Мария Глазкова → Важнейшее из искусств
Если верить крылатому изречению Ленина, то важнейшим из искусств в Советской России являлось кино. Остряки, правда, прибавляют «… и цирк», но вождь пролетариата, скорее всего, такого не говорил. Однако, в России современной, с распространением дешевых цифровых фотоаппаратов, на роль «важнейшего из искусств», похоже, начинает претендовать еще и фотография. Фотоаппаратом, конечно, можно снимать и видео, но получается почему-то не у всех. Как любят говорить фотографы, «снимает не фотоаппарат, а человек». Так что сделать эпохальный кадр теоретически можно даже на камеру мобильного телефона. В связи с этим вопрос о том, какие правоотношения возникают в связи с фотографированием, а также о том, как защитить свои права на снимок, волнуют все большее количество фотографов. Давайте поговорим о них.
Право на фото
Фотография относится к одному из самых молодых видов исскуства. Более-менее массовые масштабы фотографирование приобрело только в последние сотню лет, в то время, как его собрат, кино, так до сих пор и остается недоступным для широкого круга режиссеров. Правда, в последнее время положение меняется: на домашних компьютерах можно делать «киношные» спецэффекты, весьма похожие на те, что использовались в «большом» кино лет десять назад. Но самой трудной частью съемок фильма остается организационная: подбор актеров, написание сценария, постановка сцен и тому подобные занятия. Немногочисленные энтузиасты, снимающие на медные деньги, это правило подтверждают, даже если получают какие-то призы на кинофестивалях и бывают замечены критиками. Поскольку кино и фотография относятся к «молодым» искусствам, то и в охране их копирайтом есть послабления.
Бернская конвенция, которая является основным международным актом в этой области, устанавливает для кинофильмов и фотографий сокращенные сроки охраны:
"(1) Срок охраны, предоставляемой настоящей Конвенцией, составляет все время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти.
(2) Однако для кинематографических произведений страны Союза вправе предусмотреть, что срок охраны истекает спустя пятьдесят лет после того, как произведение с согласия автора было сделано доступным для всеобщего сведения, либо — если в течение пятидесяти лет со времени создания такого произведения это событие не наступит — что срок охраны истекает спустя пятьдесят лет после создания произведения.…
(4) Законодательством стран Союза может определяться срок охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства, охраняемых в качестве художественных произведений; однако этот срок не может быть короче двадцати пяти лет со времени создания такого произведения."
Не стоит забывать, что конвенция датируется 1886 годом, когда массовой фотографии и киносъемки просто не было: неудивительно, что к их охране авторы Конвенции отнеслись менее строго, чем к охране остальных произведений. Но даже эти номинальные послабления на практике не применяются: и в законе «Об авторском праве и смежных правах», и в четвертой части Гражданского кодекса РФ срок охраны любого произведения установлен в стандартные семьдесят лет после смерти автора.
Один из наиболее часто задаваемых вопросов, связанных с фотографиями – о том, «как защитить свои права», если эти фотографии были кем-то позаимствованы. Наиболее последовательные «защитники прав» интересуются, как сделать так, чтобы фотографии вообще «никто не украл», но ответ на него будет предельно прост: не нужно никому показывать фото, и тем более – выкладывать их в интернет. Что же касается возможных разбирательств по поводу заимствования ваших произведений, то основной проблемой в них будет доказательство того, что ваше фото незаконно использовано именно ответчиком. Если речь идет об использовании в интернете, то доказать это будет нетривиальной задачей: наши суды очень неохотно исследуют «цифровые» доказательства. Трудности может представлять и доказательство вашего авторства в том случае, если фотография или видеозапись существуют только в виде файла и нигде не публиковались «на бумаге». В общем случае доказать, что именно вы являетесь автором, можно, предоставив в суд либо фотографии в высоком разрешении, либо во «внутреннем» формате фотоаппарата (RAW).
Для такого доказывания могут использоваться и подготовительные материалы, которые получаются при создании произведения, например, неотредактированные видеоматериалы до их монтажа. Факт нарушения ваших прав в интернете можно задокументировать с помощью нотариуса, которому Основами законодательства «О нотариате» разрешено производить обеспечение доказательств. Как правило, для интернет-сайтов это заключается в осмотре нотариусом определенных страниц с составлением протокола такого осмотра. Однако, на практике связываться с интернетом большинству нотариусов не хочется, так что найти среди них такого, который согласится этим заниматься, очень непросто. В любом случае, для того, чтобы определить, какие действия нужно предпринимать для защиты своих прав, нужно исследовать конкретную ситуацию, а не давать абстрактные советы. «Проконсультируйтесь с юристом» – самая уместная рекомендация.
