянно муссируется. Нужно ведь разгружать суды, но при этом не лишать стороны права на судебную защиту, которое гарантировано Конституцией. Адекватное решение, на мой взгляд пока не найдено.»
Какое количество времени занимает в среднем у суда рассмотрения одного подобного дела?
Российское правосудие одно из самых быстрых по европейским меркам. Два- три месяца – нормальная продолжительность рассмотрения в первой инстанции. Это хороший результат.
Продолжилась ли в 2010 г. тенденция по увеличению как количества подобных дел, так и их доли в общем массиве рассмотренных исков?
По нашему мнению тенденция к увеличению количества исков сохранится еще в этом году. Потом оно по видимому пойдет на спад по мере нормализации пост- кризисных правоотношений.
Кто чаще выступает заявителем подобных исков, страховые компании или их клиенты?
Из нашего опыта чаще всего заявителем выступают страхователи которые требуют выплаты страхового возмещения.
Нет комментариев