Пользователь Ilya Chernobay → Некоторые проблемы правового регулирования заключения сделок на торгах (с)
Задачей настоящего исследования является попытка вскрытия и формулирования некоторых проблем правового регулирования правоотношений сторон сделки, заключенной по результатам конкурентных процедур, возникающих в свете текущей модернизации экономики в Российской Федерации.
Как известно со времен Древней Греции, в которой зарождалась рыночная экономика, торги, как способ заключения договора, является наиболее эффективным способом удовлетворения спроса и наиболее точным механизмом формирования рыночной цены товаров и услуг. Проведение торгов для заключения договоров позволяет осуществлять поиск контрагента и обеспечивать наиболее оптимальные условия сделки в условиях свободной конкуренции. Перечень сфер применения такого способа заключения сделок увеличивается с каждым годом и в настоящее время охватывает практически все значимые области хозяйственной деятельности. Некоторые из них включают:
-торги на право заключения государственных и муниципальных контрактов;
-торги при приватизации государственного и муниципального имущества;
-инвестиционные торги;
-торги коммерческих организаций при выборе поставщиков сырья и подрядчиков;
-торги по продаже имущества должника в ходе банкротства организации и исполнительного производства;
— торги при обращении взыскания на предмет залога;
-торги при закупках естественных монополий;
-торги на товарно-сырьевых и валютных биржах;
-торги на право аренды государственного и муниципального имущества;
-торги на право пользования недрами и лесными угодьями;
-торги по приватизации земельных участков;
Перечень сфер применения торгов на этом не исчерпывается.
Несмотря на многообразие видов и форм торгов, используемых в хозяйственной деятельности, гражданское законодательство предусматривает лишь две их формы – аукцион и конкурс (п. 4 ст. 447 ГК РФ ). При этом легальное определения понятия «торги» в действующем законодательстве отсутствует. В действительности же применяются, по меньшей мере, следующие формы торгов: открытые, закрытые (конкурсы и аукционы), с нисходящей, восходящей ценой, а также смешанные торги (с элементами различных видов торгов). Понятие «конкурс» и «аукцион» дается в различных нормативно-правовых актах, регулирующих указанные выше области правоотношений, по-разному. При этом данные акты предусматривают различные правила проведения торгов для разных областей применения в той или иной степени конкретизации и относятся к актам, имеющих различную юридическую силу.
Важно отметить, что отправной нормой в постановке проблемы правового регулирования отношений сторон сделки, заключенной по результатам торгов следует считать положение статьи 449 ГК РФ, согласно которой торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными, а признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
При этом, применительно к торгам на закупку товаров и услуг естественных монополий, а также всем торгам, организаторами которых выступают коммерческие организации, в т.ч. занимающие доминирующее положение на рынке, такие правила вообще не установлены.
Указанные обстоятельства порождают не только сложности в правоприменении, но и ряд известных социально-экономических проблем. И если в отношениях по заключению сделок при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд существуют и активно применяются нормативные акты на уровне федеральных законов и в этой сфере постепенно, в след за активным развитием законодательства, формируется правоприменительная практика, то в области регулирования правоотношений участников торгов и сторон сделок, заключаемых на иных видах торгов существует множество пробелов и порождаемых ими проблем правоприменения.
В общей структуре арбитражных споров по делам о признании торгов недействительными доминируют споры, связанные с применением федерального закона от 21.07.2005. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
По словам Беляевой О.А. существует «своеобразный перекос в сторону применения указанного закона в отрыве от других положений отечественного законодательства ». Данное обстоятельство, по нашему мнению, вызвано особой общественной значимостью института государственных закупок, значительным объемом торгов в денежном измерении и активность контрольной деятельности антимонопольных органов России.
Суть нормативно-правового регулирования, опосредующего отношения заказчика, организатора, участников и победителя торгов и лица в пользу которого осуществляется исполнение договора сводится к мерам, устанавливающим запрет на действия которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на торгах и, следовательно, к мерам, направленным на предотвращение злоупотреблений в области закупок и реализации имущества.
Нарушения хотя бы одного из существенных правил торгов ставит под угрозу эффективность всей нормативно-правовой системы в области торгов и мер, обеспечивающих их соблюдение.
Концептуальным законодательным актом в области правового регулирования заключения договора на торгах является федеральный закон от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции », распространяющий свое действие на любые торги, независимо от сферы их применения. Однако, в связи с особенностями доказывания фактов совершения действий, направленных на нарушение установленных этим законом принципов, таких как создание преимущественных условий участия в торгах, сговор на торгах, координация организаторами торгов или заказчиками деятельности участников торгов и т.д., существенно усложняется эффективность его применения на практике.