Творчество в фотографии
Не так давно мы обсуждали вопрос о том, какое значение имеет творческая деятельность при определении того, охраняется ли произведение авторским правом. Так вот, фотография и видеосъемка – это как раз те сферы, в которых возможно существование «нетворческих» фото- и видеозаписей, которые копирайтом охраняться не будут. Например, именно такой характер имеет фотосъемка на документы. Ее задача – простая фиксация внешнего вида обладателя документа, для возможного установления его личности. Требования к таким фотографиям, как правило, строго определены в нормативных актах или общеприняты. Так что для творчества у фотографа места уже не остается.
Другой пример «нетворческой» съемки – это разного рода камеры наблюдения, в изобилии расставленные по российским улицам и автострадам. Их функция – тоже чисто информационная, да и задача того, кто устанавливает камеру, заключается только лишь в выборе нужного ракурса. Результат такой съемки тоже носит скорее информационный характер. Кроме того, «нетворческими» могут быть и другие фотографии, в зависимости от цели их изготовления. Например, фоторепродукция какой-либо картины делается для того, чтобы просто зафиксировать ее внешний вид, и поэтому тоже может считаться «информационным материалом». Такая фотография не порождает у ее создателя авторских прав, в соответствии со статьей 1228 ГК РФ: «Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.»
В данном случае роль фотографа сводится только к техническому содействию по фиксации внешнего вида произведения. Однако, если происходит съемка трехмерного предмета, то деятельность фотографа по выбору ракурса и установке света может носить творческий характер. Как уже говорилось в предыдущей статье, установить наличие или отсутствие творчества можно только в каждом конкретном случае, исследуя конкретное произведение.
При видеосъемке возникает еще один нюанс. Дело в том, что авторами «аудиовизуального произведения», то есть, фильма, в соответствии со статьей 1263 ГК РФ, являются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, написавший музыку специально для фильма. Но в простейших видеороликах, снятых одним человеком, нет ни постановщика, ни автора сценария, поскольку они, в большинстве своем, просто фиксируют события, происходящие вокруг оператора. Композитора у подавляющего большинства из них тоже нет. Поэтому возникает вопрос: а являются ли такие ролики «аудиовизуальными произведениями»? Вопрос относится к числу спорных: кто-то считает, что режиссура при их создании заключается в выборе при съемке объектов, которые попадут в кадр. Кое-кто говорит, что «режиссер» должен быть еще и «постановщиком», а никакой постановки в подобных случаях не происходит. Впрочем, перечень «произведений», которые охраняются авторским правом, в законе указан не исчерпывающий, так что эти ролики все равно могут попадать под охрану, но «аудиовизуальными произведениями» они не будут.
Право на собственное изображение
Заслуживает внимания и вопрос о том, какие проблемы могут возникнуть на этапе съемки, из-за того, что попадет в кадр. Один из «камней преткновения» – это изображения людей. Сплошь и рядом герои фотографий и видеозаписей «наезжают» на фотографов, требуя удалить фото. Мотивируют они это «правом на свое изображение». Оно закреплено в статье 152.1 Гражданского кодекса РФ и отнесено к числу так называемых «нематериальных благ». Раньше, в ГК РСФСР 1964 года, соответствующая статья была в той его части, в которой говорилось об авторских правах, так что многие продолжают по инерции считать это право относящимся к копирайту. Но это уже не так.
Право это предполагает согласие лица, изображенного на фотографии или в видеозаписи, давать свое согласие на публикацию и дальнейшее использование своего изображения. Однако, из этого общего принципа есть три исключения. Во-первых, «согласия не требуется в том случае, когда такое использование осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах». Это, пожалуй, самое неочевидное исключение. В одном из постановлений Пленума Верховного суда, касающемся применения закона «О средствах массовой информации» разъясняется, что такое «общественный интерес»: «К общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.»
