LAWYERS ASTAPOV → Государственная монополия на экспорт пшеницы : миф или новая реальность?
Законопроект № 8163 «О внесении изменений в Закон «О зерне и рынке зерна в Украине» уже прошел профильный парламентский комитет ВР и не далек от того чтобы стать законом.
Имеет смысл остановиться на преимуществах и недостатках проекта, проанализировав его основные положения на предмет их функциональности и последствий.
Центральной идеей проекта является сужение субъектного состава экспортеров зерна из Украины. Предусмотрены 3 категории экспортеров:
1. Сельскохозяйственные товаропроизводители зерна в объемах собственного производства;
2. Другие субъекты хозяйствования, которые действуют на рынке зерна, в объемах предусмотренных договорами (контрактами) с сельскохозяйственными товаропроизводителями на выращивание зерновых культур, которые осуществили авансовые платежи в объеме не меньше чем 50 процентов цены соответствующей продукции, которая сложилась на биржевом рынке Украины, на срок не меньше вегетационного периода выращивания соответствующей сельскохозяйственной культуры;
3. Государственный оператор по обеспечению экспорта зерна.
Сельскохозяйственный товаропроизводитель
По первой категории вопросов никаких — сельскохозяйственный производитель должен иметь право неограниченно распоряжаться выращенным урожаем. Странно было бы ему это запретить. Вместе с тем настораживает фраза «в объемах собственного производства». Кто это будет определять? По-видимому, государство. На основании чего? Средних показателей урожайности по стране? То есть если урожайность конкретного производителя будет в 2 раза выше чем в среднем по стране государство половину вывезти не даст? Данная норма должна быть уточнена и порядок ее применения должен быть ясен на момент принятия или она станет источником коррупционного механизма.
Однако на сегодняшний день сельскохозяйственный производитель очень слаб вследствие длительного недофинансирования сложившегося годами и сколько-нибудь существенного экспорта обеспечить не сможет.
Экспортная деятельность очень капиталоемкий процесс. К тому же он требует знания рынков, понимания логистики (в том числе перевалки и морской перевозки), понимания правовых аспектов, привлечения торгового финансирования и т.д. На сегодняшний день очень мало сельскохозяйственных производителей способны стать самостоятельными экспортерами
Другие субъекты хозяйствования
Норма о «других субъектах хозяйствования» предусматривает работающую систему префинансирования производства зерна как в Бразилии. Там зерновой трейдер может финансировать будущий урожай с уверенностью, что он получит на него права, когда он будет собран. Об имплементации аналогичной системы сейчас идет разговор в России.
Такой системы в Украине нет и это можно сказать с полной уверенностью. Ее создание потребует изменения целого ряда фундаментальных правовых и общественных институтов, начиная с права собственности на землю сельскохозяйственного производства, работающий земельный кадастр, возможность быстрой и эффективной реализации залоговых прав на землю, эффективная и работающая система залоговых документов на зерно и, наконец, судов свободных от коррупции.
Как руководитель юридической фирмы которая очень активна в украинском агросекторе, могу с уверенностью сказать, что в контексте ситуации в Украине сегодня, норма о «других субъектах хозяйствования» работать не будет.
Государственный оператор по обеспечению экспорта зерна
Остается «государственный оператор по обеспечению экспорта зерна», который при вступлении Закона в силу и при сохранении сегодняшней архитектуры отношений в агросекторе станет основным экспортером зерна.
Каков же будет результат законодательного утверждения его статуса? Ключевое слово – конкуренция. Будет устранена конкуренция на внутреннем рынке закупок зерна и от этого все дальнейшие последствия:
1. Падение внутренней закупочной цены, которая будет навязываться производителю, так как у него не будет другого рабочего механизма экспортировать. Как следствие обнищание сельскохозяйственного производителя и падение сельскохозяйственного производства. Как следствие – рост цен на продовольствие в последующие годы.
2. Массовый уход международных компаний с рынка, которые помимо торговли, вопреки распространенному мнению очень существенно инвестировали в аграрную инфраструктуру, а именно в мощности по хранению, перевалке зерна, производству пищевых продуктов и т.д. От широкомасштабного инвестирования в агропроизводство международные компании удерживал только земельный мораторий. В случае принятия законопроекта вопрос об инвестициях в сектор будет закрыт в целом.
3. Падение интереса к украинскому агросектору со стороны финансового сообщества, а это будет означать удорожание кредитов на покупку техники, удобрений, средств защиты растений и тд.
4. Падение стоимости аграрных активов в Украине вызванное выходом из них иностранного капитала.
5. Срыв планов частных компаний происхождением из Украины по выходу на рынки капиталов так как инвесторам не интересно вкладываться в активы которые не могут генерировать cash flow то есть денежные потоки в валюте, что дает только экспорт.
6. Срыв планов национальных компаний по инвестициям в агропроизводство так как окупаемость этих вложений станет под вопрос.
При том что список недостатков можно продолжать, я затруднился увидеть преимущества этой новой меры для рынка Украины. Время покажет
Автор — Андрей Астапов, управляющий партнер AstapovLawyers и руководитель практики по разрешению споров
Имеет смысл остановиться на преимуществах и недостатках проекта, проанализировав его основные положения на предмет их функциональности и последствий.
Центральной идеей проекта является сужение субъектного состава экспортеров зерна из Украины. Предусмотрены 3 категории экспортеров:
1. Сельскохозяйственные товаропроизводители зерна в объемах собственного производства;
2. Другие субъекты хозяйствования, которые действуют на рынке зерна, в объемах предусмотренных договорами (контрактами) с сельскохозяйственными товаропроизводителями на выращивание зерновых культур, которые осуществили авансовые платежи в объеме не меньше чем 50 процентов цены соответствующей продукции, которая сложилась на биржевом рынке Украины, на срок не меньше вегетационного периода выращивания соответствующей сельскохозяйственной культуры;
3. Государственный оператор по обеспечению экспорта зерна.
