Дмитрий Липатов →  Проверки ОРЧ: в компании приходить все-таки будут

Возможности правоохранительных органов возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям довольно активно обсуждались с начала этого года. Поводом для этого послужили как сигналы из СМИ, так и поправки в законодательство. Однако четкого ответа и единого подхода к этому вопросу не найдено до сих пор.

Все-таки могут органы дознания и следователи возбуждать дела по уклонению от уплаты налогов или они обязаны дожидаться реакции решения других органов, например, налоговых?

Первым поводом для обсуждения послужило внесение изменений в ФЗ «О милиции». Запрашивая документы ранее, милиционеры руководствовались прежде всего именно этим нормативным актом. В текст закона введена норма, обязывающая уведомить налоговый орган о результатах своих проверок для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов (п. 34 ст. 10 ФЗ «О милиции»). Также была закреплена обязанность милиционера уведомлять налоговый орган о возбуждении уголовного дела (п. 35 ст. 10). И самое интересное — этим же актом налоговики были обязаны передавать сигналы о возможных преступлениях органам внутренних дел (ст. 32). В совокупности это все стало указывать на то, что правоохранительные органы теперь будут возбуждать дела не по собственной инициативе, а только по рекомендации ФНС. Кроме того, из ФЗ «О милиции» убрали норму п. 25 ч. 1 ст. 11, которая предоставляла право проводить проверки хозяйствующих субъектов.

Но милиция нашла нужное решение: возбуждать уголовные дела можно, равно как проводить проверки без налоговой. Руководствоваться при этом можно ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», который п. 1 ст. 15 предоставляет право производить при проведении оперативно-розыскных мероприятий изъятие документов, предметов, материалов. Изъятие документов можно мотивировать целью их исследования, что предусмотрено п. 5 этого закона.

Тем временем вопросы о проведении проверок предприятий органами внутренних дел в субъектах РФ разрешаются по-разному, и где-то проверки и возбуждение уголовных благополучно происходят без сигналов от налоговых органов. Однако во многом здесь важно мнение прокурора, который в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет надзор за деятельностью оперативников, а Уголовно-процессуальным кодексом устанавливаются полномочия прокурора отменить необоснованный отказ органа дознания возбуждать дело.

Как напоминает Генпрокуратура, внепроцессуальные проверки органами внутренних дел являются злоупотреблением. Но в то же время прокуроры районов, настаивая на ожидании результатов проверки налоговиков и даже решения арбитражных судов, получают новую «головную боль» в виде затягивания сроков. Учитывая также то, что ФНС на выездных проверках насчитывает больше недоимок (руководствуясь планом по суммам), чем МВД (здесь большее значение имеет факт раскрытия преступления), то производство по уголовному делу для следователя на основании мнения налоговиков будет намного труднее. Таким образом, у МВД все еще есть возможности (как правовые, так и неправовые) влиять на проверки деятельности предприятий. Даже если учитывать, что проверки по налогам прокуроры будут однозначно квалифицировать как злоупотребление полномочиями, милиции в скором будущем можно ожидать новую «лазейку». После объединения подразделений по экономическим и налоговым преступлениям в компетенции единого органа будет раскрытие и по тем, и по другим преступлениям. Следовательно теперь, теоретически, органы внутренних дел будут вправе получить доступ к документации, которую можно использовать и для расчета налоговых недоимок.

www.nalogovik.ru

Нет комментариев