Второй случай, когда разрешение получать не нужно – когда изображение лица получено при съемках в общественном месте или при проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, когда человек является «основным объектом изображения». Проще говоря, если на снимке изображена группа лиц, или кто-то посторонний попал в кадр – спрашивать у всех изображенных разрешения вовсе не обязательно.
Ну и, наконец, третий случай – когда изображенный человек позировал за плату. Естественно, для того, чтобы это подтвердить, может понадобиться договор с моделью. Зарубежные фотобанки требуют такие договоры в обязательном порядке, если на фото кто-то изображен.
Свободу панораме!
Кроме того, проблема фотографа может подстерегать в самом неожиданном месте: при фотосъемке городских пейзажей. Связана она с так называемой «свободой панорамы», то есть, правом свободно использовать изображения архитектурных сооружений и прочих городских построек, которые находятся в общественных местах, либо видны оттуда. Статьей 1276 Гражданского кодекса РФ такое право дается с ограничениями. Без разрешения правообладателя можно делать изображения произведений искусства, находящихся в местах, открытых для свободного посещения, а также передавать такие изображения в эфир или по кабелю.
Однако, есть два исключения. Во-первых, как и в случае с человеком, такое произведение искусства не должно быть основным объектом изображения. То есть, норма расчитана на случайное попадание зданий в кадр, как только вы начинаете снимать конкретное здание, то можете нарушить авторские права его архитектора. Во-вторых, полученные изображения пейзажей запрещено использовать «в коммерческих целях», причем независимо от того, «основным объектом» на фотографии оно является, или нет. Это, как вы понимаете, тут же делает незаконным, к примеру, выпуск открыток с городскими пейзажами. Вдобавок, разрешено законом только «воспроизведение», то есть, изготовление экземпляров, а их распространение в законе не упоминается. Правда, если вы фотографируете «для себя», то на вас ограничения статьи 1276 не распространяются. Однако, уже публикация в интернете – это «доведение до всеобщего сведения», которое также законом не разрешено. В общем, трудно представить более глупый запрет. Последние планируемые изменения в Гражданский кодекс, похоже могут решить проблему: планируется разрешить свободное распространение фотографий и видеозаписей с памятниками, зданиями и произведениями декоративно-прикладного искусства, находящимися в местах, открытых для свободного посещения. Как говорится, давно пора.
Право на фото
Фотография относится к одному из самых молодых видов исскуства. Более-менее массовые масштабы фотографирование приобрело только в последние сотню лет, в то время, как его собрат, кино, так до сих пор и остается недоступным для широкого круга режиссеров. Правда, в последнее время положение меняется: на домашних компьютерах можно делать «киношные» спецэффекты, весьма похожие на те, что использовались в «большом» кино лет десять назад. Но самой трудной частью съемок фильма остается организационная: подбор актеров, написание сценария, постановка сцен и тому подобные занятия. Немногочисленные энтузиасты, снимающие на медные деньги, это правило подтверждают, даже если получают какие-то призы на кинофестивалях и бывают замечены критиками. Поскольку кино и фотография относятся к «молодым» искусствам, то и в охране их копирайтом есть послабления.
Бернская конвенция, которая является основным международным актом в этой области, устанавливает для кинофильмов и фотографий сокращенные сроки охраны:
"(1) Срок охраны, предоставляемой настоящей Конвенцией, составляет все время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти.
(2) Однако для кинематографических произведений страны Союза вправе предусмотреть, что срок охраны истекает спустя пятьдесят лет после того, как произведение с согласия автора было сделано доступным для всеобщего сведения, либо — если в течение пятидесяти лет со времени создания такого произведения это событие не наступит — что срок охраны истекает спустя пятьдесят лет после создания произведения.…
(4) Законодательством стран Союза может определяться срок охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства, охраняемых в качестве художественных произведений; однако этот срок не может быть короче двадцати пяти лет со времени создания такого произведения."
Не стоит забывать, что конвенция датируется 1886 годом, когда массовой фотографии и киносъемки просто не было: неудивительно, что к их охране авторы Конвенции отнеслись менее строго, чем к охране остальных произведений. Но даже эти номинальные послабления на практике не применяются: и в законе «Об авторском праве и смежных правах», и в четвертой части Гражданского кодекса РФ срок охраны любого произведения установлен в стандартные семьдесят лет после смерти автора.
