Айбек Ахмедов →  Инкотермс 2010

В 2010 году, Международная Торговая Палата приняла новую редакцию Инкотермс (далее — Инкотермс 2010), которая отразила последние изменения в практике международной торговли. Редакции Инкотермс обновляются относительно регулярно, то есть почти каждые 10 лет. Это отчасти объясняется резким развитием информационной технологии, вследствие чего, электронные документы стали повседневной реальностью. Ну и конечно, изменения были приняты, с целью упростить условия Инкотермс.

С данным постом, я начинаю обсуждение условий Инкотермс, на которых основаны многие договора купли-продажи товаров, перевозимые через сушу и преимущественно на море.
Следующие публикации будут иметь дискуссионный характер и будут включать обсуждение основных условий Инкотермс таких как CIF и FOB. Эти условия будут обсуждаться на примере судебных дел, посредством которых будут показываться те или иные проблематичные моменты использования этих условий на практике.

Инкотермс 2010

В целом, Инкотермс 2010 существенно не отличается от Инкотермс 2000 за исключением следующих аспектов:

(1) Четыре условия категории D, такие как DAF, DES, DEQ and DDU были убраны и заменены такими условиями как DAP --Delivered at Place (Доставлено до Места) and DAT — Delivered at Terminal (Доставлено до Терминала).
Замену этих условий, разработчики МТП объясняют стремлением как можно больше упростить правила для удобного использования со стороны участника международной торговли. Например, DAP подразумевает, что обязательство продавца поставить товар выполняется тогда, когда они находятся в распоряжении покупатели и готовы к разгрузке в названном месте. Тогда как DAT подразумевает, что товар доставлен, когда он был отгружен с судна или другого транспорта и переходит в распоряжении покупателя в указанном терминале. Если первое заменило условия DAF, DES и DDU, то второе заменило условие DEQ. В части рисков, продавец несет все риски до указанного терминала или места.

(2) Если в Инкотермс 2000 было четыре класса, регулируемых этими правилами, то в Инкотермс 2010 их только два. Первый класс это вид или виды транспорта и второй класс это морские и внутренние речные пути. Иными словами, Инкотермс 2010 делает большой акцент на водный транспорт и морские перевозки. Хотя использование условий Инкотермс в морских перевозках стало обычаем и поэтому многие ассоциируют Инкотермс с морскими перевозками.

(3) Одним из новшеств Инкотермс 2010 стало введение понятия электронных документов и это, прежде всего, связано с интенсивным использованием электронных форм переписки и ведения деловых переговоров, которые намного упрощают деловой оборот в международной торговле.

(4) Изменились также условия страхования грузов и это, прежде всего, отразилось на оговорках (Institute Cargo Clauses.), разрабатываемых со стороны Лондонского института страховщиков.

(5) Также изменилось распределение обязательств, касающихся получения или обеспечения информации для проверки надежности контрагента.

(6) Инкотермс 2010 прояснил ситуацию с расходами на терминале, которая позволит избежать двойного взимания платы за расходы на терминале.

(7) Последнее, Инкотермс 2010 также прояснил ситуацию в отношении обязательства закупать товары в договорах перепродажи (string sale).

Как видно из данного краткого обзора, изменения в Инкотермс коснулись в основном тех аспектов, которые ранее были неясны или создавали много проблем на практике, а также условий, которые стали непрактичны и поэтому соответственно были заменены новыми.

1 комментарий

Павел Коновалевски
Начал читать Ваши статьи ;)
Наконец-то я кое-как да осилю этот инкотермс!
А то все некогда, да некогда...:)
1