Сергей Литвиненко →  Милиция не продается

Руководитель Главного управления МВД по городу Москве Владимир Колокольцев на Всероссийской конференции «Государство и бизнес против коррупции» заявил, что «ответственность за распространение мздоимства также в полной мере лежит на предпринимателях».

Действительно, если рассматривать коррупцию с экономической точки зрения, то так и есть: спрос на совершение незаконных действий за плату со стороны коммерсантов рождает предложение со стороны правоохранительных органов. Однако следует прояснить следующее.

Смысл ведения бизнеса состоит в извлечении прибыли, отсюда вытекает: то, что эту прибыль приносит, позволяет бизнесу занимать свое место на рынке. Когда на этом рынке игроков больше двух, возникает борьба за прибыль — то есть конкуренция. Кто выиграет в конкурентной борьбе, тот и будет в дальнейшем прибыль получать. Кто проиграет — в лучшем случае может рассчитывать на реванш или занятие другой ниши на рынке. Конкурировать можно в рамках закона, совершенствуя свое производство или делая покупателям выгодное предложение. А можно закон нарушить, дав взятку за юридическое устранение конкурента.

Последний путь не нравится почти никому, но многие им пользуются. Бизнесмену A нужны железобетонные гарантии того, что если он не заплатит взятку за потопление конкурента B, этот конкурент B не заплатит взятку за устранение этого самого бизнесмена A. Сейчас же этой самой уверенности нет. И дело не только в том, что коммерсанты рассматривают мздоимство как один из способов решения проблем. Действительно, зачем тратить деньги на инновации, научные разработки, снижение издержек производства? Можно же просто заплатить денег за выездную налоговую проверку или возбуждение уголовного дела в отношении конкурента. А когда правоохранительная машина его устранит, можно устанавливать высокие тарифы. Дело в другом. Предпринимателям приходится рассуждать прямо так: если сегодня не съешь ты, съедят тебя. Угроза усиленного внимания со стороны силовиков является основным мотиватором

Взятки, заказные проверки, злоупотребления запрещены законом. А закон охраняет в том числе и МВД. Цель предпринимателя — это не соблюдение закона, а выживание. Цель МВД как раз состоит в охране закона. Поэтому спрашивать за коррупцию нужно по крайней мере одинаково. Ведь у сотрудников правоохранительных органов всегда есть выбор, брать взятку или не брать. У предпринимателей возможностей выбирать гораздо меньше.

Да и если брать во внимание не только «конкурентную» борьбу, то платить взятки приходится не только за незаконные интересы. Взять, к примеру, возмещение НДС или любые другие операции, направленные на занижение налогооблагаемой базы. Заявления на вычет по НДС подают не только мошенники, но и добросовестные бизнесмены (будь то ИП или юридическое лицо). Но из-за существующих махинаций, в которые оказываются вовлечены подкупленные чиновники, честные налогоплательщики не то что месяцами, годами не могут добиться реализации своих законных прав. Взятка у них целенаправленно вымогается путем назначения мер налогового контроля или рассмотрения материалов оперативниками в порядке ст. ст. 144-145 УПК, что делается под предлогом проверки на предмет нарушения налогового законодательства. Хотя за взятку могут не только законный, но и заведомо незаконный вычет предоставить и все за считанные дни. И опять же предприниматель ставится перед выбором: идти на подкуп или ждать поступления причитающихся сумм бесконечно долго.

Поэтому винить в коррупции кого-то одного нельзя. Это явление сугубо системное, значит и подход к нему должен быть системный — точечными обвинениями с ним бороться не удастся.

Нет комментариев