Вера Афиногентова → В Высшей школе экономики обсудили готовность госорганов к межведомственному взаимодействию
С 1 июля 2011 года вступает в силу статья 7 210-ФЗ, в соответствии с которой чиновникам при оказании госуслуг будет запрещено требовать от граждан документы, содержащиеся в базах данных других ведомств. По мнению руководства нашей страны к указанному сроку все необходимые согласования и запросы госслужащие должны будут осуществлять самостоятельно и не гонять, как прежде, людей за справками в соседние учреждения. Для этого нужно сформировать все ведомственные базы данных и отладить межведомственное электронное взаимодействие. Представители региональных органов исполнительной власти считают, что не все субъекты РФ успеют перейти на безбумажный документооборот к 1 июля.
20-22 апреля в Высшей школе экономики (Москва) прошла конференция по программе «Предоставление услуг в электронном виде и организация межведомственного взаимодействия». В конференции приняли участие ведущие специалисты, занимающиеся вопросами внедрения электронного правительства в региональных, муниципальных и федеральных органах власти, а также эксперты Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.
Четвертый год подряд Высшая школа экономики предоставляет свою площадку для открытого обсуждения самых актуальных и непростых проблем внедрения электронного правительства в России. На этот раз дискуссии развернулись вокруг вопросов организации электронного межведомственного взаимодействия разных органов публичной власти.
Реализация статьи 7 210-ФЗ предусматривает четко отлаженную систему межведомственного электронного взаимодействия всех участников данного процесса. Для того чтобы чиновники перестали запрашивать с заявителей документы и информацию, находящуюся в распоряжении госучреждений, необходимо создать региональные информационные системы (РИС) и, наполнив их информацией, подключить к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Как это сделать, когда большая часть документов в госорганах продолжает формироваться и использоваться в бумажном виде – этот вопрос представители регионов поднимали на протяжении всего семинара. Наиболее активное обсуждение проблемы 1 июля состоялось во время круглого стола, на котором представители Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития РФ, Рособрнадзора и других федеральных органов исполнительной власти постарались разобрать все вопросы, поднятые представителями региональных властей.
В сфере нормативно-правового регулирования ключевые проблемы организации межведомственного взаимодействия связаны с противоречием между 210-ФЗ и иными нормативными правовыми актами. Не отрегулированы права заявителя самостоятельно представлять документы, которые должны быть запрошены органом власти. Не установлен порядок получения документов в рамках межведомственного взаимодействия. В ряде случаев, отраслевые нормативные правовые акты устанавливают излишние требования к представляемым документам. Например, требование к нотариальному заверению копий документов («срок давности» документа и т.д.).
В числе других факторов, препятствующих реализации 210-ФЗ неопределенность вида некоторых документов и их источника, а также режимы тайн (налоговой, медицинской, личной жизни) и защиты персональных данных.
В связи с этим, для устранения возможных противоречий с отраслевыми законами и уточнения отдельных положений 210-ФЗ, необходимо вносить изменения и в 210-ФЗ, и в отраслевые законы, которые регулируют предоставление государственных и муниципальных услуг.
Технических проблем на пути перехода к межведомственному электронному взаимодействию еще больше, и сроки на их решение поставлены крайне жесткие, считает начальник отдела проектирования комплексных ИТ-решений Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ Тимур Хафизов. Субъекты РФ имеют разный уровень информатизации, информационные системы местных учреждений разнородны и несовместимы между собой. То есть даже внутри самих регионов интеграция информационных систем госучреждений, как правило, не отлажена. Между тем, региональные и муниципальные органы власти должны осознать, что 1 июля близко, и нужно срочно проводить инвентаризацию своих ведомственных информационных систем, разрабатывать планы организации межведомственного взаимодействия и начинать осваивать СМЭВ.
20-22 апреля в Высшей школе экономики (Москва) прошла конференция по программе «Предоставление услуг в электронном виде и организация межведомственного взаимодействия». В конференции приняли участие ведущие специалисты, занимающиеся вопросами внедрения электронного правительства в региональных, муниципальных и федеральных органах власти, а также эксперты Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.
Четвертый год подряд Высшая школа экономики предоставляет свою площадку для открытого обсуждения самых актуальных и непростых проблем внедрения электронного правительства в России. На этот раз дискуссии развернулись вокруг вопросов организации электронного межведомственного взаимодействия разных органов публичной власти.
Реализация статьи 7 210-ФЗ предусматривает четко отлаженную систему межведомственного электронного взаимодействия всех участников данного процесса. Для того чтобы чиновники перестали запрашивать с заявителей документы и информацию, находящуюся в распоряжении госучреждений, необходимо создать региональные информационные системы (РИС) и, наполнив их информацией, подключить к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Как это сделать, когда большая часть документов в госорганах продолжает формироваться и использоваться в бумажном виде – этот вопрос представители регионов поднимали на протяжении всего семинара. Наиболее активное обсуждение проблемы 1 июля состоялось во время круглого стола, на котором представители Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития РФ, Рособрнадзора и других федеральных органов исполнительной власти постарались разобрать все вопросы, поднятые представителями региональных властей.
В сфере нормативно-правового регулирования ключевые проблемы организации межведомственного взаимодействия связаны с противоречием между 210-ФЗ и иными нормативными правовыми актами. Не отрегулированы права заявителя самостоятельно представлять документы, которые должны быть запрошены органом власти. Не установлен порядок получения документов в рамках межведомственного взаимодействия. В ряде случаев, отраслевые нормативные правовые акты устанавливают излишние требования к представляемым документам. Например, требование к нотариальному заверению копий документов («срок давности» документа и т.д.).
В числе других факторов, препятствующих реализации 210-ФЗ неопределенность вида некоторых документов и их источника, а также режимы тайн (налоговой, медицинской, личной жизни) и защиты персональных данных.
В связи с этим, для устранения возможных противоречий с отраслевыми законами и уточнения отдельных положений 210-ФЗ, необходимо вносить изменения и в 210-ФЗ, и в отраслевые законы, которые регулируют предоставление государственных и муниципальных услуг.
Технических проблем на пути перехода к межведомственному электронному взаимодействию еще больше, и сроки на их решение поставлены крайне жесткие, считает начальник отдела проектирования комплексных ИТ-решений Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ Тимур Хафизов. Субъекты РФ имеют разный уровень информатизации, информационные системы местных учреждений разнородны и несовместимы между собой. То есть даже внутри самих регионов интеграция информационных систем госучреждений, как правило, не отлажена. Между тем, региональные и муниципальные органы власти должны осознать, что 1 июля близко, и нужно срочно проводить инвентаризацию своих ведомственных информационных систем, разрабатывать планы организации межведомственного взаимодействия и начинать осваивать СМЭВ.
Нет комментариев