Кроме того, актуальной на сегодняшний день, на мой взгляд, является проблема «недоурегулированности» т.н. «коммерческих тендеров», получивших широкое распространение на фоне активного развития новейших способов коммуникации и средств передачи информации.
Все многообразие нормативно-правового регулирования в этой сфере по существу сводится к положениям статей 447-449 ГК РФ, в отсутствие каких-либо бланкетных норм. В связи с чем, в области правоотношений, связанных с совершением сделок на торгах, инициируемых коммерческими организациями, отмечается проблема необязательности заключения договора с участниками торгов, предложившими наилучшие условия исполнения, влекущая для них существенные убытки.
Наличие прозрачных процедур и конкурентных правил проведения торгов при закупках для нужд коммерческих организаций могло бы обеспечить высокую эффективность гражданского оборота товаров и услуг широкого потребления (то есть, не относящихся к товарам, обращающимся на товарно-сырьевых биржах) за счет снижения издержек, а также способствовать формированию справедливого ценообразования за счет сокращения промежуточных (посреднических) элементов в товарно-логистической цепи, а также стимулировать повышение качества товаров и услуг рассматриваемой категории.
Еще один пласт проблем в исследуемой сфере правоотношений обнаруживается в особенностях правового регулирования преддоговорных отношений сторон договора, заключенного на торгах, которые возникают в результате внесения изменений в первоначальные условия исполнения такого договора. Правовыми последствиями изменения первоначальных условий договора путем подписания т.н. «протокола разногласий» является фиктивность торгов и утрата эффективности всей конкурентной процедуры в результате фактической подмены исходных критериев отбора контрагента другими.
Таким образом, исследование действующего законодательства в области заключения гражданско-правовых договоров хозяйствующими субъектами на торгах и практики его применения позволяет сделать некоторые первоначальные выводы:
1. Торги, как способ заключения сделок, в нынешних экономических условиях являются одним из наиболее сложных правовых и экономических институтов.
2. Регулирование торгов в каждой конкретной сфере экономических отношений осуществляется по-разному путем издания актов, имеющих различную юридическую силу.
3. В отечественном законодательстве наметился переход к повсеместному использованию аукционных торгов, происходит внедрение в практику открытых аукционов в электронной форме.
4. Правовое регулирование процедуры торгов всех сфер применения остается фрагментарным.
Как известно со времен Древней Греции, в которой зарождалась рыночная экономика, торги, как способ заключения договора, является наиболее эффективным способом удовлетворения спроса и наиболее точным механизмом формирования рыночной цены товаров и услуг. Проведение торгов для заключения договоров позволяет осуществлять поиск контрагента и обеспечивать наиболее оптимальные условия сделки в условиях свободной конкуренции. Перечень сфер применения такого способа заключения сделок увеличивается с каждым годом и в настоящее время охватывает практически все значимые области хозяйственной деятельности. Некоторые из них включают:
-торги на право заключения государственных и муниципальных контрактов;
-торги при приватизации государственного и муниципального имущества;
-инвестиционные торги;
-торги коммерческих организаций при выборе поставщиков сырья и подрядчиков;
-торги по продаже имущества должника в ходе банкротства организации и исполнительного производства;
— торги при обращении взыскания на предмет залога;
-торги при закупках естественных монополий;
-торги на товарно-сырьевых и валютных биржах;
-торги на право аренды государственного и муниципального имущества;
-торги на право пользования недрами и лесными угодьями;
-торги по приватизации земельных участков;
Перечень сфер применения торгов на этом не исчерпывается.
Несмотря на многообразие видов и форм торгов, используемых в хозяйственной деятельности, гражданское законодательство предусматривает лишь две их формы – аукцион и конкурс (п. 4 ст. 447 ГК РФ ). При этом легальное определения понятия «торги» в действующем законодательстве отсутствует. В действительности же применяются, по меньшей мере, следующие формы торгов: открытые, закрытые (конкурсы и аукционы), с нисходящей, восходящей ценой, а также смешанные торги (с элементами различных видов торгов). Понятие «конкурс» и «аукцион» дается в различных нормативно-правовых актах, регулирующих указанные выше области правоотношений, по-разному. При этом данные акты предусматривают различные правила проведения торгов для разных областей применения в той или иной степени конкретизации и относятся к актам, имеющих различную юридическую силу.
