Мария Леонова (Личковаха) →  Проблемные вопросы в юриспруденции

Являются ли 3% годовых и инфляционные расходы, предусмотренные ст. 625 Гражданского кодекса Украины, неустойкой?

Необходимо четко различать штрафные санкции в виде пени за нарушение обязательства и проценты годовых.

Неустойка – это санкция за нарушение обязательства (т.е. его неисполнения либо ненадлежащего исполнения), для которой установлены особые требования по поводу размеров, сроков взыскания и исковой давности. Так, в ч. 6 ст. 232 Хозяйственного кодекса Украины отмечается, что «начисление штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства, если иное не установлено законом или договором, прекращается через 6 месяцев от дня, когда обязательство могло быть исполнено». Согласно ст. Гражданского Кодекса Украины «исковая давность в 1 год применяется… к требованиям о взыскании неустойки (штрафа, пени)». В ст. 3 Закона Украины от 22.11.1996 № 543/96-ВР «Об ответственности за несвоевременное исполнение денежных обязательств» сказано, что «размер пени… исчисляется от суммы платежа и не может превышать двойной учетной ставки Национального Банка Украины, которая действовала в период, за который уплачивается пеня".

При этом взыскание инфляционных расходов и 3% годовых за просрочку исполнения денежного обязательства является правом кредитора, связанным с возмещением материальных потерь от обесценивания денежных средств в результате инфляционных процессов и получением компенсации от должника за пользование удерживаемыми им денежными средствами, принадлежащими к уплате кредитору. На это право не распространяются специальные сроки исковой давности и не установлено продолжительности срока, за который кредитор может взыскивать инфляционные издержки и три процента годовых. Это свидетельствует о том, что инфляционные начисления на сумму долга и проценты годовых входят в состав денежного обязательства, и не отождествляются с санкциями за невыполнение или ненадлежащее выполнение денежных обязательств.

Вышеупомянутое находит свое подтверждение в следующих положениях законодательства и судебной практике.

Так, в ст. 78 Конвенции Организации Объединенных Наций «О договорах международной купли-продажи товаров» от 11 апреля 1980 (Венской конвенции), к которой Украина присоединилась в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР № 7978-XI от 23.08.1989, и которое вступило в силу 01.02.1991 года, установлено, что «если сторона допустила просрочку в уплате цены или иной суммы, другая сторона имеет право на проценты с просроченной суммы без ущерба для любого требования о возмещении убытков, которые могут быть взысканы на основании статьи 74». При этом, согласно ст. 74 Конвенции «убытки за нарушение договора одной из сторон составляют сумму, равную тому ущербу, включая упущенную выгоду, который понесен другой стороной вследствие нарушения договора. Такие убытки не могут превышать ущерба, который нарушившая договор сторона предвидела или должна была предвидеть в момент заключения договора как возможное последствие его нарушения, учитывая обстоятельства, о которых она в то время знала или должна была знать».

Таким образом, проценты годовых, по содержанию Венской конвенции, не является мерой ответственности и представляет собой вознаграждение кредитору за пользование должником средствами, которые должны быть уплачены кредитору. Проценты годовых не выполняют компенсационной функции (как штрафные санкции, на что обращалось внимание выше), а их применение основывается на презумпции того, что деньги, по сути, имеют свойство естественного прироста, а потому должник, который не оплачивает вовремя надлежащие средства, должен передать кредитору и такой прирост, который кредитором был бы получен при условии своевременного платежа.

Кроме того, судебная практика Украина исходит из того, что:

«… Взыскание трех процентов годовых возможно в пределах исковой давности, которая, согласно ст. 257 ГК Украины относительно этих требований, составляет 3 года »(Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 15.09.2010 года по делу № 11/14-10).

«… Предусмотренное законом право кредитора требовать уплаты долга с учетом индекса инфляции и процентов годовых являются средствами защиты его имущественного права и интереса, суть которых заключается в возмещении материальных потерь кредитора от обесценивания денежных средств в результате инфляционных процессов и получении компенсации (платы) от должника за пользование удерживаемыми им денежными средствами, принадлежащими к уплате кредитору. Таким образом инфляционные начисления на сумму долга и проценты годовых входят в состав денежного обязательства, и не отождествляются с санкциями за невыполнение или ненадлежащее выполнение денежных обязательств »(Постановление Высшего хозяйственного суда от 23.05.2007 по делу № 22/378-26 / 137, Постановление ВХСУ от 01.08.2006 по делу № 14/14, Решение Хозяйственного суда г. Киева от 16.04.2010 года по делу № 50/142, Решение Хозяйственного суда г. Киева от 14.07.2010 года по делу № 50 / 393).

В своем Постановлении от 12.08.2010 года по делу № 13/238 Высший хозяйственный суд не согласился с выводом апелляционного суда о том, что требования о взыскании инфляционных убытков и 3% годовых «… являются самостоятельными, поскольку статьей 625 ГК Украины предусмотрено, что должник, который просрочил выполнение денежного обязательства, должен выплатить по требованию кредитора сумму долга с учетом индекса инфляции, а также 3% годовых за пользование денежными средствами. То есть указанные суммы подлежат возмещению по требованию кредитора исключительно вместе с суммой долга ».

Вышеизложенное дает все основания сделать вывод: три процента годовых по ст. 625 ГК Украины не является видом хозяйственно-правовой ответственности за нарушение хозяйственного договора, в частности, не являются неустойкой. Это законодательно гарантирована компенсационная ставка при незаконном кредитовании за счет другого предприятия.

Проценты годовых по ст. 625 ГК взимаются кредитором за весь период просрочки, в пределах исковой давности основного действительного денежного требования, а именно 3 лет (ст. 257 Гражданского кодекса Украины) и применяются наряду с санкциями хозяйственно-правовой ответственности.

Нет комментариев