Один из наиболее часто задаваемых вопросов, связанных с фотографиями – о том, «как защитить свои права», если эти фотографии были кем-то позаимствованы. Наиболее последовательные «защитники прав» интересуются, как сделать так, чтобы фотографии вообще «никто не украл», но ответ на него будет предельно прост: не нужно никому показывать фото, и тем более – выкладывать их в интернет. Что же касается возможных разбирательств по поводу заимствования ваших произведений, то основной проблемой в них будет доказательство того, что ваше фото незаконно использовано именно ответчиком. Если речь идет об использовании в интернете, то доказать это будет нетривиальной задачей: наши суды очень неохотно исследуют «цифровые» доказательства. Трудности может представлять и доказательство вашего авторства в том случае, если фотография или видеозапись существуют только в виде файла и нигде не публиковались «на бумаге». В общем случае доказать, что именно вы являетесь автором, можно, предоставив в суд либо фотографии в высоком разрешении, либо во «внутреннем» формате фотоаппарата (RAW).
Для такого доказывания могут использоваться и подготовительные материалы, которые получаются при создании произведения, например, неотредактированные видеоматериалы до их монтажа. Факт нарушения ваших прав в интернете можно задокументировать с помощью нотариуса, которому Основами законодательства «О нотариате» разрешено производить обеспечение доказательств. Как правило, для интернет-сайтов это заключается в осмотре нотариусом определенных страниц с составлением протокола такого осмотра. Однако, на практике связываться с интернетом большинству нотариусов не хочется, так что найти среди них такого, который согласится этим заниматься, очень непросто. В любом случае, для того, чтобы определить, какие действия нужно предпринимать для защиты своих прав, нужно исследовать конкретную ситуацию, а не давать абстрактные советы. «Проконсультируйтесь с юристом» – самая уместная рекомендация.
Творчество в фотографии
Не так давно мы обсуждали вопрос о том, какое значение имеет творческая деятельность при определении того, охраняется ли произведение авторским правом. Так вот, фотография и видеосъемка – это как раз те сферы, в которых возможно существование «нетворческих» фото- и видеозаписей, которые копирайтом охраняться не будут. Например, именно такой характер имеет фотосъемка на документы. Ее задача – простая фиксация внешнего вида обладателя документа, для возможного установления его личности. Требования к таким фотографиям, как правило, строго определены в нормативных актах или общеприняты. Так что для творчества у фотографа места уже не остается.
Другой пример «нетворческой» съемки – это разного рода камеры наблюдения, в изобилии расставленные по российским улицам и автострадам. Их функция – тоже чисто информационная, да и задача того, кто устанавливает камеру, заключается только лишь в выборе нужного ракурса. Результат такой съемки тоже носит скорее информационный характер. Кроме того, «нетворческими» могут быть и другие фотографии, в зависимости от цели их изготовления. Например, фоторепродукция какой-либо картины делается для того, чтобы просто зафиксировать ее внешний вид, и поэтому тоже может считаться «информационным материалом». Такая фотография не порождает у ее создателя авторских прав, в соответствии со статьей 1228 ГК РФ: «Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.»
В данном случае роль фотографа сводится только к техническому содействию по фиксации внешнего вида произведения. Однако, если происходит съемка трехмерного предмета, то деятельность фотографа по выбору ракурса и установке света может носить творческий характер. Как уже говорилось в предыдущей статье, установить наличие или отсутствие творчества можно только в каждом конкретном случае, исследуя конкретное произведение.
При видеосъемке возникает еще один нюанс. Дело в том, что авторами «аудиовизуального произведения», то есть, фильма, в соответствии со статьей 1263 ГК РФ, являются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, написавший музыку специально для фильма. Но в простейших видеороликах, снятых одним человеком, нет ни постановщика, ни автора сценария, поскольку они, в большинстве своем, просто фиксируют события, происходящие вокруг оператора. Композитора у подавляющего большинства из них тоже нет. Поэтому возникает вопрос: а являются ли такие ролики «аудиовизуальными произведениями»? Вопрос относится к числу спорных: кто-то считает, что режиссура при их создании заключается в выборе при съемке объектов, которые попадут в кадр. Кое-кто говорит, что «режиссер» должен быть еще и «постановщиком», а никакой постановки в подобных случаях не происходит. Впрочем, перечень «произведений», которые охраняются авторским правом, в законе указан не исчерпывающий, так что эти ролики все равно могут попадать под охрану, но «аудиовизуальными произведениями» они не будут.