Важно отметить, что отправной нормой в постановке проблемы правового регулирования отношений сторон сделки, заключенной по результатам торгов следует считать положение статьи 449 ГК РФ, согласно которой торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными, а признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
При этом, применительно к торгам на закупку товаров и услуг естественных монополий, а также всем торгам, организаторами которых выступают коммерческие организации, в т.ч. занимающие доминирующее положение на рынке, такие правила вообще не установлены.
Указанные обстоятельства порождают не только сложности в правоприменении, но и ряд известных социально-экономических проблем. И если в отношениях по заключению сделок при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд существуют и активно применяются нормативные акты на уровне федеральных законов и в этой сфере постепенно, в след за активным развитием законодательства, формируется правоприменительная практика, то в области регулирования правоотношений участников торгов и сторон сделок, заключаемых на иных видах торгов существует множество пробелов и порождаемых ими проблем правоприменения.
В общей структуре арбитражных споров по делам о признании торгов недействительными доминируют споры, связанные с применением федерального закона от 21.07.2005. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
По словам Беляевой О.А. существует «своеобразный перекос в сторону применения указанного закона в отрыве от других положений отечественного законодательства ». Данное обстоятельство, по нашему мнению, вызвано особой общественной значимостью института государственных закупок, значительным объемом торгов в денежном измерении и активность контрольной деятельности антимонопольных органов России.
Суть нормативно-правового регулирования, опосредующего отношения заказчика, организатора, участников и победителя торгов и лица в пользу которого осуществляется исполнение договора сводится к мерам, устанавливающим запрет на действия которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на торгах и, следовательно, к мерам, направленным на предотвращение злоупотреблений в области закупок и реализации имущества.
Нарушения хотя бы одного из существенных правил торгов ставит под угрозу эффективность всей нормативно-правовой системы в области торгов и мер, обеспечивающих их соблюдение.
Концептуальным законодательным актом в области правового регулирования заключения договора на торгах является федеральный закон от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции », распространяющий свое действие на любые торги, независимо от сферы их применения. Однако, в связи с особенностями доказывания фактов совершения действий, направленных на нарушение установленных этим законом принципов, таких как создание преимущественных условий участия в торгах, сговор на торгах, координация организаторами торгов или заказчиками деятельности участников торгов и т.д., существенно усложняется эффективность его применения на практике.
Кроме того, актуальной на сегодняшний день, на мой взгляд, является проблема «недоурегулированности» т.н. «коммерческих тендеров», получивших широкое распространение на фоне активного развития новейших способов коммуникации и средств передачи информации.
Все многообразие нормативно-правового регулирования в этой сфере по существу сводится к положениям статей 447-449 ГК РФ, в отсутствие каких-либо бланкетных норм. В связи с чем, в области правоотношений, связанных с совершением сделок на торгах, инициируемых коммерческими организациями, отмечается проблема необязательности заключения договора с участниками торгов, предложившими наилучшие условия исполнения, влекущая для них существенные убытки.
Наличие прозрачных процедур и конкурентных правил проведения торгов при закупках для нужд коммерческих организаций могло бы обеспечить высокую эффективность гражданского оборота товаров и услуг широкого потребления (то есть, не относящихся к товарам, обращающимся на товарно-сырьевых биржах) за счет снижения издержек, а также способствовать формированию справедливого ценообразования за счет сокращения промежуточных (посреднических) элементов в товарно-логистической цепи, а также стимулировать повышение качества товаров и услуг рассматриваемой категории.
Еще один пласт проблем в исследуемой сфере правоотношений обнаруживается в особенностях правового регулирования преддоговорных отношений сторон договора, заключенного на торгах, которые возникают в результате внесения изменений в первоначальные условия исполнения такого договора. Правовыми последствиями изменения первоначальных условий договора путем подписания т.н. «протокола разногласий» является фиктивность торгов и утрата эффективности всей конкурентной процедуры в результате фактической подмены исходных критериев отбора контрагента другими.
Таким образом, исследование действующего законодательства в области заключения гражданско-правовых договоров хозяйствующими субъектами на торгах и практики его применения позволяет сделать некоторые первоначальные выводы:
1. Торги, как способ заключения сделок, в нынешних экономических условиях являются одним из наиболее сложных правовых и экономических институтов.
2. Регулирование торгов в каждой конкретной сфере экономических отношений осуществляется по-разному путем издания актов, имеющих различную юридическую силу.
3. В отечественном законодательстве наметился переход к повсеместному использованию аукционных торгов, происходит внедрение в практику открытых аукционов в электронной форме.
4. Правовое регулирование процедуры торгов всех сфер применения остается фрагментарным.
4 комментария