Айбек Ахмедов →  Соблюдение обязательства наивысшей добросовестности до заключения договора морского страхования на страховой бирже Ллойдс

Одним из центральных и основополагающих принципов морского страхового права является принцип наивысшей добросовестности. Данный принцип предполагает что стороны по страховому договору обязаны раскрывать все обстоятельства и факты, которые стали или были известны им до и после заключения договора.

Если же одна сторона (часто это страхователь) не раскрывает известные ему обстоятельства по какой-либо причине (за исключением случаев, указанных в законе), то другая сторона имеет право расторгнуть договор.

Стороны по договору должны соблюдать эту обязательство до и после заключения договора. Нарушение обязательства происходит двумя способами: первое, это когда сторона нарушает это посредством искажения фактов или информации (misrepresentation), и второе, когда сторона скрывает факты или обстоятельства (concealment ).

При заключении договоров морского страхования на страховой бирже Ллойдс, страхователь сталкивается с проблемой. Проблема заключается в неопределенности момента заключения договора, то есть, неясно, когда заключен договор и когда применяется обязательство наивысшей добросовестности.

Сам процесс заключения договора на страховой бирже Ллойдс представляет собой довольно сложный процесс. Страхователь приходит на биржу и встречается с брокером, который узнает у него подробности покрытия. После этого брокер готовит слип (slip), иначе называемый меморандумом соглашения (memorandum of agreement), в который он вписывает все детали и особенности риска, который страхователь собирается страховать (American Airlines v. Hope (1974) 2 Lloyd's Rep. 301).

Он берет слип и обходит всех страховщиков и обсуждает с ними возможности принятия определенной или значительной доли риска. Обычно страховщики не берут весь риск на себя, так как страхователи обычно являются судовладельцами и страхуют судна, покрытие которых не по плечам одному страховщику.

Первый страховщик, который соглашается принять часть рисков, считается ведущим страховщиком (leading underwriter), и когда они вместе просматривают слип, созданный брокером совместно со страхователем, при соглашении по основным пунктам и установлении страховой премии, ведущий страховщик подписывает слип, то это дает основание возникновению договора (British & Foreign Marine Insurance Co. Ltd. v. Sturge (1897) 2 Com. Cas. 244).

Теперь, проблема поднятая в данном посте заключается в том, как определить момент возникновения обязательства наивысшей добросовестности между подписыванием слипа со стороны разных страховщиков.

Согласно материалам дела Ionides v. Pacific Fire & Marine Insurance Co. (1871) L.R. 6 Q.B. 674, страховщик пытался расторгнуть договор на основе того, что страхователь скрыл некоторые факты (искажая их) после подписания слипа, но до получения полиса. Суд постановил, что такой довод был бы удачным, если бы сокрытие произошло до заключения договора. Иными словами, договор был заключен тогда, когда был подписан слип, а не когда был получен полис. Период между подписанием слипа и получением полиса соответственно считается пост-договорным периодом, и к этому периоду применяются правила, которые применяются к сокрытию.

Теперь, если другой страховщик подписывает слип, то все что сообщил или скрыл до этого страхователь, является существенным для оценки риска. Страхователь не может возражать на том, основании, что он сообщил эти факты до подписания слипа со стороны первого страховщика, так как у него отдельное обязательство по отношению ко второму страховщику, или же к последующим страховщикам.

Нет комментариев