Сельскохозяйственный товаропроизводитель
По первой категории вопросов никаких — сельскохозяйственный производитель должен иметь право неограниченно распоряжаться выращенным урожаем. Странно было бы ему это запретить. Вместе с тем настораживает фраза «в объемах собственного производства». Кто это будет определять? По-видимому, государство. На основании чего? Средних показателей урожайности по стране? То есть если урожайность конкретного производителя будет в 2 раза выше чем в среднем по стране государство половину вывезти не даст? Данная норма должна быть уточнена и порядок ее применения должен быть ясен на момент принятия или она станет источником коррупционного механизма.
Однако на сегодняшний день сельскохозяйственный производитель очень слаб вследствие длительного недофинансирования сложившегося годами и сколько-нибудь существенного экспорта обеспечить не сможет.
Экспортная деятельность очень капиталоемкий процесс. К тому же он требует знания рынков, понимания логистики (в том числе перевалки и морской перевозки), понимания правовых аспектов, привлечения торгового финансирования и т.д. На сегодняшний день очень мало сельскохозяйственных производителей способны стать самостоятельными экспортерами
Другие субъекты хозяйствования
Норма о «других субъектах хозяйствования» предусматривает работающую систему префинансирования производства зерна как в Бразилии. Там зерновой трейдер может финансировать будущий урожай с уверенностью, что он получит на него права, когда он будет собран. Об имплементации аналогичной системы сейчас идет разговор в России.
Такой системы в Украине нет и это можно сказать с полной уверенностью. Ее создание потребует изменения целого ряда фундаментальных правовых и общественных институтов, начиная с права собственности на землю сельскохозяйственного производства, работающий земельный кадастр, возможность быстрой и эффективной реализации залоговых прав на землю, эффективная и работающая система залоговых документов на зерно и, наконец, судов свободных от коррупции.
Как руководитель юридической фирмы которая очень активна в украинском агросекторе, могу с уверенностью сказать, что в контексте ситуации в Украине сегодня, норма о «других субъектах хозяйствования» работать не будет.
Государственный оператор по обеспечению экспорта зерна
Остается «государственный оператор по обеспечению экспорта зерна», который при вступлении Закона в силу и при сохранении сегодняшней архитектуры отношений в агросекторе станет основным экспортером зерна.
Каков же будет результат законодательного утверждения его статуса? Ключевое слово – конкуренция. Будет устранена конкуренция на внутреннем рынке закупок зерна и от этого все дальнейшие последствия:
1. Падение внутренней закупочной цены, которая будет навязываться производителю, так как у него не будет другого рабочего механизма экспортировать. Как следствие обнищание сельскохозяйственного производителя и падение сельскохозяйственного производства. Как следствие – рост цен на продовольствие в последующие годы.
2. Массовый уход международных компаний с рынка, которые помимо торговли, вопреки распространенному мнению очень существенно инвестировали в аграрную инфраструктуру, а именно в мощности по хранению, перевалке зерна, производству пищевых продуктов и т.д. От широкомасштабного инвестирования в агропроизводство международные компании удерживал только земельный мораторий. В случае принятия законопроекта вопрос об инвестициях в сектор будет закрыт в целом.
3. Падение интереса к украинскому агросектору со стороны финансового сообщества, а это будет означать удорожание кредитов на покупку техники, удобрений, средств защиты растений и тд.
4. Падение стоимости аграрных активов в Украине вызванное выходом из них иностранного капитала.
5. Срыв планов частных компаний происхождением из Украины по выходу на рынки капиталов так как инвесторам не интересно вкладываться в активы которые не могут генерировать cash flow то есть денежные потоки в валюте, что дает только экспорт.
6. Срыв планов национальных компаний по инвестициям в агропроизводство так как окупаемость этих вложений станет под вопрос.
При том что список недостатков можно продолжать, я затруднился увидеть преимущества этой новой меры для рынка Украины. Время покажет
Автор — Андрей Астапов, управляющий партнер AstapovLawyers и руководитель практики по разрешению споров
Суть интереса обычно излагается в Пояснительной записке к законопроекту. В ней обьясняется почему именна предлагаемая норма нужна и каких целей она достигает. Было бы любопытно насколько основательным вы находите обоснование содержащееся в Пояснительной записке к этому проекту? Буду благодарен за ваше виденье.
Андрей Астапов
«Ограничение конкуренции вовсе не означает, что законы рыночного производства перестали действовать. Конкуренция остается независимо от того, является ли она «свободной» или ограниченной государством. Законопроект свидетельствует лишь о том, что в данный период в Украине идет смена периода свободной конкуренции на период господства государственных монополий»…
Чтобы не засорять эфир, предлагаю ознакомиться со статьей доктора экономических наук, профессора Милосердова В.В. «Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства»
vladimir.miloserdov.name/articles/page-30.html
Вместе с тем, в упомянутом Проекте речь идет о создании барьеров для конкуренции на экспортном рынке зерновых практически непреодолимых, как я утверждаю, для всех субьектов, иных чем назначенная для этого компания с государственным участием.
Буду благодарен если вы обьясните как компания, которая будет конкурировать только сама с собой и осваивать государственные средства будет эффективной. Я такой возможности пока не увидел.»
Андрей Астапов
А с учетом постоянного роста спроса на продовольствие на мировом рынке, а значит и цен, может появиться желание продать свой товар там, где его подороже купят. У нас производители не всегда понимают, что рост цен на внутреннем рынке потом вызовет рост и других товаров.