Право на собственное изображение
Заслуживает внимания и вопрос о том, какие проблемы могут возникнуть на этапе съемки, из-за того, что попадет в кадр. Один из «камней преткновения» – это изображения людей. Сплошь и рядом герои фотографий и видеозаписей «наезжают» на фотографов, требуя удалить фото. Мотивируют они это «правом на свое изображение». Оно закреплено в статье 152.1 Гражданского кодекса РФ и отнесено к числу так называемых «нематериальных благ». Раньше, в ГК РСФСР 1964 года, соответствующая статья была в той его части, в которой говорилось об авторских правах, так что многие продолжают по инерции считать это право относящимся к копирайту. Но это уже не так.
Право это предполагает согласие лица, изображенного на фотографии или в видеозаписи, давать свое согласие на публикацию и дальнейшее использование своего изображения. Однако, из этого общего принципа есть три исключения. Во-первых, «согласия не требуется в том случае, когда такое использование осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах». Это, пожалуй, самое неочевидное исключение. В одном из постановлений Пленума Верховного суда, касающемся применения закона «О средствах массовой информации» разъясняется, что такое «общественный интерес»: «К общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.»
Второй случай, когда разрешение получать не нужно – когда изображение лица получено при съемках в общественном месте или при проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, когда человек является «основным объектом изображения». Проще говоря, если на снимке изображена группа лиц, или кто-то посторонний попал в кадр – спрашивать у всех изображенных разрешения вовсе не обязательно.
Ну и, наконец, третий случай – когда изображенный человек позировал за плату. Естественно, для того, чтобы это подтвердить, может понадобиться договор с моделью. Зарубежные фотобанки требуют такие договоры в обязательном порядке, если на фото кто-то изображен.
Свободу панораме!
Кроме того, проблема фотографа может подстерегать в самом неожиданном месте: при фотосъемке городских пейзажей. Связана она с так называемой «свободой панорамы», то есть, правом свободно использовать изображения архитектурных сооружений и прочих городских построек, которые находятся в общественных местах, либо видны оттуда. Статьей 1276 Гражданского кодекса РФ такое право дается с ограничениями. Без разрешения правообладателя можно делать изображения произведений искусства, находящихся в местах, открытых для свободного посещения, а также передавать такие изображения в эфир или по кабелю.
Однако, есть два исключения. Во-первых, как и в случае с человеком, такое произведение искусства не должно быть основным объектом изображения. То есть, норма расчитана на случайное попадание зданий в кадр, как только вы начинаете снимать конкретное здание, то можете нарушить авторские права его архитектора. Во-вторых, полученные изображения пейзажей запрещено использовать «в коммерческих целях», причем независимо от того, «основным объектом» на фотографии оно является, или нет. Это, как вы понимаете, тут же делает незаконным, к примеру, выпуск открыток с городскими пейзажами. Вдобавок, разрешено законом только «воспроизведение», то есть, изготовление экземпляров, а их распространение в законе не упоминается. Правда, если вы фотографируете «для себя», то на вас ограничения статьи 1276 не распространяются. Однако, уже публикация в интернете – это «доведение до всеобщего сведения», которое также законом не разрешено. В общем, трудно представить более глупый запрет. Последние планируемые изменения в Гражданский кодекс, похоже могут решить проблему: планируется разрешить свободное распространение фотографий и видеозаписей с памятниками, зданиями и произведениями декоративно-прикладного искусства, находящимися в местах, открытых для свободного посещения. Как говорится, давно пора.
Если ничего не перепутала, то история такая. Получается, что в Европе даже в фотосалонах следят за соблюдением авторских прав. Вот только как они это соблюдают? Судя по истории, на качество фото точно смотрят.
«Иолис А.Э. обратился в суд к ООО «Издательский дом Свободная пресса», АНО «Интернет-Пресса» с иском о защите нарушенных авторских прав, взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что ООО «ИД Свободная пресса» без соответствующего разрешения неправомерно воспроизводит и доводит до общего сведения на Интернет-портале www.svpressa.ru 11 фотографий, авторские права на которые принадлежат ему.»